Военное сотрудничество Беларуси и России грозит безопасности Украины.
Президент Беларуси Александр Лукашенко не раз заявлял: он не допустит, чтобы территория его государства использовалась для военной агрессии третьих стран по отношению к соседям.
Казалось бы, после таких заявлений белорусского руководства Украине не следует опасаться вторжения российских войск с территории Беларуси. Но реальность намного сложнее.
Вполне возможно, что Россия готовится использовать территорию Беларуси для продолжения военной агрессии. Целью может быть как Украина, так и государства Балтии или Польша. Поэтому уже сегодня Киеву необходимо совместно с западными партнерами выработать единую позицию в том, чтобы не допустить развертывания мощной группировки российских войск на территории Беларуси и предпринять меры сдерживающего оборонительного характера.
Поводом для беспокойства является военное сотрудничество Беларуси и России. Во-первых, Минск имеет союзнические обязательства перед Москвой в рамках ОДКБ. Они закреплены и в ст. 20 новой белорусской военной доктрины, принятой 20 июня 2016 г. Во-вторых, очень интенсивно развивается военное сотрудничество: военные практически непрерывно проводят совместные учения. Особенно насыщенной в этом плане стала нынешняя осень: 18 октября на полигоне "Брестский" были проведены самые большие совместные российско-белорусские учения, а 26 октября впервые во время военных учений российская авиация отрабатывала массированные авиаудары по стратегическим объектам Украины с территории Беларуси.
2017-й также обещает быть насыщенным в сфере двустороннего военного сотрудничества. На белорусской территории, помимо крупномасштабных учений "Запад-2017", запланировано проведение маневров "Славянское братство-2017", а также ряд мероприятий по боевой подготовке в составе региональной группировки войск (РГВ) Беларуси и России.
Важно отметить то, что в созданную в 2000 г. РГВ двух государств входят все белорусские вооруженные силы, а в единую региональную систему (ЕРС) ПВО включены все силы и средства противовоздушной обороны ВВС и войск ПВО Вооруженных сил Беларуси. Поскольку РВГ и ЕРС являются объединенными воинскими формированиями под единым командованием, это существенно суживает самостоятельность белорусских вооруженных сил, что в свою очередь ограничивает суверенитет Беларуси.
Кремль давно настаивает на размещении в Бобруйске военной авиабазы, расположенной в 190 км от Украины. Фактически вся необходимая инфраструктура для ее размещения уже готова, а перемещение туда военной авиации - вопрос нескольких часов. В Бобруйске может расположиться полк истребителей Су-27, учебное звено Су-27, а также эскадрилья военно-транспортных вертолетов Ми-8. Истребители Су-27 способны нести на борту ядерные боеприпасы. Саму базу будут прикрывать зенитные ракетные комплексы С-300В
147-й зенитной ракетной бригады ВВС и войск ПВО Вооруженных сил Беларуси.
Тревожным сигналом для Украины и стран Балтии должно стать намерение России в 2017 г. резко увеличить объемы военных железнодорожных грузов в Беларусь: по сравнению с 2016 г. - в 83 раза! Всего в 2017 г. из России в Беларусь должны прибыть до 4 162 вагонов с грузом военного назначения. Директор белорусского Центра стратегических и внешнеполитических исследований Арсений Сивицкий считает, что это может свидетельствовать о намерении России перебросить в Беларусь значительную часть личного состава недавно воссозданной 1-й Гвардейской танковой армии Западного военного округа и развернуть там крупную воинскую группировку. Ее можно будет использовать как для вторжения в Украину, так и для соединения с военной группировкой российских войск в Калининградской области, откуда до Беларуси всего 70 км.
Если Кремль задался целью создать в Беларуси плацдарм для своих наступательных военных операций, то нежелание Минска разместить российскую военную базу для него будет временным неудобством. Просто в какой-то момент получение такого согласия станет лишь формальностью, поскольку появление в Беларуси нужного количества российских военных фактически будет означать установление военно-политического контроля над Минском.
Вполне вероятно, что такой контроль уже существует, но пока международные партнеры Беларуси и, возможно, сам президент Александр Лукашенко недостаточно его осознают. Но возможно, что мы имеем дело с желанием и Минска, и особенно Москвы скрыть степень российского присутствия в Беларуси в военной сфере. Ради создания иллюзии политического суверенитета Минска Россия вполне согласна пожертвовать частью своей многочисленной пропагандисткой сети, о чем свидетельствует довольно вялая реакция Москвы на аресты пророссийских журналистов в Беларуси.
