Медленно, но уверенно Украина приближается к заключению межправительственного соглашения с Россией о реадмиссии. Попытки договориться с соседями начать переговоры по поводу подготовки этого документа Украина делала еще с начала 90-х гг. прошлого столетия. И только в 2002-м россияне согласились, чтобы в повестке двусторонних отношений появился вопрос о возвращении, приеме и транзите лиц, незаконно находящихся на территории Украины и России.
На прошлой неделе в ходе очередных консульских переговоров в Москве текст двустороннего соглашения о реадмиссии был полностью согласован на уровне экспертов и теперь должен пройти процедуру согласования в министерствах и ведомствах обоих государств.
Но если по поводу оперативности прохождения документа в отечественных инстанциях сомнений почти не возникает (ведь Украина чрезвычайно заинтересована в подписании этого соглашения), то, как показывает российская практика, процесс согласования в Москве может затянуться. Например, с Евросоюзом россияне парафировали соглашения о реадмиссии и упрощении визового режима еще в начале октября, а решение о подписании было принято совсем недавно (и это при том, что президент Путин лично настаивал на ускорении процедуры подготовки этих документов). Да и история с украинско-российским соглашением демонстрирует, мягко говоря, отсутствие спешки со стороны наших партнеров. Ведь о том, что документ подготовлен и остались лишь внутренние согласования, украинская сторона уже сообщала в мае—июне прошлого года. Но после четырехмесячного «согласования» делегации вновь встретились лишь в конце сентября. Причем россияне привезли на консультации, по сути, на три четверти новый документ. На творческую переработку новых предложений ушло еще четыре месяца. При этом, за несколько дней до назначенной даты переговоров в Киев из Москвы поступили еще кое-какие предложения. Поэтому нет никакой гарантии, что после очередного согласования очередного варианта проекта соглашения о реадмиссии украинские переговорщики вновь не обнаружат в тексте множество новаций.
С другой стороны, россияне никак не ожидали, что украинская сторона с целью приблизить момент подписания соглашения пойдет на значительный компромисс и согласится на трехлетнюю отсрочку в отношении передачи граждан третьих государств и лиц без гражданства. То есть в течение трех лет после вступления соглашения в силу Украина и Россия будут забирать обратно лишь собственных граждан, нарушивших условия пребывания в соседней стране. Хотя основную проблему для Украины представляют нелегальные мигранты как раз из третьих стран, попадающие на нашу территорию именно из РФ. Но, кстати, Европейский Союз также дал России трехлетнюю отсрочку относительно граждан третьих государств. Правда, общая граница Евросоюза с РФ куда короче, нежели украинско-российский кордон, и нелегалов из России напрямую в ЕС попадает куда меньше, чем по маршруту Россия—Украина—ЕС. Тем не менее можно надеяться, что подписание соглашения о реадмиссии с Евросоюзом (а ЕС весьма настойчив в этом вопросе) значительно активизирует переговоры россиян с третьими государствами-донорами нелегальной миграции и стимулирует их на заключение максимального количества документов о реадмиссии за отведенные три года отсрочки. Украина в этом крайне заинтересована, так как проект украинско-российского соглашения предполагает, что, в случае заключения одной из сторон документа о реадмиссии с тем или иным третьим государством, она обязуется начать принимать нелегалов-граждан этого государства до истечения оговоренного трехлетнего срока. Другими словами, если, например, России удастся договориться, скажем, с Китаем или Индией быстрее, чем за три года, она тут же начнет принимать от Украины нелегалов китайцев и индусов, так как у нее уже будет возможность «этапировать» их дальше — на родину.
А пока нашей стране приходится самостоятельно разбираться с просочившимися из России на нашу территорию нелегалами. Причем в последнее время ситуация ухудшилась из-за некоторых изменений в российской системе борьбы с нелегальной миграцией. Раньше согласно двусторонней договоренности между пограничными ведомствами Украина могла быстро и без особых проблем вернуть России нелегалов, если они были задержаны непосредственно в пограничной зоне. Но в конце минувшего года в РФ была создана Федеральная миграционная служба, которая отныне и занимается нелегалами, и прежняя «пограничная» договоренность ее не касается. А на все обращения украинской стороны с просьбой забрать мигрантов, задержанных вблизи кордона, следует ответ: между нашими странами нет соглашения о реадмиссии.
Однако основания для осторожного оптимизма все же есть: хоть и неохотно, хоть и со скрипом, официальная Москва все же признает, что эти вопросы решать необходимо. В одном из недавних интервью замминистра иностранных дел РФ Григорий Карасин вполне внятно заявил: «Мы понимаем, что реадмиссия необходима для выстраивания современных межгосударственных отношений. Будет легче развивать контакты между людьми, налаживать миграционные процессы. Важность договоренностей о реадмиссии бесспорна». В настоящее время у России подписано лишь одно соглашение о возвращении, приеме и транзите нелегалов — с Литвой. А непростые переговоры о реадмиссии ведутся почти с 30 государствами. С другой стороны, российское общественное мнение по этому вопросу далеко не однозначно. Многие эксперты предостерегают власти от заключения соглашений о реадмиссии с западными соседями (в том числе и с Украиной) до того, как подобные документы не будут подписаны с основными государствами-поставщиками нелегалов, а восточные и южные границы станут гораздо менее прозрачными (по разным оценкам, на сегодня в России находится от двух до двенадцати миллионов нелегальных мигрантов). А с трибуны Госдумы раздаются предложения по поводу введения тех или иных санкций (например, отмены безвизового режима) против государств, не желающих договариваться с РФ о реадмиссии. Пока же этих соглашений нет, Россия порой достаточно радикально решает проблему избавления от проникших на ее территорию нелегалов. Как рассказывают белорусские пограничники, бывало, что из России через практически отсутствующую границу на территорию Беларуси заезжала «фура», проезжала пару десятков километров, останавливалась, выгружала толпу обалдевших нелегалов, разворачивалась и уезжала обратно в Россию… Соглашения же о реадмиссии у Беларуси с Россией нет. При этом белорусы почему-то не спешат воспользоваться предложением Украины о создании единого реадмиссионного пространства на основе двусторонних соглашений (Украина—ЕС, Россия—ЕС, Беларусь—ЕС, Россия—Беларусь, Украина—Россия, Украина—Беларусь). Проект соглашения с Республикой Беларусь был подготовлен еще в 1998 г. Однако Минск четко увязывает его подписание с заключением соглашения о реадмиссии между Украиной и Россией.