Украина хорошо известна вызовами для ведения бизнеса. Уже много лет продолжается модернизация таможенных органов. Так, после введения электронного таможенного декларирования и системы «единого окна» Украина уже ощутила позитивные изменения в таможенных процедурах, сроках оформления и противодействии коррупции. Также в стране продолжают воплощать евроинтеграционные решения, например, программу авторизованных экономических операторов (AЭO), которая уже революционизировала таможенные операции в других странах. Но у нас почему-то на четвертый год действия программы насчитываются всего две компании — ее участницы.
Белая ворона?
Вот так загадка: за три полных года только две компании получили в Украине статус AЭO. Одна — крупный транснациональный производитель, работающий в сотнях юрисдикций по всему миру, а другая, утвержденная всего несколько недель назад, является одной из крупнейших отечественных сетей супермаркетов.
Справка ZN.UA
АЭО — это специальный статус, который получают от таможни предприятия, отвечающие установленным правительством критериям. Он позволяет использовать упрощенные таможенные процедуры и в приоритетном порядке проходить таможенный контроль.
Ситуация в Украине существенно отличается от ситуации в других странах, где программы авторизованных экономических операторов оказались более успешными. Так, в течение первого года действия этой программы в ЕС соответствующие сертификаты получили 512 предприятий, а через три года их количество выросло более чем до 11 тысяч. В Польше за первые три года выдали свыше 250 сертификатов. По данным на 2020 год, европейские АЭО занимали долю 74 и 83% от общего объема импорта и экспорта ЕС, соответственно.
Однозначно, количество АЭО в Украине не отвечает никаким трезвым ожиданиям. Что же тут не так?
Во-первых, строгие критерии (или их слишком строгое толкование) могут отпугивать потенциальные компании, особенно малые и средние предприятия (МСП), от подачи заявки из-за опасения не отвечать требованиям. Это ощущается на примере Албании, где программа AЭO не принесла ожидаемых результатов из-за слишком строгих критериев, несмотря на принятие необходимого законодательного и регулятивного обеспечения ЕС. Украина, для сравнения, также фактически приняла кальку с европейского законодательства, но при этом значительно расширила содержание его норм, включив в Таможенный кодекс исполнительные нормы.
Во-вторых, отсутствие существенных и значимых льгот с большой вероятностью демотивирует предприятия обращаться за статусом АЭО. Так, по приблизительным оценкам, стоимость приведения процедур на предприятии к стандарту, достаточному для прохождения оценки АЭО, колеблется в пределах эквивалента 10–20 тыс. долл. США (в основном это сопровождение консультантов).
Вместе с тем следует отметить, что программа AЭO ЕС стартовала с несколько иной позиции, чем в Украине. Европейский таможенный кодекс на момент запуска программы АЭО уже содержал ряд упрощений в таможенных процедурах и соответствующие процедуры авторизации, широко использовавшиеся компаниями в ЕС. Когда принятые изменения в таможенное законодательство ЕС передали эти упрощения под зонтик АЭО, таможенные администрации и компании уже были знакомы с процессами авторизаций и упрощений. Но в случае Украины ни таможня, ни предприятия не имели какого-либо опыта в применении и эксплуатации таких упрощений.
Отдельные очереди и признание статуса
Но без ощутимых стимулов для бизнеса программа вряд ли достигнет успеха. Например, несмотря на результаты, которых достигла программа АЭО в Европе, только 60% европейских АЭ-операторов сообщили об уменьшении физического и документального контроля благодаря их статусу АЭО и всего 49% заявили, что получили предварительные извещения, когда их выбрали для контрольных процедур.
Исследование, проведенное в Словении, выявило, что при пересечении границы с использованием одноканальной системы очереди не удалось отделить или различить трафик AЭO и не-AЭO, — а это сводит на нет преимущества такого упрощения, как первоочередное пересечение границы для AЭO. По аналогии, непонятно, есть ли в любом пункте пропуска в Украине отдельные очереди для АЭО.
Еще одним значительным стимулом для украинских АЭ-операторов было бы их признание в ЕС. Например, ЕС имеет соглашения о взаимном признании статуса АЭО с США, Канадой, Японией, Китаем, а с ноября 2022 года — даже с Молдовой.
Если Украина заключит соглашения о взаимном признании статуса АЭО с другими странами, это откроет возможность для отечественных АЭО использовать преимущества своего статуса и за рубежом, уменьшая бюрократические процедуры на таможнях.
Между прочим, Минфин в 2020 году прогнозировал, что внедрение программы в Украине и достижение договоренностей о взаимном признании статуса AЭO будет способствовать выходу украинского бизнеса на международные рынки, включению в цепочки поставок на рынках ЕС и потенциально 56 других стран. Однако за три года реализации программы этого достичь не удалось.
В конце концов, на результаты программы могло повлиять отсутствие четкой коммуникационной и информационной стратегии. К сожалению, нерегулярных усилий для информирования бизнеса через личные встречи, вебинары и видеоконференции с крупными бизнес-ассоциациями недостаточно в стране, где большинство предприятий не входит в такие ассоциации, необходим более систематический и стратегический подход.
Как заинтересовать бизнес
Важно заметить: несмотря на то, что украинскую таможню часто критикуют за неэффективность, непрозрачность и бюрократизм, в этом случае отсутствие результатов не ее вина. С самого начала именно эту программу разрабатывало и продвигало Министерство финансов.
В любом случае для успешного внедрения европейской программы АЭО хотя бы в перспективе ближайших лет правительственным чиновникам следовало бы:
1) принять сбалансированный подход к критериям участия в программе АЭО, учитывая природу и структуру предпринимательства в Украине;
2) создать структуру льгот, которая заинтересует бизнес: прежде чем программа AЭO сможет эффективно заработать, преимущества статуса АЭО в этой структуре должны быть четко очерчены и эффективно доведены до сведения потенциальных заявителей;
3) согласовать программу АЭО с программами управления рисками, чтобы обеспечить совместимость и действительно дать надежным, с точки зрения таможни, предприятиям обратную связь в виде меньшего количества проверок, запросов и т.п., а также задержек их грузов;
4) разработать четкую стратегию коммуникации и охвата для программы. Эта стратегия должна включать систематическую и всеохватывающую работу по информированию бизнеса на всех уровнях о преимуществах программы и процессе получения статуса АЭ-оператора;
5) продолжать учиться у других стран с успешными программами AЭO, даже если это означает конструктивную дискуссию с советниками ЕС, поскольку, как видим из отчета Европейской счетной палаты за 2023 год, даже в ЕС программа AЭO до сих пор развивается и не лишена недостатков.
В целом и правительству, и Гостаможслужбе следует помнить, что программа АЭО на самом деле не об авторизациях и упрощениях, а о выделении из бизнес-среды надежных компаний, которым может доверять не только украинская таможня, но и ее иностранные партнеры.
Соответственно, упрощаются задачи самой таможни. Она сможет сосредоточиться на менее «надежных» бизнесах и будет иметь ресурс на целенаправленное изучение их деятельности, пресекая, где нужно, злоупотребления. То есть от увеличения количества АЭО выигрывают все: таможня будет должна «строго присматривать» за меньшим количеством компаний, а у бизнеса уменьшатся издержки, количество потерянных нервных клеток, вместо этого вырастут операционные показатели.
Все статьи Роберта Зелди читайте по ссылке.