В последней декаде августа японо-российский диалог по проблеме Южных Курил обещает быть динамичным.
С осени прошлого года идет напряженное дипломатическое общение, которое должно сделать возможным визит в Японию президента России Владимира Путина. Стороны очередной раз пытаются найти решение территориального спора и выйти на подписание мирного договора.
Согласованный к настоящему времени дипломатический график следующий: во второй половине августа Москву должен посетить замминистра иностранных дел Японии Синсукэ Сугияма, 30–31 августа - глава внешнеполитического ведомства Фумио Кисида. Это откроет возможность для совместного присутствия и, вероятно, переговоров Владимира Путина и японского премьера Синдзо Абэ на саммите в Пекине 3 сентября по случаю 70-летия окончания второй мировой войны на Дальнем Востоке. Затем может последовать продолжение российско-японского диалога на высшем уровне в ноябре на полях саммитов "большой двадцатки" в столице Турции Анкаре и Азиатско-тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС) в столице Филиппин Маниле. Завершающим аккордом должен стать официальный визит В.Путина в Японию в декабре т.г.
Вся эта конструкция висит сейчас на волоске ввиду намерения российского премьера Дмитрия Медведева в ближайшее время посетить Южные Курилы. Япония пригрозила перенести визит в Москву министра иностранных дел Фумио Кисиды, если Медведев не откажется от своих планов. В таком случае разрушится или существенно изменится вся программа российско-японского сближения.
Цена вопроса
Предметом территориального спора между Россией и Японией являются два южных острова Большой Курильской гряды - Итуруп и Кунашир, а также острова Малой Курильской гряды - Шикотан и группа островов Хабомаи. В Японии эти острова считаются северными территориями, незаконно занятыми Россией. На эти острова приходится примерно половина общей площади Курил - около 5 тыс. кв км из 10 тыс. - и большая часть постоянного населения - почти 16 тыс. чел. из 18 тыс. (приблизительно столько же японских граждан покинули острова после занятия их советскими войсками в 1945 г.).
Говоря о практическом значении Южных Курил, чаще всего упоминают о военном значении незамерзающих проливов (Фриза и Екатерины), соединяющих Охотское море с Тихим океаном, рыбных промыслах, запасах рения, серебра и золота, потенциальных запасах углеводородов. Военной значимости проливов часто придается преувеличенное значение. Проливы хоть и не замерзают, но в зимний период забиваются льдами. Большая часть Охотского моря замерзает. В его бухтах базируются только вспомогательные суда Тихоокеанского флота и корабли пограничной службы. Стратегические подводные лодки базируются на Камчатке на незамерзающем побережье Тихого океана, ударные надводные силы - в незамерзающих бухтах Японского моря. Теоретически они могут выходить из Японского моря в Тихий океан через Охотское море и проливы Южных Курил. Но такой путь не более надежен, чем проход через международные воды более широких и удобных проливов, разделяющих Южную Корею и Японские острова.
Основная морская деятельность в Охотском море и возле Курильских островов - рыбный промысел и торговое судоходство. Соответственно, едва ли не главным системообразующим субъектом Южных Курил является частная российская компания "Гидрострой". Она занимается рыбным промыслом и строительством на Курилах, давая работу основной части населения. На второе место можно поставить российское министерство обороны, которое поддерживает там свои гарнизоны. Что касается запасов рения - этот материал ценен, но объем спроса на него в мире невелик. Составить основу экономики островов он может только в перспективе. Запасы углеводородов могут быть значительны, но они находятся на глубоководном шельфе. Добыча нефти и газа в Охотском море ведется на мелководном шельфе Сахалина. Впрочем, разработка наиболее перспективного сахалинского месторождения, способного существенно повлиять на региональные энергетические проекты, на прошлой неделе была заблокирована расширенными санкциями со стороны США.
При таких раскладах основное значение Южных Курил - политическое, т.е. все, что связано с категориями суверенитета, исторической памяти и справедливости. Это верно и для России, и для Японии. Временами на высший политический уровень поднимаются вопросы рыбных промыслов. Россия со следующего года вводит запрет на дрифтерный лов лососевых возле Курил. Это может существенно отразиться на экономике и социальной сфере прибрежных районов Хоккайдо. Если нынешний цикл переговоров по решению территориального спора не принесет результатов, Владимир Путин и Синдзо Абе могут хотя бы достичь какого-то компромисса относительно рыбных промыслов.
de jure vs de-facto
Впервые граница между Россией и Японией была установлена в середине ХІХ в. Симодским трактатом по фактической колонизации земель. Южные Курилы отошли к Японии, Сахалин остался в совместном пользовании. По прошествии 20 лет был подписан Петербургский договор, которым Япония отказывалась от прав владения Сахалином в обмен на всю Курильскую гряду. Затем по результатам проигрышной для России войны с Японией начала ХХ в. по Портсмутскому договору Россия уступила Японии еще и южную часть Сахалина. Правительство СССР признало этот договор с некоторыми оговорками.
В начале Второй мировой войны Япония и СССР подписали акт о ненападении и придерживались его, несмотря на призывы их союзников открыть фронт на Дальнем Востоке. Но когда Германия была уже обречена, в феврале 1945 г. на Ялтинской конференции СССР пообещал союзникам объявить войну Японии через два–три месяца после капитуляции Германии в обмен на возвращение СССР Южного Сахалина и передачу ему Курильских островов. Война была объявлена в последний день трехмесячного срока после капитуляции Германии и через два дня после ядерной бомбардировки Хиросимы. Причем, операция собственно на Курилах была начата уже после того, как Япония уведомила о принятии ультиматума Потсдамской конференции о капитуляции.
Новые границы территориальных владений Японии были зафиксированы в многостороннем мирном договоре, подписанном в 1951 г. в Сан-Франциско. США настояли на формулировке по Сахалину и Курилам, по которой Япония отказывалась от территорий (причем без указания, в чью пользу), приобретенных по Портсмутскому договору. Можно отметить, что ни Портсмутский договор, ни более ранний Петербургский не предусматривали изменения принадлежности Южных Курил, которыми Япония уже владела еще по Симодскому трактату. СССР договор не подписал, поскольку требовал четкой и однозначной формулировки о передачи ему всех Курил и Южного Сахалина безотносительно других договоров.
СССР попытался заключить собственный мирный договор с Японией ценой некоторых территориальных уступок. В 1956 г. была принята Совместная декларация уровня международного соглашения (требовавшая ратификации). Она объявляла прекращение войны между СССР и Японией, установление дипломатических отношений и готовность заключения мирного договора, во имя которого СССР готов был в качестве "жеста доброй воли" передать Японии необитаемые Шикотан и Хабомаи (примерно 7% территории Южных Курил). Но США представили Японии более весомые аргументы - угрозу не возвращать оккупированные Окинаву и ряд других островов в случае отказа Японии от требования всех Южных Курил, а также программы экономического стимулирования и договор о безопасности, который был подписан в 1960 г.
Вокруг этих юридических позиций ситуация заморожена до сих пор. Россия считает декларацию Ялтинской конференции основополагающей, а предыдущие договора - отмененными по результатам Второй мировой войны. В крайней форме эта позиция ссылается на ст. 107 Устава ООН. Она трактуется Россией, согласно недавним комментариям Сергея Лаврова, следующим образом: "все, что сделали державы-победительницы, свято и нерушимо". Поэтому, по Лаврову, Япония, подписав Устав ООН, согласилась с российской принадлежностью Южных Курил. Россия также любит ссылаться на неподписанный ею договор Сан-Франциско, который, по российским взглядам, означает отказ Японии от Южных Курил. Подобные интерпретации весьма спорны.
Японская позиция состоит в том, что Симодский трактат остается в силе, советская оккупация Курил произошла в нарушение правил ведения войны, а договор Сан-Франциско не предусматривает отказа Японии от Южных Курил. Поэтому заключение мирного договора с Россией без возвращения северных территорий невозможно.
Сложные переговорные циклы
В конце "холодной" войны СССР согласился признать проблему принадлежности всех остров Южных Курил - начальная точка, с которой, по взглядам Японии, может обсуждаться мирный договор. В течение 1990-х Россия придерживалась этой позиции, подтвердив ее сначала в Токийской декларации 1993 г. В 1997-м в ходе неформального саммита в Красноярске по результатам совместной ловли рыбы российским президентом Борисом Ельциным и японским премьером Рютаро Хасимото было принято решение о заключении мирного договора к 2000 г.
С избранием президентом России Владимира Путина начался постепенный отказ России от признания территориального спора. В Иркутской декларации 2001 г. Россия в последний раз признала неопределенность статуса всех островов Южных Курил. Но уже в эту декларацию было возвращено упоминание Совместной декларации 1956 г., в которой существование территориального спора оставляет за скобками, допуская только "жест доброй воли" со стороны России в виде передачи части островов. В дальнейшем, весь второй срок Владимира Путина и президентский срок Дмитрия Медведева, позиция России фактически вернулась к советской.
Финал президентства Медведева стал точкой замерзания диалога по Южным Курилам. Медведев в 2010 г. в качестве лидера страны впервые в советской и российской истории совершил визит на Южные Курилы. В 2012-м он уже в качестве премьера еще раз посетил острова. Но на этот раз реакция Японии уже не была такой острой - к этому моменту между Владимиром Путиным и Синдзо Абе уже установился доверительный контакт. Японское правительство решило более не применять в отношении Южных Курил термин "незаконная оккупация". Теперь статус спорных островов получил более дипломатичное в отношении России название - "занятые без юридических оснований". Сигнал был принят и оценен в Москве - Путин заявил, что по проблеме Южных Курил стороны должны получить "что-то вроде хикиваки". Этот японский термин, являющийся стандартным в соревнованиях по дзю-до, означает ничью по очкам. С одной стороны, В.Путин не отказался от идеи возвращения к Совместной декларации 1956 г., которая в Японии никак не ассоциируется с "хикиваки", с другой - он дал понять, что готов работать с новыми идеями, чтобы территориальный вопрос был окончательно закрыт.
В апреле 2013-го состоялся официальный визит Синдзо Абе в Москву. Был создан формат взаимодействия "2+2" (регулярные встречи министров иностранных дел и обороны). Такой формат Япония ранее имела только со США и Австралией. Для переговоров по спорным территориям была образована комиссия на уровне заместителей министров иностранных дел. На 2014-й был запланирован ответный визит В.Путина в Японию.
Карты спутал международный кризис вокруг Украины. Япония присоединилась к санкциям против России. Тем не менее, осенью прошлого года стороны договорились об официальном визите В.Путина в Японию, теперь уже в 2015-м. Подготовка визита несколько раз ставилась под угрозу срыва, каждый раз в связи с позицией сторон в отношении Украины, но переговоры продолжались.
Летом началась новая волна обострения. В июне и июле Киев без заезда в Москву посетили Синдзо Абе и Фумио Кисида. Тут же министр обороны России Сергей Шойгу заговорил об ускоренном обновлении военной инфраструктуры на Южных Курилах. Были проведены военные учения в регионе. Российское правительство утвердило новую федеральную программу развития Курил. В июле поездку на Южные Курилы совершила министр здравоохранения России, в первой половине августа на острова отправился вице-премьер Юрий Трутнев. На фоне этого политического троллинга Владимир Путин заявлял о решаемости проблемы островов и даже общался в Абе по телефону.
Крым и хикиваки
При очевидной связи крымского и южно-курильского территориальных вопросов прямой размен позиций России и Японии вряд ли возможен. Односторонний выход из режима санкций против России или/и признание аннексии Крыма означало бы для Японии потерю лица, осложнения в отношениях со США и другими странами "Большой семерки", усиление территориальных претензий со стороны Южной Кореи (острова Лианкур) и Китая (острова Сенкаку, они же Дяоюйдао согласно китайскому названию), и, вполне вероятно, потерю уважения со стороны России, воспринимающей уступки как слабость. Локальная ничья с Россией на таких условиях обернулась бы для Японии глобальным поражением в расстановке сил на Дальнем Востоке.
Позиция Японии состоит в том, что новое компромиссное предложение, более привлекательное для Японии, чем то, что содержится в декларации 1956 г., должно прозвучать со стороны России. При этом РФ должна признать, что Иркутская декларация
2001 г., последний совместный документ, признающий территориальный спор, остается в силе. Если Россия сделает привлекательное предложение, Япония внесет свой пакет стимулов для России.
Текущая игра связана с форматом саммита в Пекине 3 сентября по случаю 70-летия окончания Второй мировой войны на Дальнем Востоке. Если согласованная японо-российская дипломатическая программа сорвется, японский лидер может отказаться от участия в пекинском саммите. В таком случае, скорее всего, от участия откажется и американский президент. Тогда главными участниками торжеств станут Си Дзиньпинь и Владимир Путин.
Япония нужна России как балансир неравных отношений с Китаем. И это не зависит от позиции Японии по украинскому вопросу. Япония не может гарантировать, но способна содействовать тому, чтобы следующий саммит "Большой семерки" в Японии при прочих благоприятных условиях, в первую очередь, прогрессе в выполнении Минских соглашений, стал поворотной точкой в отношениях с Россией.
Трудно упрекать Японию, если она ради собственной территориальной целостности пойдет на компромиссы с Россией касательно территориальной целостности Украины. Но ситуация такова, что этот вопрос не стоит перед Японией ребром. Обменять Крым или Донбасс на Южные Курилы невозможно. Решение проблемы северных территорий имеет собственную динамику, в которой поддержка территориальной целостности Украины скорее усиливает позиции Японии в отношениях с Россией, чем ослабляет.