Киев спешит успеть. 27 октября в Хельсинки состоится очередной саммит Украина—ЕС. И многие украинские политики хотели бы, чтобы эта встреча имела практический результат. В силу разных причин таким на сегодняшний день для Киева должно стать парафирование в финской столице украинско-еэсовского соглашения по упрощению визового режима. Этот документ, несмотря на недостатки, по своему содержанию значительно превосходит российско-еэсовский аналог, подписанный нынешней весной во время саммита Россия—ЕС.
В украинском варианте, например, список категорий граждан, имеющих льготы, куда шире, нежели в российском. Последний направлен, скорее, на облегчение въезда в страны ЕС чиновников, нежели простых россиян. Важно и то, что в украинском проекте соглашения зафиксировано, что украинцы при определенных условиях могут рассчитывать на получение пятилетней визы. К этому следует добавить, что украинская и еэсовская стороны договорились, что стоимость консульского сбора в страны Шенгенской зоны останется на уровне нынешних 35 евро (для многих стран Евросоюз намерен поднять цену виз до 60 евро). Так что начало процедуры введения в действие упрощенного визового режима для определенных категорий украинских граждан прибавило бы ряду представителей исполнительной власти позитива к их имиджу внутри страны (забота о гражданах) и дало бы серьезные аргументы в борьбе со своими политическими оппонентами.
Однако препятствием к парафированию соглашения по упрощенному визовому режиму стоит соглашение о реадмиссии. Эти два документа идут в пакете: если соглашение об упрощении визового режима больше интересует Украину, то о реадмиссии — Европейский Союз. При том, что текст последнего практически готов, спорным были положения относительно сроков вступления в действие статьи, касающейся приема и передачи граждан третьих стран и лиц без гражданства.
Украинская сторона предлагает введение в действие этой статьи отсрочить на три года — это время будет необходимо Киеву для подготовки к выполнению такой затратной процедуры, как реадмиссия. В Брюсселе же многие считают, что отсрочки быть не должно. В Киеве рассматривают это предложение евросоюзовских переговорщиков как дискриминационные по отношению к нашей стране. Ведь та же Россия договорилась с Европейским Союзом по аналогичной статье и получила трехлетнюю отсрочку, которая отсчитывается с момента вступления в силу российско-еэсовского соглашения по реадмиссии, т.е. после ратификации. Окончательные разногласия по спорному пункту украинско-еэсовского реадмиссионного соглашения должны были быть разрешены в минувший вторник в ходе переговоров в Брюсселе.
Последним предшествовал обмен жесткими заявлениями между Еврокомиссией и представительством Украины при Евросоюзе. Так, спикер комиссара ЕС по юстиции Фризо Роскам-Аббинг обвинил Киев в задержке с завершением переговоров. В свою очередь украинцы обвинили евросоюзовских партнеров в том, что те исчерпали запас аргументов за столом переговоров, которыми оправдывали «выдвижение совершенно неприемлемых для Украины предложений по соглашению о реадмиссии, которые носят дискриминационный характер». Позже представители Еврокомиссии говорили о том, что спикера еврокомиссара неправильно поняли. Но дыма без огня не бывает. И прозвучавшее заявление Роскам-Аббинг свидетельствовало о существующем в переговорном процессе напряжении.
Жесткая позиция Евросоюза по соглашению о реадмиссии была сформирована под влиянием нескольких стран. Прежде всего Франции и Германии, а также Польши, Венгрии и Словакии, с которыми Украина имеет двусторонние соглашения о реадмиссии. При этом позиции Парижа и Берлина зачастую объясняются только желанием не давать Киеву больше, чем Москве, мотивы же Варшавы, Будапешта и Братиславы куда глубже.
В этих столицах, в частности, опасаются: если соглашение о реадмиссии будет предусматривать отсрочку введения в действие статьи о возвращении граждан третьих стран, то это будет иметь негативные последствия для этих трех восточноевропейских стран, поскольку после вступления в силу украинско-еэсовского документа будут отменены двусторонние соглашения. И долгое время в Брюсселе не воспринимались аргументы Киева, что, дескать, с этими странами может существовать определенный «инкубационный» период, во время которого фактически будут продолжать действовать двусторонние соглашения, а Украина и далее будет исправно принимать нелегалов, прибывших в эти государства с территории нашей страны.
На последнем раунде переговоров Киеву все же удалось достичь поставленных целей и совместно с Брюсселем принять компромиссный пакет, учитывающий интересы и Украины, и стран-членов Евросоюза. Сегодня есть все основания утверждать, что по своему содержанию украинско-еэсовское соглашение о реадмиссии никак не уступает российско-еэсовскому. Смеем предположить, что если члены правительства из-за внутрипартийных соображений не «зарубят» это соглашение, а одобрят результаты брюссельского раунда переговоров, то в Хельсинки эти два «пакетных» документа таки будут парафированы.
Но достигнутое украинскими переговорщиками не должно затмить ряд проблем, сопутствующих реадмиссии. (Есть все основания утверждать, что в украинском случае речь идет о т.н. «жестком» варианте, который предусматривает возвращение в Украину нелегалов на основе европейского проездного документа.) И украинские чиновники — дипломаты, пограничники, таможенники, сотрудники Минфина и Минюста — должны с умом распорядиться отсрочкой, предусмотренной указанным соглашением. В противном случае полученная с таким трудом отсрочка теряет свой смысл, и Украина станет отстойником, куда будут отправлять нелегалов со всей Европы.
Киев, например, должен завершить процедуру юридического оформления украинско-российской и украинско-белорусской границ. Ведь из России в Украину попадает до 80% нелегалов, следующих через нашу страну в государства Европейского Союза. Это, во-первых. Во-вторых, необходимо активизировать переговоры с Россией, чтобы подписать с ней соглашение о реадмиссии. Текст этого документа уже давно готов. С российской стороны для его подписания требуется только политическая воля руководителей страны. Задача трудная: Москва вовсе не горит желанием превращаться в «санитарную зону», где будут собираться нелегалы из стран Центральной и Юго-Восточной Азии. Тем более что с большинством из них Россия не имеет соглашений о реадмиссии. Однако некоторые оптимистично настроенные украинские дипломаты убеждены в существовании реальных шансов на подписание соглашения с Москвой даже раньше, нежели с Брюсселем.
И, наконец, в-третьих, Киеву уже сегодня необходимо заняться обустройством пунктов временного содержания нелегалов, усовершенствованием пограничной инфраструктуры, озаботиться поиском средств, необходимым для выполнения положений реадмиссионного соглашения. В какой-то степени Евросоюз готов помочь Украине и компенсировать ей ее финансовые затраты. По информации «ЗН», к соглашению о реадмиссии будет подготовлено специальное приложение о том, что ЕС готов взять на себя ряд организационных и финансовых обязательств, связанных с реализацией нашей страной положений этого документа.
Однако и Киев, в свою очередь, должен проявлять инициативу и приложить определенные усилия: вовремя готовить проекты и подавать их на рассмотрение в Брюссель, не забывая и о тех проектах, которые нашей стране предлагает ЕС. В частности, о программе Евросоюза по региональной защите, позволяющей беженцам получать международную помощь, и о программе «Энеас», предусматривающей сотрудничество с третьими странами в вопросах убежища и миграции. Это делать необходимо уже сегодня. Иначе, повторимся, нашей стране грозит превращение ее в отстойник для нелегалов.