Одновременно с такой "активизацией" белорусских властей по защите своего информпространства происходит важный практический шаг в сфере интеграции силовых блоков Беларуси и РФ - заключение соглашения об участии подразделений специального назначения в контртеррористических операциях, проводимых на территории Республики Беларусь или Российской Федерации, в результате чего российский спецназ получит все правовые основания "работать" на территории Беларуси.
Об абсолютной независимости и полном политическим суверенитете Беларуси президент А.Лукашенко настойчиво повторяет с начала российской агрессии против Украины в 2014 г., равно как и о том, что его государство в состоянии защититься от любых внешних и внутренних угроз. В отношениях с Западом А.Лукашенко подчеркивает уникальную роль нейтральной площадки для переговоров, которую официальный Минск играет на постсоветском пространстве. Помимо урегулирования военного конфликта в Донбассе, в Минске уже 25 лет регулярно встречается рабочая группа по урегулированию конфликта в Нагорном Карабахе.
Официальный Киев и рассматривал Беларусь как государство, которое, несмотря на сильное влияние Кремля, все же не представляет военной угрозы соседям. Но, похоже, эта иллюзия - результат успешной информационной кампании, проведенной белорусскими властями с целью доказать Западу и Украине, что А.Лукашенко - надежный посредник, а Беларусь - зона мира и стабильности.
Стоит отметить, что сохранение иллюзорного политического суверенитета Минска выгодно Кремлю. Во-первых, это позволяет снизить степень тревоги соседей Беларуси по поводу наращивания на ее территории военного присутствия России до тех пор, когда уже будет поздно что-либо предпринимать. Во-вторых, условно независимый Минск может быть инструментом внешнеполитических игр Кремля.
Подтверждением последнего можно считать идею президента Беларуси о необходимости начать "новый миротворческий процесс, аналогичный Хельсинкскому". Эту идею озвучил министр иностранных дел Беларуси Владимир Макей на заседании Совета министров иностранных дел государств - членов ОБСЕ в Гамбурге 8 декабря 2016 г. Среди прочего В.Макей предложил лидерам РФ, США, ЕС и Китая встретиться "для откровенного обмена мнениями о причинах кризиса в международных отношениях", поскольку "важно положить начало осмыслению новых правил формирующейся многополярности". Что немаловажно, Беларусь готова организовать соответствующие встречи в Минске.
Проведение переговоров с участием России для определения правил нового миропорядка - одна из главных внешнеполитических целей Кремля. Другой давней мечтой российского МИДа было сделать ОДКБ участником переговоров касательно европейской безопасности. Эта идея также была озвучена в речи В.Макея в Гамбурге в виде предложения - организовать диалог о "перезапуске" контроля над обычными вооружениями на "площадке ОДКБ".
Крепость союзнических отношений с Москвой официальный Минск также постоянно демонстрирует своим синхронным с Россией голосованием в ООН. И если в марте 2014 г. белорусская делегация высказалась против принятия резолюции Генассамблеи ООН о территориальной целостности Украины (№68/262 от 27 марта 2014 г.), то в декабре 2016 г. белорусы поддержали позицию Кремля и в отношении резолюции по правам человека в оккупированном Крыму.
Желание Минска примерить роль нейтрального Хельсинки и повысить таким образом свой вес в мировой политике вполне очевидно. Это не только путь "легитимации" диктаторского режима Лукашенко в глазах Запада, когда "последний диктатор Европы" становится рукопожатным. Это также, пожалуй, единственный способ Минска защититься от окончательного политического поглощения Россией. Поскольку роль Беларуси как условно независимой площадки для продвижения российского видения мирового порядка для Москвы важнее, чем ее поглощение.
Следует признать, что и Киев, и наши западные союзники были всегда на шаг позади агрессора. Поэтому и себе, и Беларуси мы можем помочь, только реально оценивая риски от действий Минска и Москвы. Беларусь - не нейтральное государство, поэтому ее роль посредника или площадки для проведения переговоров по вопросам международной безопасности довольно сомнительна.
Несмотря на интерес Украины в поддержании политического веса и суверенитета Минска, Киеву следует учесть в собственной стратегии национальной безопасности динамику возрастания политической зависимости Беларуси от России и военной интеграции двух стран. Вероятно, Киеву стоит задуматься о поиске альтернативной Минску площадки для переговоров по урегулированию военного конфликта в Донбассе.
Украина заинтересована в независимой Беларуси, государстве, которое может обеспечить свою внутреннюю и внешнюю безопасность. В этом вопросе Украина и Запад имеют общий интерес и будут в границах разумного поощрять политические маневры Минска. Потому что даже условно независимая Беларусь с формальным отсутствием российских военных баз на ее территории для нас предпочтительнее, чем завершение проекта создания Союзного государства России и Беларуси. Потому что даже условная независимость оставляет окно возможностей в будущем.