Глава администрации Гонконга Керри Лэм неожиданно перенесла выборы в Законодательный совет, на которых продемократические силы впервые в истории надеялись получить большинство мест. Официальным основанием такого решения стало ухудшение в регионе эпидемиологической ситуации, связанной с COVID-19. Десять дней подряд в Гонконге фиксировали по 100 инфицированных ежедневно, а накануне выявили 150 случаев заболевания. В связи с этим в городе заговорили о третьей волне болезни и усилили противоэпидемические меры: запретили собираться больше двух людей, работу заведений питания после 18 часов, продлили требование об обязательном ношении маски в общественных местах и социальном дистанцировании.
Керри Лэм, ссылаясь на риски для здоровья граждан во время голосования, воспользовалась чрезвычайными полномочиями, чтобы отложить выборы на год. Этим правом, оставшимся в законодательстве Гонконга еще с колониальных времен, нынешняя глава администрации воспользовалась уже второй раз. Прошлой осенью во время массовых выступлений граждан против закона об экстрадиции она запретила использовать маски и другие средства скрытия лиц в публичных местах.
Однако решение о переносе выборов Керри Лэм огласила не только в связи с очередным обострением эпидемии COVID-19 (которая за более чем семь месяцев уже откорректировала повестку дня многих важных мировых событий), но и из-за непростой политической ситуации вокруг Специального административного региона (САР). С 1 июля в регионе вступил в силу закон о национальной безопасности для Гонконга, который криминализировал сепаратизм, подрывную деятельность, терроризм и заговор с другими странами, а также узаконил деятельность органов безопасности, подчиняющихся непосредственно органам центральной власти КНР. В более глубоком смысле он наделяет Пекин широкими возможностями в борьбе с антиправительственными выступлениями и устранением оппозиционных к Коммунистической партии сил.
Своей нынешней решительностью и введением закона в обход Законодательного совета САР центральное правительство КНР фактически поставило точку на неудачных попытках воплотить национальную безопасностную реформу 2003 года и ввести закон об экстрадиции в 2019 году в Гонконге, закончившиеся провалом из-за массовых демонстраций и осуждения международного сообщества. Зато негативный эффект от новых политических реалий уже в первый месяц ощутили на себе как несогласные с действиями Пекина гонконгцы, так и оппозиционные лидеры.
Накануне вступления в силу закона самораспустились несколько политических партий, известных своей пронезависимой позицией и участием в массовых выступлениях 2019 года. Наиболее известная из них — Demosisto — левоцентристская демократическая партия, основанная лидерами Революции зонтиков 2014 года Джошуа Вонгом и Натаном Лоу. Джошуа Вонг в прошлом году выступал успешным коммуникатором гонконгских протестующих на международном уровне и призывал конгрессменов США отменить торговые преференции для Гонконга, а также принять резолюцию в поддержку протестующих. Теперь подобная деятельность подпадает под действие закона о национальной безопасности и жестко карается. Очевидно, опасаясь политического преследования, Натан Лоу покинул Гонконг и находится в Великобритании, а Джошуа Вонг пытается продолжать политическое сопротивление в новых реалиях.
1 июля во время ежегодного марша оппозиции десять человек были задержаны по обвинению в использовании транспарантов с призывом к независимости Гонконга. В этот же день полиция провела рейды по заведениям питания и другим общественным местам, где поддерживают продемократическое движение, с требованием снять запрещенные лозунги (во время массовых демонстраций они были маркерами для протестующих о содействии их сопротивлению). В ответ гонконгцы начинают применять кодирование и символы, чтобы скрыть текст запрещенных песен и лозунгов, или приклеивают к стенам пустые листки.
Окрыленные победой на местных выборах осенью прошлого года в 17 из 18 округов, продемократические силы надеялись получить большинство в Законодательном совете САР на сентябрьских выборах. И у них были на это неплохие шансы. Несмотря на некоторые особенности избирательной системы Гонконга, которые до сих пор служили в пользу пропекински настроенным представителям. Так, из 70 мест в Законодательном совете 30 заполняют парламентарии, избранные функциональными округами (профессиональными группами — к ним относятся профессиональные союзы, бизнес-круги, крупные финансовые группы и корпорации и т.п.), традиционно отдававшие предпочтение благоприятным для центрального правительства кандидатам; 35 — в обычных территориальных округах, а пять кандидатов — из числа членов избранных районных советов.
