Конституционный суд Польши принял решение, всколыхнувшее польское общество, да и весь ЕС. Он признал, что положения Договора о Европейском Союзе несовместимы с польской конституцией. Фактически этим решением Польша ставит под сомнение примат общеевропейского законодательства над национальным, что в последние десятилетия было одним из основных столпов единой Европы.
В прошлое воскресенье польская оппозиция собрала многотысячные акции протеста в большинстве крупных городов страны. Лозунгом протестующих было «Остаемся в ЕС!», а оппозиционные политики с трибун и телеэфира подчеркивали, что решение КС — это начало Полекзита, мол, Качиньский выводит Польшу из объединенной Европы. Впрочем, такие заявления — значительное преувеличение.
Согласно последним соцопросам, 81% поляков хочет остаться в ЕС, у 12% — нет мнения по этому поводу и лишь 7% — хотят выхода Польши из ЕС. Этот показатель даже выше, чем был в 2003 году, когда проходил референдум о присоединении Польши к ЕС. Тогда 77% проголосовали «за», 22% — «против». Более того, о потенциальном Полекзите говорит оппозиция, но не власть: представители «Права и справедливости» неоднократно подчеркивали, что не хотят выхода из ЕС и разговоры об этом бессмысленны.
Что подтвердил и нынешний премьер Матеуш Моравецкий, который, комментируя воскресные протесты, написал на своей странице в Фейсбуке: «Полекзит — это фейковая новость и вредный миф». И если небольшой процент поляков, которые все же желают выхода из ЕС, и демонстрирует тенденцию к росту, то популяризирует эту идею прежде всего не ПиС, а именно оппозиция, которая едва ли не каждое обострение отношений Варшавы с Брюсселем называет началом выхода Польши из ЕС.
Тем не менее правительства ПиС постоянно идут на эти обострения, и так продолжается почти беспрерывно уже шесть лет. Более того, вокруг Польши понемногу сплачивается коалиция правительств и политических сил, которые разделяют идеи евроскептицизма. Главный союзник ПиС в этом — многолетний премьер Венгрии Виктор Орбан, который даже поддержал решение польского Конституционного суда на уровне правительственного указа. Высказала свою поддержку и одна из потенциальных участников будущих президентских выборов во Франции, лидер «Национального фронта» Марин Ле Пен.
Конфликты ПиС с Брюсселем не пугают и 12 стран Центральной Европы, создавшие и довольно динамично развивающие инициативу Триморья, идею которой впервые предложил в 2015 году тогда еще кандидат в президенты Польши Анджей Дуда.
Поэтому, конечно, можно называть правительство ПиС «правыми популистами» и видеть в любых их инициативах желание развалить ЕС. Но это выглядит как упрощение и нежелание признавать реальную проблему: в Европе давно нет единого видения дальнейшего развития собственных интеграционных структур. Общество ощущает несправедливость в нынешнем способе функционирования ЕС, отсюда и победа «Альтернативы для Германии» в нескольких землях ФРГ. Отсюда и итальянские «Лига» и «Братья Италии». Отсюда и Виктор Орбан, и ПиС, и Брекзит. И это разделение лишь углубляется.
Решение КС Польши — очередной (и весьма существенный) шаг в направлении такого углубления. Что реально может сделать Брюссель в этой ситуации?
Уже появилась информация, что на ближайшей сессии Европарламента, которая начнется 18 октября, обсудят решение Конституционного суда Польши. Европейская Народная Партия, партия «Восстанавливая Европу», Альянс социалистов и демократов, а также «Зеленые» остро отреагировали на это решение и требуют финансово наказать Варшаву — заморозить польский план восстановления (около 24 млрд евро) и ежегодные выплаты из Европейского фонда регионального развития (около 12 млрд евро).
Впрочем, ПиС не впервые сталкивается с финансовым шантажом Брюсселя. Выплата из Европейского фонда восстановления должна была произойти еще летом, но была заморожена, собственно, из-за подачи Моравецким в Конституционный суд запроса относительно разногласий между положениями Договора о ЕС и Конституцией Польши. Поэтому сейчас это будет лишь продление этого замораживания. Кроме того, в прошлом году несколько польских районов, провозгласивших себя «зонами, свободными от ЛГБТ», были из-за этого лишены финансирования из фондов ЕС.
