Румыния - одно из наиболее независимых от российских энергоносителей государств Евросоюза, к тому же она не ощущает значительных последствий как от санкций ЕС против России, так и от ответного продуктового эмбарго. Поэтому Бухарест может позволить себе находиться в лагере наиболее жестких критиков политики Кремля.
Читайте о влиянии России на другие страны-члены Евросоюза в проекте "Похищение Европы".
Голос столицы
Бухарест не ищет эвфемизмов для определения действий РФ в Украине, не прячется за дипломатичными формулировками и называет вещи своими именами. После обстрела Мариуполя на сайте президента Румынии Клауса Вернера Йоханниса 26 января 2015 г. появилось следующее заявление: "Присоединяюсь к представителям ЕС и США, считающим обстрелы гражданского населения Мариуполя, Украина, преступлением. Ответственность за это несут не только украинские сепаратисты, но и Российская Федерация, причастная к вооружению боевиков и не использующая свое влияние на них для урегулирования конфликта. Румыния осуждает нарушение суверенитета и территориальной целостности Украины и будет продолжать содействовать реализации ее европейских и евроатлантических устремлений. В этом контексте является оправданным сохранение санкций относительно Российской Федерации, а в случае ее отказа от участия в нахождении политического решения для избежания человеческих жертв необходимо учесть и возможность их усиления".
Жесткую позицию Румыния заняла и на внеочередном заседании Совета ЕС на уровне министров иностранных дел 29 января 2015 г., посвященном украинской тематике. По его итогам МИД Румынии распространил коммюнике, в котором сообщалось, что на данной встрече глава внешнеполитического ведомства Богдан Ауреску подчеркнул необходимость скорейшего начала мониторинга участка украинско-российской границы, пролегающей в зоне конфликта. В документе также сказано: "В рамках дискуссии Б.Ауреску высказался за то, чтобы ЕС применял жесткие санкции каждый раз, когда будут зафиксированы нарушения (Россией) уже достигнутых договоренностей или же тенденции к эскалации, которая может навредить ситуации с безопасностью в Черноморском регионе. Он сделал акцент на том, что примененные ЕС до этого времени санкции (по отношению к России) уже дали определенные результаты, и высказался за то, чтобы режим санкций был усилен, если этого будет требовать эволюция ситуации".
В ходе визита в Киев в марте 2015 г. президент Румынии К.В. Йоханнис на совместной пресс-конференции с П.Порошенко подчеркнул важность быстрого выполнения Минских договоренностей, достигнутых 12 февраля: "Пакет нужно имплементировать полностью, немедленно и безусловно. Позиция Румынии заключается в том, чтобы способствовать продолжению режима санкций Европейского Союза в отношении Российской Федерации, пока не будет полного применения Минских договоренностей, если ситуация в регионе продолжит ухудшаться".
Российские СМИ, использующие некоторые разногласия между президентом и премьером Румынии Виктором Понтой, пытаются представить главу правительства едва ли не искренним симпатиком Москвы, выдавая желаемое за действительное. Но еще в июле 2014 г., когда в ЕС только обсуждался секторальный уровень санкций, В.Понта заявил: "Румыния может позволить себе с экономической и социальной точек зрения усиление режима санкций в отношении России… Бухаресту, исходя из военных, стратегических и экономических соображений, ближе более четкая позиция США по проблеме России, чем многочисленные европейские голоса, куда более осторожные в осуждении РФ".
В конце 2014-го В.Понта подчеркивал: "По-прежнему считаю, что Россия является главной угрозой стабильности в регионе. Причем речь идет не столько о военной угрозе, сколько об энергетической, так как все страны региона в той или иной степени зависимы от импорта российского газа".
Но и о военной составляющей своей безопасности Бухарест не забывает. По мнению румынских экспертов, милитаризация Россией Крыма и размещение на полуострове определенных видов вооружений в противовес базе ПРО США "Девеселу", строящейся на румынской территории, представляет угрозу национальной безопасности Румынии.
3 сентября в Бухаресте состоялось торжественное открытие командного штаба НАТО. По словам министра обороны Румынии Мирчи Души, это стало историческим моментом для его страны, имеющим особое стратегическое значение, это "конкретный и красноречивый пример приверженности Североатлантического союза в вопросе обеспечения безопасности своих членов". А президент К.В. Йоханнис подчеркнул, что открытие командного штаба альянса "отражает решимость и способность Североатлантического союза укрепить обороноспособность государств-членов перед лицом провокаций и возросшей угрозы с востока".
Энергетика
Мудро избежав значительной зависимости от российских энергоносителей, Румыния все же завозит из РФ часть потребляемых нефти и газа.
Однако импорт природного газа на протяжении последних лет стабильно сокращается: если в 2012 г. доля импортируемого газа в структуре его потребления составляла 21%, то в 2013 г. - уже 12%, а в 2014 г. не достигла даже 5%. Незначительная часть российского газа поступает в Румынию через Венгрию, но основной поток идет через Украину. Причина значительного сокращения закупок голубого топлива у РФ - в снижении доли энергоемких производств в структуре ВВП страны и внедрение энергоэффективных технологий. Кроме того, Бухарест оптимистично оценивает перспективы добычи углеводородов в румынской части континентального шельфа Черного моря. Так что через 3–4 года Румыния сможет вздохнуть с облегчением, полностью распрощавшись с импортом газа и став его экспортером.
Электроэнергию у РФ Румыния не покупает. Ее сектор атомной энергетики не зависит от российских технологий и материалов: на единственной в стране АЭС "Чернавода" используются канадские реакторы типа CANDU.
В энергетике наибольшая зависимость Румынии от импорта - в нефтяном секторе. В 2014 г. из 10,5 млн т, переработанных в стране, 6,7 млн пришлось на импорт. Из этого объема около 2,4 млн т нефти (почти 23% от всей переработанной) поступило из РФ для переработки на одном из трех работающих на территории Румынии НПЗ - Petrotel Ploiesti, принадлежащем российскому "Лукойлу".
"Лукойл" купил этот НПЗ и сеть из более чем 300 заправок в 1998 г. Румыния передала российской компании в концессию значительную часть континентального шельфа Черного моря. И хотя ежегодный оборот компании превышает 1 млрд евро, как сообщает News20, сеть "Лукойл" в Румынии никогда не регистрировала прибыль.
В октябре 2014 г. румынская прокуратура завела уголовное дело на Petrotel Ploiesti и его генерального директора А.Богданова по факту уклонения от уплаты налогов и отмывания денег. В июле 2015-го в рамках данного дела был наложен арест на активы и счета компании на сумму примерно 2 млрд евро.
Президент "Лукойла" Вагит Алекперов обратился к президенту Румынии К.В. Йоханнису с письмом, расцененное румынскими СМИ как "дерзкое", поскольку в нем содержалась плохо скрытая угроза закрыть Petrotel Ploiesti, на котором работает около 4000 румынских граждан и от которого также зависят многие румынские компании-партнеры. В конце сентября 2015 г. румынский суд снял арест с половины замороженных активов "Лукойла" - на 1,1 млрд евро, частично удовлетворив его апелляцию.
Торговые связи и инвестиции
Товарооборот Румынии с Россией более чем скромный. "Если завтра он будет остановлен, Румыния не рухнет", - заявил в июле прошлого года премьер В.Понта в разгар дискуссий о новом этапе санкций против РФ.
По объемам экспорта румынских товаров в 2014 г. среди партнеров Румынии Россия находилась на восьмом месте (на РФ в общем объеме румынского товарного экспорта приходится 2,86%), по объемам импорта - на седьмом (доля РФ в общем объеме румынского товарного импорта - 3,95%).
В 2013 г. две страны наторговали, по данным ФТС РФ, на 3,66 млрд долл., в 2014 г. - на 3,67 млрд. Правда, по данным румынской таможенной статистики, взаимный товарооборот в прошлом году составил почти 5 млрд долл.
Любопытно, что при этом Румыния - одна из немногих стран Евросоюза, которым удалось увеличить свой экспорт в РФ в 2014 г. по сравнению с предыдущим годом (на 8%, что соответствует 163, млн долл. в денежном выражении, по данным ФТС РФ). Тогда как российский импорт уменьшился на 9,6%, до 154,4 млн долл.
Но уже в первом квартале 2015 г. румынский экспорт в РФ снизился на 37% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года, а российский импорт в Румынию - на 11%.
Основную часть российского импорта составляют минеральное топливо, нефть и продукты их перегонки - примерно 71%. Россия также поставляет в Румынию каучук и резину, органические химические соединения, черные металлы, удобрения и др.
Румыния продает в Россию в основном средства наземного транспорта, ядерные реакторы и котлы, фармацевтическую продукцию, электрические машины и оборудование, одежду. В 2015 г. структура румынского экспорта-импорта практически не изменилась по сравнению с предыдущим годом.
На конец 2014-го в Румынии, по информации посольства РФ в этой стране, было зарегистрировано 250 предприятий с участием российского капитала. Но по данным Национального института статистики Румынии, таковых только 49. На румынском рынке, кроме "Лукойла", присутствуют "Русский алюминий", "Трубная металлургическая компания ТМК", Vimetko, Alro Slatina и др. Общий объем российских инвестиций в румынскую экономику, по данным посольства РФ, превысил 2 млрд долл. Но по данным Национального института статистики Румынии, объем инвестиций из РФ на конец 2013 г. был куда меньше - 8,48 млн долл. (60-е место в списке иностранных инвесторов Румынии). Большая часть российских инвестиций оформлены как поступления из других стран, в частности, из Нидерландов, Швейцарии.
Влияние санкций
Благодаря относительно небольшим объемам торговли с Россией и структуре экспорта в РФ, в котором практически отсутствуют товары, подпавшие под санкции ЕС, а также незначительной доле сельхозпродукции, на которую наложено российское эмбарго, Румыния почти не ощутила прямых потерь от взаимных санкций с РФ. По приблизительным подсчетам румынских экспертов, общие экономические потери их страны составили 40 млн евро, что несущественно для румынского экспорта. На Россию приходится лишь 3% от всего экспорта Румынии.
Небольшие убытки понесли сельхозпроизводители, но доля экспорта в РФ продовольственных и сельскохозяйственных товаров не превышает 2,3–2,5% в общей структуре румынского экспорта этой продукции. Например, в 2014 г. Румыния продала в РФ овощей на 77% меньше, чем годом ранее. Но даже в досанкционном 2013-м доля РФ в румынском овощном экспорте составила всего лишь 0,2%. Экспорт румынских фруктов и орехов в РФ в 2014-м уменьшился примерно на 9%, но его доля в общем фруктовом экспорте Румынии даже в 2013-м составляла только 2%. Кроме того, в 2014-м весь экспорт Румынии (как овощей, так и фруктов) в другие страны мира вырос.
Также следует учитывать, что из всего спектра продовольственной и сельхозпродукции в список запрещенной для ввоза в РФ попала лишь часть. И в
2014 г. Румынии удалось даже увеличить свой экспорт в Россию, например, зерновых (на 95,6%), продукции переработки овощей и фруктов (на 71), готовой продукции из молока и злаков (на 64%). Таким образом, влияние российского продовольственного эмбарго на экономику Румынии весьма незначительно.
Непрямые же потери румынских товаропроизводителей, которые в денежном эквиваленте оценить сложно, связаны со значительным снижением покупательной способности россиян, рецессией в РФ, оттоком из нее иностранного капитала, падением рубля. Как и во многих других странах Евросоюза, из-за того, что значительная часть продовольственной и сельхозпродукции европейских производителей не попала на российский рынок и осталась на европейском, цены на нее заметно упали. Так, в конце 2014 г. в Румынии значительно подешевело мясо. Как отмечали представители Национальной федерации Pro Agro, чтобы выдержать конкуренцию, румынские производители свинины были вынуждены снизить цены на свою продукцию на 25%.
Из-за проблем в российской экономике снижение экспорта в РФ отмечает и один из крупнейших румынских экспортеров - компания "Дачиа" (член французской автомобилестроительной группы "Рено"), которая поставляет в РФ комплектующие.
Однако в целом потери Румынии от взаимных санкций ЕС и РФ настолько незначительны для ее экономики, что о них мало говорят в обществе и почти не пишут в прессе, что также косвенно свидетельствует об отсутствии существенных проблем в этом вопросе.
Кремлевская колонна
Сегодняшняя политика Кремля крайне непопулярна в Румынии, исторически всегда относившейся к России весьма скептически. Поэтому ни одна парламентская партия или общественная организация не решается открыто ее поддерживать. Скрытое же пророссийское лобби состоит в основном из румынских политиков и бизнесменов, имеющих отношение к разнообразным экономическим конструкциям и схемам с участием российского капитала, большинство которых, как отмечают наблюдатели, характеризуется отсутствием прозрачности и высоким уровнем коррупции.
Понимая, что при нынешних больших опасениях, существующих относительно России в румынском обществе, пропаганда кремлевской точки зрения малоперспективна, агенты влияния Москвы направляют свои усилия на очернение Украины, подпитку великодержавных настроений у определенной части политикума и населения, сожалеющей о "потерянных румынских территориях", на возбуждение автономистских желаний у этнических румын в Украине.
Однако, несмотря на все это, общая угроза с Востока сблизила Киев и Бухарест в последние годы. Напомним, что именно Румыния первой ратифицировала Соглашение об ассоциации Украина-ЕС. Относительно же России позиция всех ветвей румынской власти единогласна: агрессивная политика Москвы в регионе является неприемлемой и угрожает как стабильности в Европе в целом, так и непосредственно Румынии.