Не таким должен был быть последний визит канцлера ФРГ Ангелы Меркель в Украину. В стране, борющейся за восстановление суверенитета и независимости, возврат оккупированных Россией территорий, рассчитывали приветствовать другую Ангелу — «нашу Ангелу», как когда-то ее называли в украинских кулуарах, с настоящими почестями. И хотя ее визит в Киев должен был проходить по традиционным дипломатическим канонам приглашения принимающей стороны, в этот раз все было не так. Интерес был на стороне Берлина.
Если кто-то еще находится в плену иллюзий, то вынужден разочаровать. Нет, визит Меркель в Украину был не об Украине. Накануне своей поездки для встреч в Киеве канцлер Германии не случайно, а вполне сознательно побывала в Кремле. Этакая «челночная дипломатия» Меркель в собственных интересах. Этот эпизод дополнительно подтвердил, что первенство в решении вопросов, где украинский интерес является едва ли не самым критическим, сегодня принадлежит не Украине. Нашу судьбу решают за спиной Украины без Украины, на выходе выставляя чек «соглашайся или отвергай». Именно так и выглядит реальная политика, где наибольшие дивиденды получает тот, кто объединяет поддержку вокруг своих подходов, кто активно и инициативно движется в лабиринтах мировой политики, кто развивает прочную и широкую сеть личных контактов. Киев этого сделать не успел, почивая на лаврах от успеха в убеждении мира в токсичности России, достигнутого в предыдущие годы другими руководителями.
Виновата ли пани Меркель в том, что немецкий интерес ей ближе к сердцу? Нет. Остается ли она поборником интересов Украины? Да. Но только ее веры и преданности украинской борьбе недостаточно для победы. Поддерживают тех, кто и сам противостоит и предлагает действенные формулы решения вопросов, где завязаны интересы многих. «Северный поток-2» всегда был и остается именно об этом. И именно ради завершения этого проекта пани Меркель прибыла в Украину, чтобы увидеться с президентом Владимиром Зеленским. Донбасс и Крым в этот раз ни при чем. Не более чем «соус к основному блюду». Подтверждений этому много. От показательно сокращенного пребывания канцлера в Украине, ведь в Киеве она оставалась меньше суток и провела всего две встречи, до предельной пунктуальности всех мероприятий программы, где каждая из встреч была в рамках заложенного хронометража. Анонсированные переговоры 23 августа в Киеве между министрами энергетики Украины, Германии и США все окончательно расставили по своим местам. Без ЕС и РФ это больше напоминает попытку делать хорошую мину при плохой игре. За кулисами этой дымовой завесы Киеву предлагают выбирать лучшее из двух зол — согласиться или нет на энергетическое предложение, ведь альтернатива может быть хуже. Такая вот формула и завещание пани Меркель.
В ходе совместной пресс-конференции президент Зеленский и канцлер Меркель зря пытались скрыть серьезные расхождения между позициями Киева и Берлина. Встреча 22 августа их не сблизила, а похоже, наоборот, еще больше отдалила. Не убрал (и не мог убрать) этого ощущения даже щедрый жест Киева по награждению Меркель Орденом Свободы. Вполне оправданная награда с точки зрения вклада канцлера в поддержку Украины. Но выбранное для этого время в который раз продемонстрировало близорукость Банковой, ведь ничто не мешало сделать это после ее ухода с политической должности.
Ключевая ошибка Киева, проявившаяся по результатам встречи Зеленский—Меркель, состоит в том, что каждый раз Украина позволяет сужать фокус внимания и говорить только об интересе другой стороны. Дело не в «Северном потоке-2» или «Северном потоке-1». И не в деньгах, которые пытается выторговать Киев или предлагает Берлин как компенсацию. Дело в тектоническом разломе, перед угрозой которого оказались вся Объединенная Европа и трансатлантический мир, соглашаясь на запуск нового энергорукава России. То, что могло стать инструментом принуждения к изменению поведения России и обязать ее в дальнейшем жить по правилам, неумолимо становится демотиватором к этим изменениям и приглашением к дальнейшей гибридной агрессии Кремля.
Не забываем, что российскую гибридную агрессию не остановил Будапештский меморандум, не остановит и Вашингтонская декларация Меркель—Байдена. Тем более после введенного в эксплуатацию «газопровода Путина». В Киеве канцлер ФРГ так и не смогла четко ответить, получит ли Украина хоть какие-то гарантии транзита и заполнения украинской газотранспортной системы после 2024 года. Не смогла — значит, гарантий нет, и, как говорят из Москвы, в дальнейшем все будет зависеть от рыночной конъюнктуры. В дипломатических кругах, осведомленных о ходе переговоров, подтверждают, что ничего нового в Киеве не произошло: уступок ожидают именно от Украины.
В то же время подвешенная где-то в Европе перспектива запуска «Северного потока-2» могла бы стать не только сдерживающим фактором для России, оберегом для Украины и ЕС в целом, но и орудием для продвижения интересов прекращения российской агрессии и принуждения к выполнению Кремлем его обязательств в вопросах безопасности согласно Минским договоренностям. После запуска «газопровода Путина» (а сомнений в этом все меньше, и встреча с президентом США Джозефом Байденом 31 августа это, судя по всему, подтвердит) надо ожидать смены ролей. Вполне очевидно, что с первым кубометром российского газа в «Северном потоке-2» Москва получит возможность выставлять свою цену за стабильность энергопоставок, которой, вероятно, будут требования политических уступок со стороны Киева в урегулировании ситуации в Донбассе, если Украина хочет безопасных и стабильных газопоставок и транзита.
С таким выразительным акцентом на тематике энергетики нечего и мечтать о каком-либо прогрессе на пути минского урегулирования. Так, канцлер Меркель эту тему в Киеве не замалчивала, признала, что поднимала ее с президентом Путиным в Москве 20 августа. Но это ли ключевое? Разоблачительными являются ее слова и в Киеве, и в Москве о «повестке дня» возможной нормандской встречи и признании «недостаточно быстрого движения» на пути урегулирования. Если перевести с дипломатического на понятный язык, это означает, что без уступок Киева, читай — имплементации «формулы Штайнмайера» в украинское законодательство и готовности к дальнейшим уступкам на политическом треке, рассчитывать на прогресс не следует. Ситуация продолжит оставаться в подвешенном замороженном состоянии, под контролем прихотей Кремля и его любимой тактики контролируемого обострения на фронте.
С точки зрения оценки успешности визита канцлера ФРГ в Украину, весьма показательным также стало отсутствие сигналов о готовности усилить санкции против РФ для сдерживания ее агрессии. Как и ни единого слова о желанных для Украины перспективах европейской и евроатлантической интеграции государства, Плане действий о членстве или декларации о поддержке Германией европейской перспективы Украины. Слово Берлина на этих треках критично. Молчание — показательно.
Также мимо визита прошли и перспективы торгово-экономического и инвестиционного сотрудничества между Украиной и ФРГ, которые, как обещал президент Зеленский, должны быть в основе любого контакта при его участии. Привезенные канцлером 1,5 млн доз вакцин для потребностей борьбы Украины с коронавирусом стали на фоне всех других вопросов больше «утешительным призом» и жестом милосердия к Киеву, подчеркнули визит «извинения» Меркель.
И пока Киев, кроме обвинений в сторону партнеров, не предлагает взамен эффективные формулы отпора агрессии России, Кремль продолжает действовать. Еще до визита Меркель Путин успел провести долгий телефонный контакт с президентом Франции Макроном, с которым подробно обсудил и украинский вопрос. Личная встреча с канцлером Меркель на следующий день позволила дополнительно зафиксировать российский нарратив: в пробуксовке мирного процесса теперь будет виноват Киев. Если заданный последними встречами — от женевской до московской — тренд не удастся изменить и в ходе визита президента Зеленского в Вашингтон, Банковой надо готовиться к новым реалиям. Теперь даже тактика «посмотреть в глаза» не сработает, Путин свои глаза просто будет отводить или закатывать.
С некоторым привкусом разочарования переворачиваем страницу в соавторстве Владимира Зеленского и Ангелы Меркель в книге украино-немецких отношений и с надеждой на лучшее ожидаем следующую страницу. Надо ли обвинять в этом Берлин и лично Меркель? Вопрос риторический. Победителей не судят.