Уйти, чтобы остаться?

ZN.UA Эксклюзив
Поделиться
Уйти, чтобы остаться? © depositphotos / Logan81
Почему и через полтора года после референдума выход Великобритании из ЕС не выглядит решенным делом.

Выступая в Страсбурге перед членами Европарламента, глава Совета ЕС Дональд Туск выразил надежду, что Лондон может пересмотреть решение о выходе из Евросоюза.

Он напомнил, что сердца европейцев "по-прежнему открыты" для Великобритании и что ЕС примет желание британцев сохранить полноправное членство в объединении. Ему вторил председатель Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер, который также обратился к Лондону с просьбой услышать призывы из Брюсселя.

Спустя полтора года после референдума и почти год с официального начала переговоров о выходе желание остановить Брекзит не оставляет европейских политиков. Причиной тому - не ностальгия по европейскому согласию, и не искренняя любовь к Великобритании. Просто Брекзит оказался явлением на редкость неудобным и опасным для всех его участников по обе стороны Пролива.

Как устроить развод с одним из членов ЕС (да еще и одним из сильнейших), и при этом не поставить под угрозу всю европейскую интеграцию - задача, решения которой нет сейчас ни у кого. Причем меньшую проблему представляют конкретные, секторальные вопросы. Они, пожалуй, существенны лишь для Лондона, ведь на протяжении переходного периода - Брюссель настаивает что он должен закончиться 31 декабря 2020 г. - Великобритания продолжит подчиняться законодательству ЕС в полном объеме, без изъятий и изменений в обязательствах.

Основные проблемы - политические, связанные с неизбежными последствиями Брекзита для всей европейской политики.

Прежде всего затруднения вызывает сама процедура переговоров по Брекзиту. Стороны находятся в жесточайшем цейтноте. Ведь выход Великобритании должен быть завершен в конце марта 2019 года, а переговоры необходимо закончить уже в октябре нынешнего года, чтобы дать время парламентам стран-участников ратифицировать будущее соглашение. Учитывая нынешнее состояние переговоров, успеть в установленные сроки вряд ли удастся. Очевидно, что когда готовилась статья 50 Договора о ЕС, ее авторы не представляли себе, насколько усложнится внутреннее регулирование ЕС и как нелегко будет реализовывать процедуру развода.

Вероятно, можно было бы организовать процедуру Брекзита ad hoc, сделать переговоры неформальными, не привязанными к требованиям Договора (которые, к тому же, прописаны в весьма общих чертах). Но, во-первых, стороны не заинтересованы затягивать процесс переговоров. Одни экономические риски длительной неопределенности в судьбе единого рынка ЕС перевешивают стремление построить переговоры на принципах сотрудничества сторон. Во-вторых, Брюссель так и не изменил остро негативного отношения к результатам британского референдума, из-за чего в логике его действий угадывается желание "наказать" Лондон за причиненные неудобства.

Поэтому ЕС явно намерен использовать слабость британской позиции в переговорах: Великобритания более уязвима к политической неопределенности, вызванной Брекзитом, и потому в большей мере заинтересована в скорейшем завершении переговоров. В этих условиях Европейский Союз имеет больше возможностей влиять на повестку диалога.

Однако и высокопоставленные чиновники Евросоюза, и члены Европарламента чаще говорят не о повестке Брюсселя, а о повестке Лондона. Претензии к неспособности правительства Терезы Мэй представить всесторонний и полный план выхода - одна из наиболее популярных тем в ЕС. Такой подход может показаться странным, ведь речь идет о формальной процедуре, определенной документами Европейского Союза, следовательно, именно Брюссель должен играть первую скрипку. Тем не менее, позиция чиновников Евросоюза логична.

Действительно, процедура выхода не детализирована, за общими принципами и подходами необходимо определять множество конкретных шагов. И, естественно, в Брюсселе не хотят принимать ответственность за неминуемые в такой ситуации ошибки на себя: их могут расценить как свидетельство растерянности и неготовность работать под значительным политическим давлением. Разумно отдать инициативу, а вместе с ней и всю полноту ответственности, Лондону. Все ошибки будут отнесены на счет британской стороны, что сделает последнюю сговорчивее, а позицию ЕС - внешне более основательной и продуманной.

Ведь для ЕС выход Великобритании действительно обещает рост неопределенности - в политике, в экономике, в области безопасности. Без Лондона будет утрачен выстраивавшийся десятилетиями баланс сил: Великобритания, Германия и Франция уравновешивали влияние друг друга и тем самым гарантировали, что в Евросоюзе не появится явный гегемон. Без Лондона эта лежащая в основе современной европейской интеграции конфигурация сил будет безвозвратно утеряна.

Страхи многих европейцев связаны с вероятным ростом влияния Берлина.

Отчасти эти опасения подтверждает активная позиция немецкой стороны в переговорах о выходе Великобритании. В частности, с подачи немецкого министра иностранных дел Зигмара Габриэля Берлин занял достаточно жесткую позицию по формату будущего торгово-экономического соглашения с Лондоном: Германия не согласна на особый статус Великобритании и настаивает на том, что будущее соглашение должно стать типовым для всех третьих стран, например, для Турции и Украины. Иными словами, "былые заслуги" Лондона не будут приниматься в расчет, и отношение к нему не будет отличаться от связей с другими партнерами.

Эта позиция отражена в предложении ЕС заключить с Великобританией соглашение по примеру недавно подписанного торгового договора с Канадой. Предложение, которое Тереза Мэй считает неприемлемым.

Немецкие предложения, по сути, направлены на определение всей политики партнерства ЕС (и, в определенной степени, всей внешней политики Евросоюза), при этом являются односторонними, не обсуждавшимися с партнерами по ЕС. Немало политиков в других странах ЕС видят в сегодняшнем немецком политическом дискурсе воплощение планов Берлина единолично определять политику всего объединения.

Не менее существенной проблемой для внутренней стабильности ЕС может стать политика средних и малых государств объединения. Слабость Лондона уже пытается использовать целый ряд таких стран. Например, Испания пытается под шумок решить проблему Гибралтара.

Официальные заявления Мадрида выглядят примирительными: Испания не хочет в угоду собственным интересам ставить под угрозу договоренности Лондона и Брюсселя. Но во время первых рабочих переговоров испанских и британских представителей по вопросу Гибралтара, которые стороны провели в середине января, испанские дипломаты вновь напомнили о возможности заблокировать соглашения по Брекзиту, если Лондон не будет принимать во внимание "законные интересы Мадрида в Гибралтаре". Если вспомнить, что не так давно о возможном вето Мадрида говорил главный переговорщик ЕС по Брекзиту Мишель Барнье, сбрасывать испанский шантаж со счетов не стоит.

Ирландия, в свою очередь, стремится получить для себя выгоды от исхода международных корпораций из Великобритании: Дублин не оставляет надежды стать новым Лондоном, перетянув европейские штаб-квартиры ведущих игроков мирового бизнеса к себе.

Немалую опасность представляет также отсутствие единства основных британских политических игроков в отношении стратегии выхода страны из ЕС. Более того, единая стратегия отсутствует даже у правящей партии. Так, часть членов британского кабинета поддерживает планы изменить визовое регулирование для граждан ЕС еще до истечения переходного периода. А это противоречит обязательствам, взятым Великобританией на себя в декабре прошлого года. Вместо общей работы по составлению и реализации программы выхода британские политики склонны использовать Брекзит в борьбе за власть.

Такое несерьезное отношение к одному из наиболее значительных событий послевоенной британской политики заставляет нервничать европейцев. Не случайно в ЕС заняты разработкой планов на случай, если договор с Великобританией не будет подготовлен в установленные сроки.

Наконец, как только Лондон окажется за пределами ЕС, старое, давно забытое значение вновь обретет понятие "европейская политика". Она более не будет олицетворена одной евроинтеграцией, да и сама Европа перестанет так уж однозначно отождествляться с Евросоюзом. В европейской политике снова появится множество окон возможностей и для политики великих держав, и для балансирования малых государств между региональными центрами силы.

Первый шаг к реставрации былых схем политики Старого Света уже сделан. Диалог, состоявшийся во время визита французского президента Эммануэля Макрона в Лондон, можно воспринимать как попытку британской стороны заключить "большую сделку" - пакет договоренностей, которые позволят Лондону остаться ключевым европейским игроком даже после выхода их ЕС.

Мэй даже пошла на уступки в вопросе беженцев, одном из наиболее острых проблем британской политики, связанных с Брекзитом. Британский премьер предложила Парижу принять у себя часть беженцев, находящихся сейчас в Кале. Макрон, в свою очередь, еще накануне визита заявил об особых интересах Франции (в первую очередь - севера страны) в переговорах по Брекзиту: позиция если не сепаратная, то уж точно идущая вразрез и со стремлением Берлина доминировать в переговорном процессе, и Брюсселя - обеспечить единый фронт членов ЕС в диалоге с Лондоном. Компромисс между Лондоном и Парижем может стать первой ласточкой новой европейской политики - предприятия интересного и мало предсказуемого.

Очевидно, что лучшим решением для всех заинтересованных сторон в этой ситуации станет отказ от Брекзита и возврат Лондона в лоно европейской семьи. Можно возразить, что такой шаг будет противоречить воле избирателей и нарушит демократические принципы британской политики. Но, как сказал представитель Лондона на переговорах по Брекзиту Дэвид Дэвис, "если демократия не может поменять свою позицию, это уже не демократия".

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме