С пятилетней визой в Европу

15 августа, 2014, 20:05 Распечатать Выпуск №28, 15 августа-22 августа

Сказать, что в вопросе виз и границ ничего не меняется, было бы преувеличением. Наоборот, за время с прошлого лета было много положительных решений и деклараций со стороны польской власти. Они могли бы заметно улучшить ситуацию — если бы только последовательно выполнялись. 

"Если говорят о визовой либерализации, это значит, что польскую визу Шенген получить будет еще труднее", — говорят люди, стоящие в огромной очереди перед польским консульством во Львове. То же самое, в итоге, можно сказать и о ситуации на границе с Польшей, где дорожных пунктов пропуска всего восемь, тогда как для разгрузки очередей их должно быть не  менее 20 (о чем свидетельствует пример давней польско-немецкой границы). Однако сказать, что в вопросе виз и границ ничего не меняется, было бы преувеличением. Наоборот, за время с прошлого лета было много положительных решений и деклараций со стороны польской власти. Они могли бы заметно улучшить ситуацию — если бы только последовательно выполнялись. 

Проблема в том, что искренние желания Варшавы в вопросе виз и границы наталкиваются на саботирование на низовых уровнях — в воеводских администрациях (относительно управления границей), консульствах и визовых центрах (в отношении пятилетних виз). Впрочем, об этих положительных для украинцев решениях польского правительства немногие знают, а значит украинцы, к сожалению, не добиваются их выполнения. Сами же консульства им в этом не помогают, проводя собственную политику, и не обязательно отвечающую требованиям Варшавы.

Из Киева в Варшаву удобнее всего через Вильнюс? Это не шутка!

Теоретически для получения визы Шенген не обязательно идти в консульство Польши, Словакии, Чехии или Литвы — стран, которые не без причин считаются самыми либеральными в вопросе виз для украинцев. Путь свободен — в консульствах Нидерландов, Германии, Франции или Норвегии очередей нет совсем, просто заходишь и подаешь документы.

Проблема в том, что, хотя Шенгенская зона — это теоретически единое целое, отдельные государства по-разному относятся к желанию украинских или белорусских граждан путешествовать по Европе. Польша, Литва или Словакия дают визы практически всем, кто попросит, требуя минимум необходимых документов. И здесь нет проблемы получить визу на год. Поэтому именно в эти консульства создаются очереди, в результате сейчас просто так подать документы — невозможно (особенно это касается Польши, с Литвой проще). С другой стороны, хотя в немецком или французском консульствах очередей нет совсем, украинцы боятся подавать туда визовые заявления, ибо могут получить отказ, у них требуют очень много документов, которых не просят поляки или литовцы, и в конце концов часто бывает, что немцы дадут визу всего на 5 дней... Потому часто приходится обращаться именно в польское консульство. Когда едешь на конференцию в Краков, не будешь подавать документы в консульство Германии или Нидерландов. 

Несмотря на это, следует все же немного поискать в Интернете, несколько изменить свои планы и обратиться за визой в консульство, скажем, Словакии или Литвы. Не то что там очередей совсем нет, но они намного меньше. При этом Словакия охотно дает пятилетние визы (или другие со сроком действия более года) тем, кто едет отдыхать туда на более чем 10 дней. Литва — это тоже неплохое решение даже для лиц, направляющихся, скажем, в Варшаву. Из Киева в Вильнюс курсируют прямые автобусы, как вариант можно также доехать поездом с пересадкой в Минске. А из литовской столицы в польскую каждый вечер ездит множество автобусов, билет на которые стоит всего 12–
15 евро. Предложение путешествовать из Киева в Варшаву таким способом звучит абсурдно и кажется вам шуткой? Однако, принимая во внимание сложность получения польского Шенгена и нехватку времени на подачу документов до конца лета, так, как ни парадоксально, получается быстрее и дешевле.

Пятилетние визы: Варшава — "за", польские консульства — "против"

Мы уже не раз обращали внимание на факт, что визовую лихорадку можно было бы легко преодолеть, если бы Польша давала всем, имеющим на это основания, пятилетнюю визу.  Здесь следует уточнить, что такие визы не предусматривают, что человек едет в Польшу на целых пять лет — на работу или на учебу. В таких ситуациях закон предусматривает получение национальной визы или карты временного пребывания. Пятилетняя виза нужна, когда едете в Польшу пусть даже на шесть дней, но знаете, что через полгода снова поедете в страны Шенгенской зоны, через год или два может захочется посетить Германию, а в 2018-м — Швецию или Испанию. Потому, чтобы каждый раз не подавать заявку на отдельную визу, достаточно сегодня просто раз подать на пятилетнюю визу — и вплоть до 2019 г. не иметь проблем с визовыми формальностями (в конце концов, до того времени, скорее всего, Украина получит безвизовый режим). 

Такой вариант поощряет само польское МИД, считая массовую выдачу пятилетних виз единственным реальным способом сокращения очередей и разгрузки польских консульств и визовых центров. Об этом говорится в официальном письме,  полученном корреспондентом ZN.UA в сентябре 2013 г. от директора Консульского департамента МИДа Польши Марека Цесельчука. Эта позиция была уже много раз подтверждена в других официальных документах МИДа, в частности в ответах на запросы, которые депутаты польского Сейма отправляют в связи с визовыми проблемами украинцев и белорусов. 

В этих документах говорится о том, что, начиная с лета 2013-го, Польша официально изменила визовую политику в пользу максимального увеличения процента пятилетних виз (и других сроком действия более года) и выдала соответствующие рекомендации консульствам и визовым центрам. Ведь человек, который теперь получит такую визу, в ближайшие годы не будет беспокоить польское консульство, и таким образом очереди постепенно будут исчезать. 

Как объясняет МИД Польши, право на пятилетнюю визу имеет каждый гражданин Украины с положительной визовой историей. Т.е. речь идет о лицах, которые до сих пор как минимум три–пять раз получали Шенген-визы, а во время пребывания в Евросоюзе или Норвегии не нарушили существенным образом действующего законодательства (штраф за превышение скорости во внимание не принимается), в частности вернулись на родину в предусмотренные сроки, не занимались контрабандой или нелегальной работой. Для получения пятилетней визы таким лицом, отмечает Марек Цесельчук, не надо подавать документы (например приглашение) на целые пять лет. Достаточно приглашения или ваучера из отеля на первую поездку, даже если она продлится несколько дней. Однако в визовом заявлении обязательно следует отметить срок пребывания — до 2019 г. Если сами попросим, скажем, годовую визу, никто нам не даст на более длительный срок. 

Кстати, в сентябре 2013-го польский МИД обещал провести информационную кампанию в украинских СМИ, чтобы о такой возможности узнало как можно больше граждан Украины. И чтобы детально прояснить, кто конкретно имеет право на пятилетку, какие документы для этого необходимы, что надо написать в заявлении и что делать, если работник визового центра или консульства не захочет выдать долгосрочную визу (а таких ситуаций много). К сожалению, такой кампании до сих пор не дождались — неофициально дипломаты объясняют это тем, что во время Майдана и АТО не было для этого соответствующего момента.

Майдановцы
без пятилетних виз

Приоритет для предоставления пятилетних виз — это хорошая теория, но, к сожалению, на практике бывает по-разному. Искреннее желание МИДа в Варшаве сократить очереди за визой путем массовой выдачи долгосрочных виз наталкивается фактически на саботаж в консульствах и визовых центрах. Люди признаются, что весьма часто работники консульств или визовых центров отвечали отказом в выдаче пятилетней визы и заставляли заявителей подавать на более короткие сроки. Хотя следует сказать, что ситуация с долгосрочными визами по сравнению с 2013 г. все-таки существенно изменилась к лучшему — процент виз на срок более года заметно увеличивается. 

Кстати, непоследовательность польских консульств уже ощутили раненые с Майдана, которые до сих пор лечатся в Польше (в основном за средства частных фондов и спонсоров, а не правительства). Принимая во внимание сложность ранений некоторых лиц, не надо быть медиком, чтобы понять, что трехмесячным пребыванием в больнице дело не закончится. Далее будет длительная реабилитация и даже необходимость на протяжении нескольких лет приезжать в Польшу на контрольные осмотры. Следовательно, логичным было бы решение (тем более, учитывая декларированное содействие МИДа долгосрочным визам) — сразу давать раненым пятилетние визы. В конце концов, в случае возникновения каких-то проблем, о которых тогда, в феврале 2014-го, не знали, визу всегда можно отменить — это может сделать любой пограничник. 

К сожалению, раненые получали визы всего на несколько месяцев, к тому же часто с трехмесячным коридором. У многих виза уже закончилась, пока они находились на лечении (например, у раненого из краковского госпиталя св. Рафала). Другие именно сейчас возвращаются в Польшу на реабилитацию или контрольные визиты к врачам и до последнего дня не знают, что будет с их пребыванием. К счастью, буквально накануне стало известно, что большинство проблем удалось решить —благодаря личному вмешательству генконсула Украины в Кракове или польского воеводы. Но почему снова пришлось решать эти вопросы "в ручном режиме", вместо того чтобы предотвратить такие ситуации путем выдачи многолетних виз раненым? — вот вопросы, задаваемые сегодня МИДу польскими активистами, задействованными в акции помощи Украине.

Через границу пешком

Когда уже удалось получить польскую визу, возникает очередная проблема — как преодолеть границу и не стоять на ней в многочасовых очередях. Есть две возможности беспроблемного пересечения границы: самолет или поезд. Там контроль проходит быстро и цивилизованно. В других случаях бывает по-разному — иногда во время путешествия на машине или автобусе удается пересечь границу довольно быстро (особенно когда возвращаешься из Польши в Украину), но чаще приходится стоять в длинных очередях. 

Один из проверенных способов быстро и дешево путешествовать в Польше — использовать пешеходный пункт пропуска Шегини—Медика. Этот способ особенно популярен среди студентов, которые ездят по маршруту Львов—Краков. Сначала надо на железнодорожном вокзале Львова сесть в маршрутку до Шегинь (курсирует каждые 40 минут). Шегини — это единственный пункт пропуска на украинско-польской границе, где функционирует коридор для пешеходов. Правда, там бывают большие толпы мелких контрабандистов, но туристов пропускают вне очереди. Итак, всего 20–30 минут (вместо двух-трех часов ожидания на границе, когда едем на автобусе) — и вы уже в Польше. 

На польской стороне рядом с пунктом пропуска находится остановка автобусов и маршруток к недалекому Перемышлю. Там садимся на поезд, следующий в любом направлении: на Краков, Варшаву, Вроцлав, даже Свиноуйсце, что на Балтике, на границе с Германией. Это, конечно, не так удобно, как прямым поездом или самолетом, но намного быстрее и дешевле, чем прямым автобусом или собственной машиной, где придется простоять на границе по пять часов или больше.

Новые пункты пропуска — все слишком медленно

Приходится снова констатировать: пунктов пропуска на границе Украины с Польшей и другими западными соседями мало. Европейский стандарт — это один пункт пропуска на каждые 7–15 км. Именно такое среднее расстояние между пунктами пропуска было на границах между европейскими государствами перед вступлением в силу Шенгенского договора. И именно такой показатель считался стандартом на границах центральноевропейских стран, вступивших в ЕС в 2004-м и 2007-м гг. На украинско-польской границе это расстояние составляет в среднем 67 км. Далее комментарии излишни. 

Весьма поучительным для Украины является опыт давно существующих пунктов пропуска на польско-немецкой, польско-словацкой или словацко-австрийской границах. Из этого опыта следует интересное замечание: стандартом для Европы является лучше несколько десятков маленьких пунктов пропуска, чем не более двух десятков больших. Так, граница Польши со Словакией (541 км) была до 2004 г. обустроена аж 51 пунктом пропуска (не учитывая железнодорожных), все они были доступны также для пешеходов и велосипедистов. Причем столь большое их количество было возможно потому, что в основном это были маленькие, дешевые в строительстве и содержании объекты. И это срабатывало. Не было очередей, удалось контролировать в разумных пределах контрабанду и коррупцию, что невозможно в гигантских терминалах, присущих польско-украинской границе. 

Для сравнения, на почти идентичной по длине польско-украинской границе (535 км) существует всего восемь дорожных пунктов пропуска, из которых только один доступен для пешеходов. Вот вам сравнение: 51 против восьми! А если говорить о доступности для пеших и велосипедных туристов — 51 против одного! Другой пример: на границе Польши с Германией (467 км) в момент присоединения Польши к Шенгену существовало 27 пунктов пропуска, каждый из них — доступен также для движения пешеходов и велосипедистов. Есть на что равняться, если всерьез говорим о желании евроинтегрироваться. 

К сожалению, на новые пункты пропуска в Украине просто нет средств. Поэтому не удивительно, что открытия каждого нового объекта приходится ждать в среднем несколько лет. С такими темпами европейских стандартов (т.е. 40–50 пунктов пропуска на границе с Польшей) достигнем разве что через 50 лет. Может, следует чиновникам над этим задуматься и несколько изменить подход, коль нынешний явно не срабатывает? 

Я к тому, что не надо открывать Америку. Просто вместо огромных терминалов следует строить переходы, уже давно существующие на польско-словацкой границе. Маленькие, дешевые, доступные для пешеходов и велосипедистов — зато в большом количестве, расположенные каждые 10 км. На это, в конце концов, Украина может получить немалые средства из европейских фондов — было бы только желание ими воспользоваться.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №35, 21 сентября-27 сентября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно