Киевский миллиардосжигающий завод и дороги

ZN.UA Опрос читателей
Поделиться
Киевский миллиардосжигающий завод и дороги © Getty Images

У столицы Украины с бюджетом на 2026 год более 100 млрд грн есть свой «Киевский миллиардосжигающий завод». Он работает в режиме 24/7, и даже это не помогает сжечь за год все поступления налогоплательщиков.

На конец прошлого года неиспользованный остаток средств из бюджета Киева составлял рекордные 15 млрд грн. Для сравнения, весь годовой бюджет города Ужгорода — 2,3 млрд грн, а Днепра и Харькова — по 20 млрд. Проблема в том, что фактически эти средства частично уничтожает инфляция. Когда мы видим остаток 15 млрд грн, достаточно применить даже официальный уровень инфляции — условно 18%, чтобы понять, какая сумма реально потеряна.

Поэтому речь идет не только о том, что деньги не тратят, но и о том, что из-за бездеятельности они фактически обесцениваются и уничтожаются. Это и есть ключевая проблема бюджетных остатков.

По состоянию на начало ноября Киев получил на 7 млрд грн больше доходов, чем на аналогичную дату прошлого года. Это уже с учетом того, что центральная власть «подло забрала» у КГГА деньги от налога на прибыль банков в госбюджет. Очевидно, несколько миллиардов неиспользованного остатка в бюджете столицы будет и по итогам 2025-го.

Больше всего средств, если обойти обязательные социальные расходы и дотацию общественного транспорта, КГГА тратит на дороги и развязки. Почти каждый проект капитального ремонта раздувает до грандиозного масштаба, где, кроме действительно нужных работ по восстановлению аварийных сооружений, добавляет в несколько раз больше лишних. Например, расширение улиц без какого-либо обоснования и потребности, переустройство земляных насыпей, множество ненужных заборов, которые ухудшают обзор, покрытие дорог и тротуаров в местах, где нет и не предполагается движение и где мог бы быть газон.

Мэрия Виталия Кличко стала чемпионом по строительству дорог по Украине — расследование
Мэрия Виталия Кличко стала чемпионом по строительству дорог по Украине — расследование

Также саботируется обустройство наземных пешеходных переходов, дублирующих подземные, для обеспечения безбарьерности улиц. Хотя этого требуют государственные строительные нормы. А обеспечение безбарьерности одного подземного перехода в несколько раз дороже обустройства регулированного наземного. Важно подчеркнуть, что вопрос инклюзивности и безбарьерности — один из приоритетных как для города, так и для государства. В условиях войны в Украине стремительно растет количество людей с инвалидностью — как военных, так и гражданских, и именно поэтому доступность городского пространства требует особого внимания, а не имитации решений.

Кроме того, после проведения капремонтов на улицах повышается количество ДТП с пострадавшими, хотя вообще по городу это количество падает. Например, за два года после капитального ремонта проспекта Палладина количество таких ДТП выросло в 2,5 (!) раза.

Любые способы удешевить проекты, уменьшить затраты и перенаправить средства на другие направления саботируются. Главные поставщики ресурса на «миллиардосжигающий завод» — заказчики дорожного строительства: Департамент транспортной инфраструктуры КГГА, УК «Киевавтодор» и КП «Дирекция строительства дорожно-транспортных сооружений г. Киева». Они как огня боятся транспортного моделирования своих самых дорогих проектов.

Моделирование за очень небольшие деньги может сэкономить сотни миллионов, если не миллиарды гривен налогоплательщиков. Ведь окажется, что где-то расширять дорогу до трех полос не нужно, а где-то можно разобрать старый путепровод и не строить на его месте такой же, только новый. Уменьшать свои аппетиты чиновники КГГА и работники коммунальных предприятий не хотят.

Также анализ актов осмотра технического состояния улиц показал, что большинство из улиц, которые капитально ремонтируют, не нуждались в ремонте.

Именно из-за расточительства в столице рождаются помпезные ненужные проекты дорожного строительства, которые вымывают деньги из бюджета города и не решают никаких проблем. А главные «достижения» «Киевского миллиардосжигающего завода» за годы полномасштабной войны таковы.

«Сожжено»

Более 1,2 млрд грн. Строительство двухуровневой развязки на пересечении улиц Богатырской и Полярной. По документам там реконструкция, но так прикрывали фактически новое строительство. Проект без обнародованного технико-экономического обоснования и результатов моделирования, без доказанной эффективности. Построен там, где целесообразнее было бы улучшить существующую схему дорожного движения с перекрестком в одном уровне, что было бы в сто раз дешевле.

Ремонт дорог в 2025 году может выйти на рекорд: битума импортировали больше всего за последние годы
Ремонт дорог в 2025 году может выйти на рекорд: битума импортировали больше всего за последние годы

920 млн грн. Реконструкция Дегтяревского путепровода в составе транспортной развязки на пересечении улиц Дегтяревской и Александра Довженко. Работы выполнены с расширением, удлинением, повышением путепровода и завышенными объемами по насыпям. Хотя достаточно было ремонта опор и замены пролетов. Увеличение путепровода никакого полезного эффекта с точки зрения транспортной инфраструктуры не дает.

377 млн грн. Капитальный ремонт путепровода на улице Новоконстантиновской. Снесли полностью старый и построили новый. Здесь можно было демонтировать путепровод и оставить дорогу в один уровень с переездом через пути со светофором. Движения грузовых поездов здесь почти нет, так что это никак не увеличило бы количество заторов. Кроме того, пешеходная и велосипедная части проектом все равно предусмотрены с пересечением путей в одном уровне. То есть пересечение в одном уровне в этом месте вполне безопасно.

Несколько сотен миллионов гривень. Капитальный ремонт улицы Глыбочицкой. Точные затраты неизвестны. Они размазаны и скрыты в бюджете Киевпастранса, ДЭУ Подольского района, Киевгорсвета отдельно по разным статьям расходов на замену путей, асфальтирования путей, асфальтирования проезжей части, замену опор и т.п. Кроме переложенного асфальта (причем волнами), замененных трамвайных путей и создания парковочных карманов, никаких улучшений. Тротуары для движения пешеходов убиты и запаркованы. Трамвай высаживает людей прямо на дорогу, а не на удобные и безопасные остановки. Велоинфраструктуры нет, несмотря на то, что это улица с самым маленьким уклоном среди всех возможных связей с верхним городом, и ее активно используют велосипедисты. Аромат канализации для жителей окружающих «элитных» ЖК тоже никуда не делся, потому что вместо того, чтобы реконструировать улицу с ремонтом сетей, решили сделать то, что проще и на фоне чего можно сфотографироваться.

«Сжигается» на наших глазах

2,5 млрд грн. Реконструкция улицы Стеценко. Общая стоимость четырех очередей строительства — 2,5 млрд грн по договору с 2021 года (в текущих ценах — в несколько раз больше). Здесь просто дорожный джекпот — заложено и расширение дорог, и два многоуровневых решения. Конечно же, никакое моделирование не проводили, потому что его результаты будут очевидны: смежные узлы и уличная сеть возле них уже сейчас перегружены и не имеют резерва для увеличения пропускной способности. Сейчас реализуется первая очередь ремонта и в планах вторая, которая предусматривает расширение улицы Стеценко. О третьей и четвертой очереди, двухуровневом решении, руководство заказчика — КП «Дирекция строительства дорожно-транспортных сооружений г. Киева» еще думает.

В деле Резниченко о хищениях на дорогах завершено следствие
В деле Резниченко о хищениях на дорогах завершено следствие

1,3 млрд грн. Капитальный ремонт улицы Богатырской. Не требовала капремонта вообще. Было достаточно небольшого текущего ремонта покрытия за в сотни раз меньший бюджет.

1,25 млрд грн. Капитальный ремонт Харьковского шоссе. «Всего лишь» 250 млн грн за один километр ремонта. Дорогу расширяют до трех полос в каждую сторону, заменяют еще вполне нормальное асфальтовое покрытие, нарушают Государственные строительные нормы о требовании обустраивать наземные переходы. Зато будет отбойник, чтобы автомобилисты увереннее нарушали скоростной режим.

503 млн грн. Капитальный ремонт улицы Городской. Согласно актам обследования, на улице повреждено всего 0,26% покрытия. Это точно не повод для капитального ремонта, поскольку можно обойтись текущим в сотни раз дешевле. Также снова планируют расширение. На этот раз до восьми полос для авто на всей протяженности вместо обустройства полос накопления перед большими узлами. Казалось бы, это простые базовые знания уровня студентов-транспортников начальных курсов, но нет, снова тысячи квадратных метров асфальта за счет налогоплательщиков напрасно.

Планируют «сжечь»

1 млрд грн. Капитальный ремонт путепровода возле станции метро «Черниговская». Запланирован огромный объем ненужных работ вместо того, чтобы просто заменить собственно аварийный путепровод. Ремонт не решит никаких проблем этого транспортного узла, потому что наличие значительного транзитного потока проигнорировали. Кроме того, движение трамваев закроют почти на год, хотя есть техническое решение, позволяющее сохранить движение трамваев на левом берегу столицы на время ремонта. Также после ремонта существенно ухудшится ситуация для пешеходов, которые идут к метро: длина пути увеличится, а пешеходные переходы станут более опасными.

803 млн грн. Капитальный ремонт проспекта Валерия Лобановского. Площадь повреждений всего 0,94%, и потому нужно перекладывать 100% покрытия. На улице не обустроят велодорожки по всей протяжности, потому что «Киевавтодору» важнее дополнительные полосы для авто и отбойник.

467 млн грн. Капитальный ремонт проспекта Свободы. Площадь повреждений всего 1,28% от общей площади дорожного покрытия. Достаточно текущего ремонта в сотни раз дешевле. Не будет продублирован наземным переходом единственный в микрорайоне Виноградарь подземный переход на перекрестке с проспектом Европейского Союза.

Госбюджет-2026: государство планирует построить дороги на 9 миллиардов гривен к "Буковелю" депутата Палицы
Госбюджет-2026: государство планирует построить дороги на 9 миллиардов гривен к "Буковелю" депутата Палицы

Почти на каждый объект со сметой в несколько сотен миллионов гривен приезжает мэр Виталий Кличко, чтобы с гордостью исключительно перед подчиненными ему коммунальными СМИ отодвинуть красный водоналивной блок и таким способом торжественно открыть движение для автомобилей. Обычно недоделанного и не введенного в эксплуатацию объекта, который полноценно запустят лишь спустя месяцы (если вообще запустят, как это произошло с Шулявским путепроводом).

Это все тщеславие и расточительство ценой в миллиарды гривен налогоплательщиков, которые можно было бы потратить с намного большей пользой. Например, на покупку генераторов для школ, чтобы дети не сидели без света, на развитие системы общественного транспорта для уменьшения заторов и, конечно, на нужды ВСУ.

Но у КГГА и «Киевского миллиардосжигающего завода» стратегия другая. Дальше будут новые и новые дорожные проекты с аналогичным подходом в реализации для распиливания бюджета Киева.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме