Премьер-министр Греции Алексис Ципрас рассчитал все правильно. И стал победителем досрочных парламентских выборов, состоявшихся 20 сентября.
Это были пятые выборы в стране за последние шесть лет. И вторые - в текущем году. Коалиция левых сил СИРИЗА получила 35,46% голосов (145 депутатских мест) и новый мандат на четыре года. На этот раз, по словам А.Ципраса, чтобы "облегчить долг страны перед кредиторами ЕС".
Напомним, что в июле А.Ципрас подписал соглашение с кредиторами, которое включает меры жесткой экономии. Но благодаря этому соглашению Греция получила финансовую помощь и сумела избежать дефолта. Одновременно почти затихли разговоры о возможном выходе Греции из еврозоны. Сам же Ципрас, ранее славший гневные филиппики в адрес МВФ и Германии, стал для Европы наиболее желательным главой греческого правительства.
Выборы 20 сентября стали началом долгого пути по выходу греческой экономики из кризиса. Но теперь главной задачей премьера становится обеспечение выполнения соглашения с кредиторами. Одновременно Ципрас должен искать пути решения социальных проблем, поскольку выполнение согласованных с кредиторами планов предусматривает, в частности, повышение налогов.
Второй срок для Ципраса
Вторая подряд победа СИРИЗА на парламентских выборах заканчивает 40-летнюю традицию, когда у власти в Греции доминировали консерваторы из "Новой демократии" (получила на выборах 28,10% и 75 депутатских мест) и социалисты ПАСОК (их результат на этих выборах - 6,28%). Еще одно уникальное обстоятельство - полная смена ориентиров партии менее чем за год.
В январе СИРИЗА победила на выборах, обещая гражданам пересмотреть жесткие условия кредитования и добиться облегчения долгового бремени для экономики страны путем списания части долга. Спустя семь месяцев она добилась обратного результата.
Греция получила новую программу кредитования на 86 млрд евро, но условия кредиторов были куда пожестче, чем те, против которых Ципрас призывал восстать греков. Напомним, что на июньском референдуме 60% греков высказались против соглашения с кредиторами. Но вопреки волеизъявлению граждан, Ципрас все-таки подписал соглашение, что стало причиной внутриполитического кризиса и привело к досрочным выборам.
Впрочем, что касается вопроса отношений с кредиторами, то на выборах у греков не было особого выбора. Ведь и оппозиционная "Новая демократия" выступает за полное выполнение условий соглашения, подписанного А.Ципрасом. Лидер "Новой демократии" Евангелос Меймаракис даже сделал лидеру СИРИЗА, взявшему на себя ответственность за выполнение соглашения с кредиторами, предложение сформировать альянс. Однако Ципрас отверг эту идею: такой мегаальянс привел бы к "оттоку" части избирателей в лагерь радикалов.
Следует обратить внимание, что третье место на греческих выборах - 6,99% голосов избирателей - получила ультраправая партия "Золотая заря". При этом на фоне кризиса с мигрантами Ближнего Востока, следующими транзитом через Грецию в страны Центральной и Западной Европы, греки, проживающие на островах к югу от материка, отдали за радикалов более 10% голосов.
А вот более радикально настроенные левые, отколовшиеся от СИРИЗА и образовавшие в августе партию "Народное единство", в парламент не прошли. Они выступали против "диктата" кредиторов и призывали вернуться к драхме.
После выборов А.Ципрас объявил о возобновлении коалиции с партией "Независимые греки" (АНЭЛ), получившей в парламенте 10 мандатов. Благодаря этому союзу новое правительство получит 155 голосов в парламенте из 300 членов. Что же касается "Новой демократии", то главная оппозиционная сила, скорее всего, будет воздерживаться от атак на правительство Ципраса до тех пор, пока оно будет выполнять соглашение с кредиторами. Это позволит консолидировать политические силы страны, парламент, и в целом облегчит правительству Ципраса решение ряда проблем.
По словам Е.Меймаракиса правительству Ципраса прежде всего необходимо завоевать доверие кредиторов неукоснительным выполнением условий соглашения и проведением реформ. На следующем этапе он допускает формирование "национальной переговорной команды", которая, в свою очередь, смогла бы вступить в диалог с кредиторами по улучшению условий кредитования. Впрочем, по мнению Меймаракиса, это весьма отдаленная перспектива.
Одновременно лидер "Новой демократии" критикует Ципраса за то, что тот стал "послушным мальчиком" для Европы. Первым же испытанием "на послушность" для кабинета Ципраса будет принятие бюджета на 2016 г. Он должен соответствовать согласованным с кредиторами параметрам, быть выполнимым и дисциплинировать налогоплательщиков.
Напомним, что первичный дефицит бюджета в 2015 г. должен составить не более 0,25% ВВП, первичный профицит в 2016 г. - 0,5% ВВП, в 2017 г. - 1,75% ВВП, в 2018 г. - 3,5% ВВП. Кредиторы считают, что греческая экономика возобновит рост только в 2017 г. - на 2,7%, а в 2018 г. ускорится до 3,1%. Евросоюз смягчил свои требования относительно генерации существенного положительного сальдо уже в будущем году (раньше предполагалось +2%), и эта "уступка" расширяет А.Ципрасу поле для маневра в проведении реформ.
В то же время Греция весьма ограничена в самостоятельных решениях. Каждый шаг Афин будет жестко отслеживать тройка кредиторов - Еврокомиссия, ЕЦБ и МВФ. Их внимание особо будет уделено банковскому сектору, где правительство Греции лишается самостоятельности и не должно проводить никаких действий, которые бы "подрывали ликвидность, платежеспособность или будущую жизнеспособность банков". Все эти решения должны согласовываться с руководством Европейского стабилизационного механизма, через который страна получает большую часть средств в рамках новой программы помощи.
Для достижения этих результатов новому правительству Ципраса следует немедленно начать претворять в жизнь реформы и принимать непопулярные законы. Среди них - реформа налогового администрирования, урезание льгот для фермеров, постепенное повышение пенсионного возраста до 67 лет, запрет на снижение цен на лекарства, отмена закона о защите прав наемных работников, сокращение армии и т.д.
Кредиторы сказали, что к концу т.г. проанализируют результаты работы Ципраса. От их выводов будут зависеть следующие выплаты финансовой помощи. Напомним, что по действующей программе Греция уже получила в августе 13 млрд евро. Еще столько же предусмотрено следующим траншем: 3 млрд евро - для бюджетных нужд и 10 млрд - на рекапитализацию банков. 3 млрд Ципрас рассчитывает получить уже до конца ноября.
Находясь под прессингом кредиторов, греческое правительство также будет испытывать постоянное давление изнутри. Оно будет возрастать, если социально-экономическая ситуация будет ухудшаться.
Сегодня перед греками предстали другой Ципрас и другая СИРИЗА. Будучи в январе действительно "Коалицией радикальных левых", к сентябрю она превратилась в конформистскую проевропейскую политсилу. "Жесткие переговоры с кредиторами заставили нас стать мудрее и реалистичнее", - подытожил бурные события последних шести месяцев член СИРИЗА Вангелис Апостолу, получивший (в новом правительстве Ципраса) пост министра сельскохозяйственного развития и реконструкции.
Все вернулось на круги своя?
Еще летом неуступчивость греческих переговорщиков давала надежду их политическим единомышленникам, что можно отказаться от навязываемой европейскими структурами политики жесткой экономии и финансовой дисциплины. Однако подписанное соглашение с кредиторами и выборы 20 сентября затушили эту "свечу" для радикалов. В том числе в Испании и Португалии.
Теперь испанский премьер-министр Мариано Рахой, демонстрируя избирателям высокие показатели экономического роста страны, в конце года имеет куда больше шансов быть избранным на новый срок. В Португалии на выборах 4 октября шансы на победу имеют силы, которые с 2011 г. последовательно внедряют политику "затянутых поясов".
Можно вспомнить, как об альтернативном курсе "стимулирования экономического роста" еще в ходе выборов 2012 г. говорил нынешний президент Франции Франсуа Олланд. Сегодня он не затрагивает эту тему. И занят только тем, что пытается сдержать рост бюджетного дефицита и повысить конкурентоспособность французской экономики. Ф.Олланд тоже перестал быть "радикалом", который заявлял о повышении налогов для миллионеров и введении более жестких условий для работы банков.
Ожидания и надежды не только греков, но и многих европейцев разбились о стену суровой реальности. Перспективы масштабных перемен, как, например, угроза выхода Греции из еврозоны (в какой-то момент "вполне реального и почти неизбежного"), оказалась куда более пугающей и неприемлемой, чем перспективы длительного и не совсем очевидного "выздоровления" под усиленным контролем.
Главным просчетом "революционеров" было то, что как раз они-то и не предложили какой-либо альтернативной программы реформ, благодаря которой европейский истеблишмент и кредиторы были бы готовы договариваться о каких-то других условиях.
В любом случае программы греческой СИРИЗА, испанской "Подемос" и других подобных им партий в экономических вопросах расходятся с политикой Европейского Союза. А еврочиновники в целом не демонстрируют никакого стремления к радикальным переменам в условиях, когда последствия глобального кризиса не преодолены, и сил для запуска механизмов роста у Европы мало.