Начавшаяся нормализация армяно-турецких отношений и перспектива открытия границы между Турцией и Арменией внесла некоторое оживление в переговоры по проблеме Нагорного Карабаха. Ее уже лет двадцать пытаются безуспешно разрешить политики и дипломаты. Сопредседатель Минской группы ОБСЕ Мэтью Брайза считает, что прорыв может быть достигнут в ближайшие месяцы. На наш взгляд, маловероятно. Хотя президенты Армении и Азербайджана регулярно встречаются, в том числе и в присутствии посредников, прогресса в решении нагорно-карабахской проблемы нет: до сего времени стороны так и не достигли согласия по базовым принципам решения проблемы. И подвижек не будет еще долго. Слишком серьезные препятствия мешают разрешению замороженного конфликта и установлению дипломатических отношений между Баку и Ереваном…
Нормализация армяно-турецких отношений и решение нагорно-карабахской проблемы — уже давно взаимосвязанные вопросы. Ведь армяно-турецкая граница была закрыта в 1993 году Анкарой из-за начала военных действий в Нагорном Карабахе. Ереван, заинтересованный в открытии своего посольства в Анкаре и ведении прямых торгово-экономических контактов, заявляет о готовности к установлению дипломатических отношений с Турцией без предварительных условий. Турки также видят экономические выгоды для своих восточных провинций от открытия границы. Ведь сегодня торговля с Арменией идет через Грузию, что значительно удорожает турецкие товары. Тем не менее Анкара, занимающая проазербайджанскую позицию, заявляет: нормализация отношений между странами должна проходить параллельно переговорам между Баку и Ереваном по урегулированию этого конфликта. Более того, турецкий премьер Реджеп Эрдоган убеждает, что его страна не откроет границу с Арменией вплоть до разрешения проблемы.
В ситуации же вокруг Нагорного Карабаха и далее сохраняется статус-кво: стороны вот уже который год занимают одни и те же позиции. И пока не собираются их менять. Баку исходит из принципа территориальной целостности и готов предоставить Нагорно-Карабахской Республике (НКР) автономию в составе Азербайджана. Ереван, в свою очередь, напоминает о праве нации на самоопределение. А вот Степанакерт намерен говорить только о признании со стороны Баку независимости региона. Только в обмен на это лидеры непризнанной республики готовы вести речь о возвращении Азербайджану территорий, входящих в зону безопасности вокруг НКР и о решении проблемы беженцев. В свою очередь Россия, которая в прошлом году признала независимость Абхазии и Южной Осетии, разыгрывая свою партию в региональной игре, не собирается делать это в отношении Карабаха.
Но статус-кво не может длиться вечно. Рано или поздно, но наступит время и для разрешения нагорно-карабахской проблемы. И тогда обе стороны, если они действительно привержены принципу мирного разрешения конфликта (а это было подтверждено азербайджанцем Ильхамом Алиевым и армянином Сержем Саргсяном в прошлогодней московской декларации), должны за столом переговоров искать компромиссы и идти на болезненные уступки. К этому Баку и Ереван призывают посредники. Об этом говорят и эксперты. Но реалии в двух странах сегодня таковы, что перспектива решить нагорно-карабахскую проблему за счет компромиссов и уступок кажется почти фантастической идеей. Ведь проблема Нагорного Карабаха уже давно стала фактором внутренней политики Армении и Азербайджана, а власть и оппозиция — заложниками замороженного конфликта.
Азербайджанский и армянский истеблишмент часто разыгрывают нагорно-карабахскую карту, дабы сплотить вокруг власти своих граждан. Хотя прошло уже полтора десятилетия после завершения горячей стадии конфликта, азербайджанцы и армяне до сих пор питают ненависть друг к другу. Но когда Баку и Ереван пытаются сделать шаг навстречу, оппозиции обеих сторон начинают в свою очередь обвинять власти в предательстве национальных интересов, пытаясь повысить свою популярность у избирателей. Готовы ли проигнорировать Алиев и Саргсян настроения своих соотечественников? Внутренняя ситуация в Армении и Азербайджане такова, что пока президенты не могут себе это позволить.
В Армении власть и оппозиция постоянно ведут среди своих избирателей конкуренцию за Нагорный Карабах. Для карабахца Сержа Саргсяна даже минимальная уступка в нагорно-карабахском вопросе — лишний аргумент в руках оппозиции, которая весной 2008-го была готова силой привести к власти Левона Тер-Петросяна. К тому же нынешний президент Армении наверняка никогда не забывает об убийстве осенью 1999-го в стенах армянского парламента премьер-министра Вазгена Саркисяна и спикера Карена Демирчяна.
Как показал недавний референдум по внесению изменений в конституцию Азербайджана, которые предусматривают в том числе расширение полномочий президента, Ильхам Алиев, в отличие от своего армянского коллеги, пользуется большей популярностью и контролирует ситуацию в стране. Но останется ли власть в его руках после непопулярных решений по Карабаху? Ведь сегодня азербайджанские оппозиционеры более радикальны в отношении Нагорного Карабаха, чем Алиев. А это импонирует избирателям. Опять же, нынешний президент наверняка помнит о том, что в новейшей истории Азербайджана достаточно примеров удачных и не очень государственных переворотов.
Сегодня Ильхам Алиев предлагает отложить решение проблемы статуса Нагорного Карабаха на неопределенное время, поскольку этот вопрос до сих пор является камнем преткновения для разрешения конфликта. А пока главной проблемой азербайджанский президент считает вывод армянских сил из районов, прилегающих к границе Нагорного Карабаха. В одном из своих недавних интервью Алиев дал понять, что Баку может смириться с вариантом урегулирования, оставляющим Лачинский коридор, который связывает Карабах с Арменией, под армянским контролем.
Однако не только внутриполитические факторы в Азербайджане и Армении влияют на урегулирование нагорно-карабахской проблемы. Не стоит упускать из виду таких игроков, как Европейский Союз, Соединенные Штаты и Турция. Анкара, например, в последние месяцы активизировала свои посреднические усилия. И, конечно же, стоит помнить о России: Кремль заинтересован в разрешении конфликта под его полным контролем. Это прибавит Москве веса на Южном Кавказе. Пока же Азербайджан начал заигрывать с Россией: в Баку надеются, что Москва вынудит Ереван пойти на уступки. А разыгрывают там одну из стратегических карт Азербайджана — каспийский газ. В свою очередь и Ереван пытается использовать Россию, чтобы та оказала давление на Баку: когда материал готовился в номер, в Москву отправился с визитом Серж Саргсян. Но пока нет ясности в главном вопросе — статусе Нагорного Карабаха, — шансы на прогресс остаются небольшими.