Поэтому очередные финансовые санкции вряд ли способны решить проблему. Вероятнее, они лишь усилят и без того сильное ощущение несправедливости у большой части польского общества, соответственно — лишь углубят раскол. Это чувство несправедливости продиктовано, в частности тем, что ЕС как учреждение давно выходит за пределы собственных компетенций, по крайней мере в понимании большой части населения. Об этом написал бывший главный секретарь Конституционного совета Франции Жан-Эрик Шотелль.
#TVPInfo | ???? Mocny głos wsparcia ze strony Francji. Były sekretarz generalny tamtejszej Rady Konstytucyjnej, Jean-Éric Schoettl: Rozumowanie polskiego TK jest klasyczne i godne szacunku, we Francji sądy najwyższe zajmują podobne stanowisko. pic.twitter.com/b0QkYU1FBg
— TOP TVP INFO (@TOPTVPINFO) October 12, 2021
В статье с выразительным названием «Почему так много агрессии против решения КС Польши?», напечатанной в Le Figaro, он, в частности, отмечает, что органы ЕС представляют, будто такие вопросы как аборты или однополые браки были частью фундаментальных ценностей Союза, заложенных в соглашение о присоединении к ЕС с самого начала. Но так не было. В качестве примера Шотелль приводит Ирландию, где до 2018-го аборты в подавляющем большинстве случаев тоже были запрещены, однако подобного давления на эту страну ЕС никогда не совершал.
Кроме того, французский юрист вспомнил, что решения, аналогичные принятому КС Польши, раньше были приняты и французскими, и немецкими судами. Шоттель утверждает, что право ЕС не может быть выше национального, в частности французского. «Европейское законодательство может ограничивать национальный суверенитет лишь настолько, насколько это позволяет Конституция, и ни при каких обстоятельствах не может подрывать конституционную идентичность Франции», — пишет Шотелль.
Поэтому введение санкций, острую реакцию и давление на польскую власть, которые совершаются на фоне запрета абортов, дискуссий вокруг ЛГБТ-сообщества и сейчас, часть польского общества воспринимает как тенденциозность и предубежденность со стороны евробюрократов.
О том, что решение Конституционного суда не является прецедентом, напомнил и министр юстиции Польши Збигнев Зёбро, в открытом письме к Дональду Туску перечисливший решения судов со времени его премьерства, которые прямо или косвенно подтверждали превосходство национального законодательства над общеевропейским. Кроме того, похожие решения в разное время принимались во Франции, в Германии, Испании, Чехии и Литве.
Еще одна причина чувства несправедливости — случаи откровенного пренебрежения интересами Польши со стороны части ЕС. Ярчайшим примером такого пренебрежения является решение о строительстве первого, а со временем и второго «Северного потока», несмотря на громкие протесты со стороны стран Восточной Европы, в частности Польши. И Еврокомиссия, которая постоянно грозит финансовыми санкциями против Польши, ни разу не рассматривала возможность ввести санкций против этого германо-российского проекта.
На рассвете идеи объединенной Европы было две концепции ее построения: концепция Шарля де Голля, получившая название «Европа Отчизн», и концепция создания наднационального объединения в Европе. Со временем европейская интеграция пошла путем второй концепции, и с начала девяностых каждое последующее базовое соглашение ЕС все больше повышало роль наднациональных учреждений над суверенитетом каждого из государств-членов. Однако в результате это вылилось в доминирование более богатых стран над более бедными и серьезный раскол внутри ЕС.
Не исключено, что решение Конституционного суда Польши подтолкнет к обсуждению возможность вернуться к концепции «Европы Отчизн», которая бы дала право каждой стране — члену ЕС иметь свои идеологические и политические отличия, а объединял бы их общий рынок, геополитические и безопасностные интересы. Так или иначе, лишь начало такого диалога о самой сути ЕС сейчас, возможно, позволило бы выйти из этого раскола, в котором оказалось европейское общество. И в этом смысле ключ к примирению или углублению раскола находится не в Варшаве или Будапеште, а именно в Брюсселе.
Больше статей Александра Шевченко читайте по ссылке.