Украина—Румыния: подводные камни в дунайских волнах

Поделиться
После Гааги и вердикта Международного суда украинские эксперты высказывали осторожную надежду: т...

После Гааги и вердикта Международного суда украинские эксперты высказывали осторожную надежду: теперь, когда решен один из самых болезненных вопросов двусторонних отношений, Украина и Румыния наконец-то смогут спокойно сотрудничать «в духе дружбы и добрососедства». Но шельф поделили, о Змеином уже почти забыли, а дружбой с добрососедством по-прежнему и не пахнет. Более того, складывается впечатление, что Румыния сознательно и целенаправленно идет на ухудшение отношений с нашей страной. Арсенал методов и средств богат — от международных скандалов (чего только стоил демонстративно вынесенный на публику шпионский детектив) до мелких пакостей вроде попытки сорвать прием и концерт в честь 18-й годовщины независимости Украины, организованные нашим посольством в бухарестском национальном театре оперетты (с выставлением усиленной охраны и захлопыванием дверей перед носом украинского посла и приглашенных гостей).

Очевидно, что в такой «дружественной» атмосфере трудно обсуждать любые вопросы, тем более хронические проблемы. А ведь пакости Румыния нам делает не только мелкие.

16—17 сентября в Женеве один из видов ее «добрососедской» деятельности стал предметом рассмотрения имплементационного комитета Конвенции ООН об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте (Эспоо). (Эта конвенция закрепляет обязательства государств — ее сторон в отношении воздействия на окружающую среду на ранних стадиях планирования. Документ содержит общие обязательства стран уведомлять и консультировать друг друга по всем крупным проектам, которые могут иметь значительное воздействие на окружающую среду, выходящее за рамки территориальных границ.)

Еще в марте текущего года Украина, также являющаяся стороной данной конвенции, обратилась в комитет с представлением о нарушении Румынией положений Конвенции Эспоо во время реализации ею проектов в дельте Дуная, вызывающих значительные негативные последствия для нашей страны. В частности, как пояснил на пресс-конференции посол по особым поручениям МИД Украины Алексей Шовкопляс, проведение Румынией глубоководных и берегоукрепляющих работ в Сулинском и Георгиевском каналах привело к искусственному перераспределению водного баланса в пользу румынских рукавов реки. Кроме того, сбрасывание поднятого с собственных каналов грунта в общие украинско-румынские воды Килийского рукава Дуная приводит к загрязнению украинской территории тяжелыми металлами и химическими веществами.

Проблема перераспределения водного баланса в дельте Дуная имеет очень длинную историю. (Подробно «ЗН» описало ее еще в 2003 г., № 10 от 15.03.03, Евгений Еремин «Взгляд на дельту Дуная сквозь призму времени»). Напомним лишь, что по решению Европейской Дунайской комиссии, большинство членов которой на то время враждебно относились к России, строительство первого канала Дунай—Черное море было начато в 1880 году в маловодном румынском Сулинском рукаве, на который тогда приходилось всего восемь процентов стока Дуная. Гораздо более глубокий, полноводный (примерно 70% стока) и, соответственно, удобный для судоходства Килийский рукав был проигнорирован в угоду политическим интересам — дабы не дать никаких преимуществ России на Дунае. Более того, в 1902 году у мыса Измаильский Чатал была сооружена струенаправляющая дамба, перекрывшая значительную часть Килийского рукава и направившая воду в рукав Сулинский. В 80-е годы прошлого столетия Румыния взялась за обустройство и Георгиевского рукава, так же как и в Сулинском спрямляя русло, тем самым значительно уменьшая его длину. В результате деятельность румын в дельте Дуная привела к тому, что к 2003 году доля Килийского рукава уменьшилась с 70% от стока Дуная в вершине дельты, имевших место в начале прошлого века, до 52%.

В настоящее время наши соседи полным ходом продолжают обустройство своих Сулинского и Георгиевского рукавов. Как свидетельствуют представители Украинского Дунайского пароходства, регулярно бывающие в тех краях, судя по всему, Румыния в дополнение к Сулинскому таки строит еще и Георгиевский канал, спрямляя, углубляя и расширяя русло рукава, укрепляя его берега камнем и бетоном, что вызывает еще большие экологические изменения в дельте Дуная.

Углубляется и Сулинский канал: несмотря на то что Дунайской комиссией рекомендована глубина канала 24 фута, румыны стараются довести ее до 26—28 футов. Согласно румынским данным, только за 10 месяцев 2008 года из Сулинского канала было поднято приблизительно 230 тысяч кубических метров грунта. По информации украинской стороны, эти цифры значительно больше.

Еще один фактор, который приводит к заметному снижению доли Килийского рукава в дунайском водном балансе — это строительство Румынией на своей территории искусственных водоканалов, отбирающих ежегодно около двух кубических километров (!) воды из Килийского рукава. По украинским данным, в настоящее время существуют девять (!) точек такого водозабора. В естественных условиях вода из заповедных заболоченных территорий между Сулинским и Килийским гирлами подпитывала Килийский рукав. Теперь, после румынского гидротехнического вмешательства на этой территории, вода с нее отводится в румынское Сулинское гирло.

Сегодня отечественные эксперты утверждают: поскольку Румыния и не думает прекращать свои гидротехнические работы, в ближайшие годы доля стока Килийского рукава впервые за 200 лет упадет ниже 50%.

Что это означает для Украины? Негативных последствий масса. Ведь уменьшение стока Килийского рукава приводит к деградации украинской части дельты Дуная. Украинское Придунавье оказалось на грани экологической катастрофы. Мелеют, заиливаются и отмирают украинские рукава Дуная — Степовой и Дунаец, критическая ситуация на Кислицком, падает уровень воды в придунайский озерах, в регионе острая проблема с питьевой водой.

Но мало того что из-за деятельности Румынии в своей части дельты водный баланс Дуная был изменен в ее пользу, так румыны еще и сгружают выкачанный со дна своих рукавов ил и песок в общие воды, что приводит к еще большему заиливанию украинских рукавов и их загрязнению всякой химической дрянью. А ведь на Дунай приходится целых восемь процентов общеукраинского водозабора! Из-за сбросов грунта в Килийский рукав возникла серьезная угроза для безопасного снабжения питьевой водой населенных пунктов Вилковского и, в особенности, Килийского и Татарбунарского районов Одесской области.

На опасностях для судоходства, возникающих в результате неконтролируемого сброса грунта в русло Дуная, мы даже не будем особо останавливаться. Они очевидны.

А вот о территориальной опасности для Украины стоит сказать отдельно. Большая часть сброшенного в Килийский рукав грунта переносится течением дальше и оседает на перекатах, что приводит к уменьшению водостока, зафиксированного украинскими гидрологами. Но часть сбросов оседает на незначительном расстоянии за струенаправляющей дамбой на мысе Измаильский Чатал на румынском берегу, образуя постепенно увеличивающуюся мель. Результаты украинской космической съемки показывают: если в начале 2003 года этой мели еще не было, то в марте 2006-го ее площадь составляла уже 4,3 тыс. кв. м, а в августе 2008-го — почти 20 тыс.кв. м. Какие неприятности сулит Украине дальнейший рост этой мели на румынской стороне? Территориальные. Ведь наша государственная граница проходит по середине фарватера, а с увеличением мели на территории Румынии он будет сдвигаться в сторону Украины. Зная агрессивность и напористость румынской дипломатии, стоит опасаться, что через какое-то время Бухарест может предложить Киеву пересмотреть границу на Дунае…

Многочисленные обращения украинской стороны к румынским коллегам за разъяснениями по поводу действий в дунайской дельте, а также настойчивые предложения проводить совместный мониторинг по всей дельте ни к чему не привели. Румыны либо отмалчивались, либо присылали отписки, в то же время не прекращая действий, вызывающих обеспокоенность Украины. 21 сентября 2006 года в Румынии был утвержден закон «О принятии плана развития национальной территории», обуславливающий создание новых искусственных каналов и расчистку существующих для обеспечения условий судоходства на внутренних руслах. На первом заседании совместной украинско-румынской экспертной группы в декабре 2007 года украинская делегация обратилась к партнерам с просьбой поделиться информацией о румынских проектах в дельте Дуная, реализация которых может иметь трансграничное влияние. И хотя тогда румынская сторона согласилась предоставить такую информацию в соответствии с нормами Конвенции Эспоо, в частности, по проекту реконструкции Сулинского канала (углубление дна), плану развития национальной территории (строительство новых каналов, портов, очистка существующей сети транспортных каналов), спрямлению Георгиевского канала и другим проектам, ответа по существу украинцы так и не получили. Ответы же на несколько нот МИД Украины, обращающих внимание румынской стороны на необходимость придерживаться норм Конвенции Эспоо и предоставлять Киеву соответствующую информацию, были лишь формальными отписками.

Тогда украинская сторона направила запрос в секретариат Дунайской комиссии, и из ответа его генерального секретаря узнала, что свою деятельность в Сулинском канале Румыния осуществляет в рамках двух проектов стоимостью 76 и 64 млн. евро. Рассчитанные на 2004—2009 гг. и 2006—2009 гг., они предусматривают укрепление берегов, топографическое и гидрографическое исследования, установку сигнальной системы.

И вот наконец-то в Киеве решили, что вместо бесплодных напоминаний соседке о существовании такого рычага воздействия, как Конвенция Эспоо, будет эффективнее им воспользоваться. Правда, Румыния ратифицировала конвенцию еще в 2001 году, а активно сбрасывать грунт в общие воды начала в 2002-м, так что обратиться за международной поддержкой Украина могла еще несколько лет назад. Однако то ли в Киеве тогда не хотели осложнять фон для и без того тяжелых переговоров по делимитации континентального шельфа, то ли рассчитывали на румынскую поддержку в своих европейских и евроатлантических устремлениях, то ли просто не додумались. Но лучше поздно, чем никогда. В общем, как мы уже упоминали выше, в Женеву было отправлено украинское представление по поводу нарушения Румынией положений Конвенции Эспоо. В Киеве считают: деятельность Румынии по воплощению планов развития собственной транспортной инфраструктуры в дельте Дуная имеет значительное негативное влияние на экологию дельты и создает серьезные угрозы судоходству в ее украинской части. По мнению украинских экспертов, действия Румынии приводят к негативному воздействию на все составляющие литосферы, гидросферы и биосферы прилегающих украинских территорий — на геодинамические условия и рельеф, режим подземных вод, климат, почвы, растительный и животный мир. Например, согласно исследованиям отечественных ихтиологов, наибольшее значение для миграции некоторых видов рыб в дельте Дуная имеют Георгиевский и Сулинский рукава. А многолетние работы по углублению и спрямлению русла в этих гирлах создали серьезную угрозу для нерестовой миграции, в частности, дунайской сельди — основного объекта промысла (до 80% улова) на украинском участке Дуная.

Ученые уверены: нарушение гидрологического режима, природной динамики и процессов миграции химических веществ, усиление процессов вторичного загрязнения воды в Килийском рукаве Дуная и уменьшение ее способности к самоочищению из-за хозяйственной деятельности Румынии в дельте могут привести к экологической катастрофе ее украинской части и уничтожить уникальную дельту Дуная.

После обращения в имплементационный комитет Конвенции Эспоо в июне Киев получил из Бухареста ответ на свои претензии. Как выяснилось, Румыния вообще не признает, что вся ее вышеописанная деятельность подпадает под действие этой конвенции и, соответственно, считает, что никаких прав Украины в рамках этого документа не нарушает. Кроме того, по мнению румынской стороны, обвинения Украины беспочвенны, потому что Румыния, оказывается, не разрабатывала никаких проектов, предусматривающих крупномасштабные гидротехнические работы на Сулинском и Георгиевском рукавах, и не сбрасывала грунт в Килийский рукав. А к работам по углублению дна в Сулинском канале, утверждают румыны, Конвенция Эспоо не имеет никакого отношения, поскольку они проводятся в рамках обязательств Румынии по выполнению требований другой конвенции — Белградской — для поддержания условий судоходства и обеспечения рекомендованных Дунайской комиссией 24 футов глубины. А на Георгиевском канале вообще никаких работ по улучшению условий для навигации не было, навигация там имеет ограниченный характер — исключительно для местных и туристических целей. И никакого проекта по созданию канала Святого Георгия не существует, утверждается в официальном ответе румынской стороны. Что же касается сбросов грунта в дунайские воды, то румыны поясняют их необходимостью уменьшить последствия эрозии своих берегов, которая якобы несет Румынии угрозу потери части территории. Дабы укрепить берега и предотвратить исчезновение находящихся на них населенных пунктов румынские власти, поясняется в документе, и приняли решение о захоронении грунта в наиболее пострадавших местах. Как следует из официального ответа Бухареста, девяти точек водозабора из Килийского рукава в Сулинский не существует, есть только один искусственный канал. И вообще перераспределение потоков между ветками Дуная вызвано природными причинами, и Румыния ни в чем не виновата.

На самом деле, утверждают наши соседи, нарушительница — Украина с ее проектом канала по руслу Быстрое. И теперь она пытается отомстить Румынии за обращение с претензиями в украинский адрес в тот же имплементационный комитет Конвенции Эспоо, который в результате запретил Украине реализацию второй очереди канала Дунай—Черное море в гирле Быстрое.

Вот как раз в Быстром, точнее, в проходящем по нему глубоководном судовом ходе (ГСХ) и зарыта самая жирная собака описываемого конфликта. О жестоких перипетиях восстановления ГСХ, проходящего через Дунайский биосферный заповедник, «ЗН» писало много и подробно, давая разные точки зрения. В 2004 году была открыта первая очередь канала. Преодолев трудности существования в первые годы, сегодня ГСХ наглядно доказывает: румынской монополии на транзит судов через Дунай пришел конец. В августе этого года был установлен новый рекорд — по гирлу Быстрое прошло 180 судов. А вот через румынский Сулинский канал — 124. И это при том, что украинский ГСХ работает, можно сказать, в экспериментальном режиме. Кроме того, на нашем канале берут 14 американских центов за кубометр груза, а на румынском — 70 (до открытия украинского ГСХ драли вообще в два раза больше). Видите, какая «радость» свалилась на румын? Да еще наш канал — двусторонний и работает круглосуточно, а вот Сулинский — только в светлое время суток и только в одну сторону. Теперь вы понимаете, какую конкуренцию составил наш канал Дунай—Черное море румынскому? А представляете, что будет с румынским, если наши введут вторую очередь ГСХ? Правильно, скорее всего, про румынский Сулинский все забудут. Вот и ведут румыны наступление по всем фронтам, дабы любыми способами предотвратить такое развитие событий. Пугают мировую общественность безответственной Украиной, которая вторглась в биосферный заповедник со своим каналом (хотя наша страна лишь восстановила десятилетия существовавший ранее судовой ход), а сами втихаря строят канал в Георгиевском рукаве, о чем периодически сообщают СМИ самой Румынии. Ведь с вводом Георгиевского канала движение судов по румынской части Дуная можно будет сделать двусторонним. И тут уже не важно, что строительство необходимых коммуникаций и дорожной сети будет проходить в самом сердце биосферного заповедника, охраняемого ЮНЕСКО, большая часть которого, между прочим, находится на территории именно Румынии.

Румыны обвиняют нас в создании угроз экологии в дельте Дуная, а сами под шумок сбрасывают грунт из своих каналов. Грязь-то в Украину и на Украину польется. У себя углубляют каналы — нам обмеляют. У них денег на это достаточно, а вот у нас на расчистку постоянно не хватает. В 2005-м уже приходилось останавливать работы по углублению ГСХ. Не на украинскую ли бедность, безалаберность, отсутствие единой позиции и, как следствие, неспособность отстаивать национальные интересы делается румынский расчет?

