Оглашение Еврокомиссией финансового плана ЕС на начальный период своего предстоящего расширения ознаменовало переход этого сложного затяжного процесса в завершающую стадию. До этого члены-кандидаты потратили годы на то, чтобы привести свое законодательство, степень развития демократии и свободного рынка в соответствие со стандартами Европейского Союза. И теперь за неполные два года, оставшиеся до официальной даты вступления в Союз новых членов, назначенной на 2004 год, осталось согласовать последний вопрос — финансовый. Впрочем, этот вопрос настолько трудный и болезненный, что некоторые вообще сомневаются в принципиальной возможности его полного согласования.
Итак, по предложению комиссии, 15 старым членам Евросоюза предстоит выделить 40 миллиардов евро (35 миллиардов долларов) в качестве финансовой помощи 10 новым членам в начальный период с 2004 по 2006 год. Это предложение должны обсудить национальные парламенты, после чего требуется его официальное одобрение Евросоюзом (по предложению Испании, ныне председательствующей в ЕС, не позднее июня нынешнего года), а затем последует ратификация решения опять же на национальном уровне.
Бурное обсуждение этого вопроса началось сразу же после обнародования плана. На неформальной встрече министров иностранных дел членов ЕС предложенные размеры финансовой помощи новоприбывающим членам Союза были признаны чрезмерными. Франция и Германия потребовали сокращения суммы как минимум на 25 процентов, а Голландия, Швеция и Великобритания назвали такую щедрость чрезмерной, особенно в нынешнее тяжелое время, которое и так требует ограничения дотаций на сельское хозяйство нынешним членам ЕС.
Именно вопрос дотирования сельского хозяйства и является самым болезненным при обсуждении финансовых проблем расширения Евросоюза. На эти цели сейчас идет почти половина годового бюджета ЕС — 44 миллиарда евро. Еще 34 миллиарда евро предназначается на программы регионального развития более бедных стран, что вместе составляет 80 процентов общего бюджета. Вступление новых членов ЕС, бюджет которых едва дотягивает до 40 процентов среднего по 15 старым членам, обострит эту ситуацию до крайности. Ведь в одной только Польше насчитывается 4 миллиона фермеров, каждый из которых претендует на прямую денежную дотацию. По программе, предложенной Еврокомиссией, новые фермеры могут рассчитывать на нее лишь в размере 25—35 процентов от размера дотаций, получаемых старыми фермерами, с перспективой выравнивания в правах не раньше чем через десять лет. Однако с этим предложением категорически не согласны как сами поляки, заявившие, что разочарованы и озабочены в связи со столь несправедливым решением, так и нынешние члены ЕС. В частности, Швеция, Голландия и Великобритания потребовали, чтобы фермеры из новых членов ЕС вообще не получали прямых дотаций, а выделенные средства шли исключительно на реформирование и модернизацию их крайне отсталого, громоздкого и малоэффективного сельского хозяйства.
Не слишком радовались предложению Еврокомиссии и остальные девять стран из «первой волны» расширения ЕС — Венгрия, Словения, Чешская Республика, Эстония, Словакия, Латвия, Литва, Кипр и Мальта. Тем не менее, по словам представителей Еврокомиссии, финансовая ситуация внутри ЕС оставляет очень мало места для маневра. Бюджет на текущую пятилетку ЕС утвердил в 1999 году, и расходы на расширение были заложены в него в расчете лишь на шесть стран-первоочередников. Этим бюджетом на нужды новых членов ЕС в 2004 году предусмотрено выделение 2,7 миллиарда евро, в 2005 — 3,3 миллиарда и в 2006 — 3,9 миллиарда. Поэтому дотянуть до намеченных 40 миллиардов евро будет крайне непросто. О еще более щедром финансировании «новичков» вопрос можно будет ставить лишь после принятия нового бюджета на следующую пятилетку. Однако и тогда Еврокомиссия не рекомендует предоставлять новым членам прямые финансовые дотации, сопоставимые по размеру с теми, которые получают нынешние члены ЕС, так как это ослабит необходимость реформирования и реструктуризации неконкурентоспособных отраслей народного хозяйства, что послужит угрозой экономической, социальной и политической стабильности Европейского Союза.
по материалам зарубежной прессы