Статья УК о коллаборационной деятельности, которая не учитывает специфику длительной оккупации Крыма, несколько опасна, и Россия этим манипулирует, поэтому ее нужно было бы изменить, считает руководитель прокуратуры АР Крым и Севастополя Игорь Поночевный.
Согласно его словам в интервью агентству «Интерфакс-Украина», соответствующая норма в УКУ появилась весной 2022 года, при этом законодатель ее выписал так, что теперь под эту категорию подпадают 99,9% жителей Крыма.
«Мне кажется, что эта статья была больше сфокусирована на оказавшихся под оккупацией после 24 февраля 2022 года, она прописана без учета специфики длительной оккупации Крыма», - подчеркнул Поночевный.
В качестве примера того, что конкретно следовало бы изменить, он назвал положение о ведении хозяйственной деятельности во взаимодействии с незаконными органами власти, созданными на временно оккупированной территории.
«Под это определение попадает бизнес типа кофейни, гостиницы или стоматологической клиники. Есть ли в этом какая-либо общественная опасность? Другая ситуация с тем бизнесом в Крыму, который сотрудничает с Минобороны РФ, с правоохранительными структурами врага, являющегося безусловным коллаборационизмом», - пояснил прокурор.
Следовательно, по его мнению, есть смысл дополнить эту статью, указав цель сотрудничества с оккупационными властями, например «в целях усиления обороноспособности государства-агрессора».
«Оккупанты и раньше рассказывали крымчанам, чтобы они не ехали на материковую часть Украины, потому что их там считают предателями и посадят. Теперь враг, апеллируя к статье о коллаборационизме, говорит крымчанам, что им в Украину не нужно и Украину в Крым тоже не нужно, потому что все окажутся за решеткой», - добавил он.
Но к введению таких изменений в законодательстве, считает прокурор, следует подходить взвешенно, поскольку они могут спровоцировать определенный хаос, а именно пересмотр уже вынесенных приговоров в отношении коллаборантов на освобожденных от оккупации территориях.
Уголовная ответственность для коллаборантов в Украине действует с 15 марта прошлого года. Тогда вступила в силу ст. 111-1 УКУ, которой установлена ответственность за следующие виды деятельности:
- публичное отрицание вооруженной агрессии против Украины, публичные призывы к сотрудничеству с РФ;
- занятие должности в незаконных органах власти на временно оккупированной территории, избрание в такие органы;
- пропаганда в учебных заведениях;
- передача материальных ресурсов незаконным вооруженным формированием на временно оккупированной территории;
- организация и проведение выборов, референдумов на временно оккупированной территории или публичные призывы к их проведению;
- организация и проведение съездов, собраний, митингов, демонстраций, информационное сотрудничество с оккупационными властями;
- занятие должности в незаконных судебных или правоохранительных органах на временно оккупированной территории;
- участие в незаконных вооруженных формированиях государства-агрессора;
- помощь в ведении боевых действий против ВСУ, добровольческих формирований, созданных для защиты Украины.