На предыдущих, 2016 года, выборах в Законодательный совет благодаря этой системе провластные кандидаты получили 40 мест, хотя продемократические силы набрали 55% процентов голосов общего количества избирателей. Правда, особой чертой оппозиционных сил нынешнего парламента стало присутствие молодых, хорошо образованных радикалов, усиливших пронезависимую риторику не только на улицах Гонконга, но и в стенах парламента. Таким образом, после Революции зонтиков 2014 года в продемократическом лагере появилось молодое радикальное крыло, которое поставило под вопрос способность Китая обеспечить права и свободы для их автономии и стало продвигать идею самоопределения. А прошлогодние массовые выступления лишь усилили страх центрального правительства КНР, что ситуация в Гонконге может выйти из-под контроля.
Власть региона до тех пор старалась укротить наиболее непокорных оппозиционеров дисквалификацией из парламента и арестами, но закон о национальной безопасности значительно расширил перечень действий, которые можно интерпретировать как его нарушение и которые соответственно подпадают уже под компетенцию законодательства материкового Китая.
Пока демократические силы готовились к гонкам, правительство САР озвучило ряд предостережений, которые должны были бы удержать их от возможного нарушения закона. Прежде всего это касалось проведения предварительного отбора кандидатов для участия в парламентских выборах, в котором участвовали около 600 тысяч граждан. Неожиданно высокая явка дала повод оппозиционным кандидатам говорить, что это голосование стало своеобразным прокси-референдумом против закона о национальной безопасности. Однако, как выяснилось со временем, это отнюдь не повлияло на дальнейшее решение власти Гонконга лишить права участвовать в будущих выборах двенадцать отобранных на праймериз кандидатов. Среди названных причин — поддержка независимости Гонконга, призывы к другим странам применить санкции против САР, критика закона о национальной безопасности и т.п. Таким образом практически каждый из представителей демократического лагеря подпадает под обвинение в нарушении этого закона, чем, наверное, объясняется неожиданная дисквалификация четырех кандидатов Гражданской партии, считающейся умеренным крылом демократического движения.
Уже тогда оппозиционные силы начали говорить, что власть региона готовится перенести сентябрьские выборы из-за возможного поражения провластных кандидатов. Однако глава администрации САР категорически отрицает политический подтекст своего решения, ссылаясь на высокий риск для здоровья миллионов избирателей. Это при том, что пандемия COVID-19 не помешала правительствам соседних Южной Кореи и Сингапура успешно провести парламентские выборы без фиксации увеличения количества инфицированных вследствие этого.
Правовые вопросы, связанные с обеспечением законодательной деятельности в регионе, — а полномочия нынешнего парламента заканчиваются 30 сентября, — Керри Лэм передала Постоянному комитету Национального народного собрания КПК. Теперь ему решать, продолжит Законодательный совет работать еще год в нынешнем составе или будет действовать только в режиме экстренных сессий, или Пекин назначит временный законодательный орган. Похожий прецедент уже был после передачи Гонконга Китаю, когда распустили избранный в 1995 году Законодательный совет, и его заменил временный орган, сформированный под контролем Пекина. Кстати, каждый из этих вариантов предполагает возможность исключить из состава временного законодательного органа неугодных оппозиционеров, воспользовавшись как официальным поводом их дисквалификацией из избирательных гонок (например, пять из упомянутых кандидатов являются законодателями нынешнего парламента).
Очевидно, что власть Гонконга могла перенести выборы на несколько месяцев, не создавая таким образом еще и парламентский кризис в регионе, жизнедеятельность которого более семи месяцев была парализована массовыми протестами. Однако в нынешней ситуации, когда Китай уже не скрывает своего стремления влиять на регион и контролировать процессы, происходящие в нем, не полагаясь на местную администрацию, еще один год дает возможность снизить протестные настроения и переформатировать политическую палитру Гонконга, устранив оппозиционные силы, которые в последний период обрели серьезный политический вес.
Все статьи Натальи Бутырской читайте здесь.