Но для подачи представления в Женеву Украина все же собралась и подготовилась неплохо. Слаженно сработали дипломаты, военные, пограничники, и даже НАНУ, известная своей непримиримой позицией по ГСХ, на этот раз помогла.

Похоже, что собранные Украиной доказательства пагубного влияния деятельности Румынии на окружающую среду в трансграничном контексте произвели на членов имплементационного комитета Конвенции Эспоо большее впечатление, чем румынские пояснения. Уже тот факт, что комитет принял решение о подготовке соответствующего доклада, свидетельствует о том, что он признает невыполнение Румынией положений конвенции. Кроме того, по свидетельству А.Шовкопляса, комитет признал, что осуществление Румынией тех или иных проектов в рамках соблюдения требований других конвенций и обязательств перед Дунайской комиссией вовсе не освобождает ее от соблюдения Конвенции Эспоо при реализации этих проектов.

Утверждения румынской стороны, что она не сбрасывает грунт в Килийский рукав вблизи границы с Украиной, были наглядно опровергнуты материалами фото- и видеосъемки, которая велась украинской Госпогранслужбой с 2002 года. Наши пограничники засняли и задокументировали более 270 случаев сбрасывания грунта румынским земснарядом «Дунарея». В связи с этим украинская сторона подчеркнула, что Белградская конвенция, которой прикрывается Румыния, никоим образом не требует сбрасывать грунт в Килийский канал. Что же касается румынских пояснений по поводу эрозии и необходимости укреплять берега, то, как сообщил на заседании комитета
А.Шовкопляс, украинская сторона внимательно изучила наиболее распространенные технологии защиты берегов, но сброса грунта в русло реки среди них не обнаружила. Особенно загадочно выглядит то, что свои берега румыны «укрепляли», сбрасывая грунт посредине русла, а зачастую даже ближе к украинскому берегу. В ответ же на опасения румынской стороны относительно возможной утраты территории были представлены данные украинских гидрологов, доказывающие, что сбрасываемый грунт сносится вниз по течению в Килийский рукав и оседает на перекатах, что вызывает снижение объема протекающей через рукав воды. А хорошо заметная на предоставленных снимках, сделанных из космоса, мель у Измаильского Чатала, как указывалось выше, создает угрозу потери территории не Румынии, а Украине. Так же хорошо видны на космических фотоснимках и все девять искусственных каналов, отводящих воду из Килийского рукава в Сулинский.

Обращаясь к членам имплементационного комитета и всем сторонам Конвенции Эспоо, украинская сторона призвала их принять все необходимые меры для того, чтобы:

1) были выполнены все предусмотренные конвенцией процедуры относительно экономической деятельности Румынии в дельте Дуная;

2) прекратить дальнейшее уменьшение доли стока Килийского рукава и восстановить гидрологический баланс в Дунае;

3) прекратить и не допускать в будущем какую-либо деятельность Румынии, вызывающую изменения водного баланса Дуная;

4) очистить Килийский рукав от всего объема грунта, сброшенного в него румынским земснарядом, и ликвидировать образовавшуюся в нем мель (украинская сторона готова принять участие в этой работе);

5) предотвратить увеличение глубины Сулинского канала более чем на 24 фута, рекомендованных Дунайской комиссией;

6) предотвратить дальнейшие действия в Георгиевском рукаве, вызывающие деградацию Килийского рукава Дуная;

7) обязать правительство Румынии подготовить доклад по выполнению резолюции 17-го заседания имплементационного комитета и представить его на следующей встрече этого органа.

У экспертов имплементационного комитета Конвенции Эспоо будет достаточно времени ознакомиться и с румынскими доводами, и с украинскими доказательствами. Проект доклада комитета по данному вопросу должен быть утвержден в марте 2010 года. Окончательно его утвердят на встрече всех сторон конвенции в 2011 году. Но хочется надеяться, что еще до этого времени Румыния прекратит действия, пагубно влияющие не только на украинское Придунавье, но и на всю дельту Дуная. Если же использование механизмов конвенции Эспоо не поможет образумить соседку, можно будет попытаться обратиться и в Международный суд в Гааге. Теперь ведь очередь Украины, не так ли?

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме