Престолонаследование

01 ноября, 2020, 13:23 Распечатать
Отправить
Отправить

Что будет после Путина.

Престолонаследование
© Телеканал 24

Вже червоніють помідори,

І ходить осінь по траві,

Яке ще там у біса горе,

Коли серця у нас живі?

Максим Рыльский

Уже во вторник состоятся выборы в США, которые определят, останется ли Дональд Трамп президентом еще на четыре года или же его место займет Джо Байден. В любом случае в Белом доме с 1990 года уже пятый хозяин.

За те же три десятилетия в РФ власть сменилась всего один раз, в 1999 году, если, конечно, не воспринимать всерьез «рокировочку». Владимир Путин на российском престоле уже более 20 лет, дольше всех российских правителей после революции 1917 года, кроме Иосифа Сталина. И время окончания его каденции, которое может произойти по тем или иным причинам, неуклонно приближается. Хотя бы потому, что В. Путин — человек, а все люди смертны.

Однако Путин не только человек, но и символ авторитарного режима, господствующего сегодня в Российской Федерации. Олицетворяющая его российская власть попробует воссоздаться и продолжить свое существование и после отставки своего нынешнего руководителя.

Россия, несмотря на нехватку объективной информации о ней, не является иррациональной загадкой. Ее развитие и поведение можно анализировать и предугадывать. Главное — изучать слова и действия россиян, прежде всего тех, кто оказывает непосредственное влияние на выработку политики, и не отбрасывать сходу их заявлений в позе гордого римлянина перед толпой варваров. Адекватное понимание России во многом влияет на нашу политику, а следовательно, и на наше будущее.

Что касается возможных сценариев развития событий, то определим основные решающие точки. Прежде всего многое будет зависеть от того, станет ли уход В. Путина внезапным или же будет подготовлен. Российская власть хочет определить и подготовить преемника для второго президента РФ. Кастинг на эту роль продолжается уже не первый год.

Необязательно, хотя и вполне вероятно, что этот преемник будет выходцем из ФСБ или других силовых структур. При этом нельзя исключать, что победит относительно молодой и успешный технократ. Новым властителем может стать и кто-то из региональных руководителей, в частности из национальных республик, и кто-то из известных министров.

Персонально упоминали и губернатора Тульской области Алексея Дюмина, выходца из Федеральной службы охраны РФ, и министра обороны Сергея Шойгу, раннее бывшего министром по чрезвычайным ситуациям, и героя России Рамзана Кадырова, прошедшего путь от чеченского сепаратиста до руководителя Чечни в составе РФ, и заместителя председателя Совета безопасности РФ Дмитрия Медведева, бывшего президента и премьер-министра РФ. И еще многих. Круг претендентов широк, и не стоит сейчас его искусственно сужать. Будем откровенны, достоверной информации о ходе кастинга вне узкого круга российского истеблишмента нет.

Этот процесс может проходить как с благословения, так и без согласия В. Путина. Если все пройдет гладко, то его личное отношение не так уж и важно.

В случае, если процесс отбора преемника россиянам удастся успешно завершить, то передача власти будет относительно плановой, как это произошло и в 1999 году. Так что в один прекрасный день мир, в частности и мы, услышит имя нового властителя Кремля вместе с заявлением В. Путина о постепенном отходе от власти. Возможно, по казахстанскому сценарию.

Впрочем, как свидетельствуют недавние события вокруг «обнуления президентских сроков», монолитность и запас прочности российской власти часто преувеличивают. На сегодняшний день В. Путин не может доверять подчиненным, не способен определить преемника и вынужден продлевать время своего правления. Возможны самые разные сценарии. И далеко не все из них оптимистичны для России.

Внезапная, неподготовленная смена власти вполне возможна. В.Путин может умереть, плановый процесс — сорваться, вероятны и другие форс-мажоры. При всем многообразии возможных вариантов у «вертикали» есть ресурсы удержать ситуацию и провести президентские выборы. Особенно если вооруженные силы и спецслужбы будут действовать консолидировано. А основания для такого предположения дает все более согласованная работа силовиков в ходе ежегодных стратегических учений. Хаоса борьбы за власть в РФ боятся, еще не стерлась окончательно память о перестройке и лихих 1990-х.

Устоявшаяся за 30 лет после 1990-го практика и конституция РФ свидетельствуют: назначение нового руководителя России состоится именно путем всенародных выборов. И какой бы контролируемой ни была ситуация в РФ, задача выиграть выборы, особенно для человека, еще не получившего власть, потребует говорить то, что готово и хочет услышать население. Особое значение стремление услышать общество приобретет в случае неконтролируемого развития событий и относительной предвыборной свободы.

После победы новый руководитель России погрузится во внутреннюю проблематику. Первостепенной его задачей станут консолидация власти, преодоление попыток ее подорвать как на федеральном, так и на региональном уровнях. А такие попытки обязательно будут.

Возникнет необходимость обеспечить полную лояльность силовиков и руководителей государственных монополий, искать и найти компромисс с региональными баронами, поставить себя перед олигархами: где договориться, а где и заменить на более лояльных людей.

Возможно, произойдет некоторая либерализация, но с учетом общественных настроений не следует ожидать коренного пересмотра стратегического курса, прежде всего внешнеполитического. В российском обществе сложился консенсус: РФ должна быть великой державой.

Некоторая коррекция внешней политики хотя и неизбежна, будет весьма неспешной и постепенной. Коснется она прежде всего отношений с крупными государствами Запада. Кремль будет стремиться восстановить партнерские отношения. Главное, что этого надо будет достичь без слишком больших уступок. Об опасности уступок для государства Российского свидетельствует господствующая в РФ интерпретация событий второй половины 1980–1990-х годов, связанных с поражением в холодной войне. «Сплошное унижение», не так ли?

Чрезвычайно много будет зависеть и от политики США, ЕС, его ведущих государств и Великобритании, их способности предложить постпутинской России приемлемую для обеих сторон модель взаимоотношений (или навязать более выгодную для себя). Некоторое представление о вероятности этого можно получить из брошюры американского аналитика Германа Пирчнера «После Путина», электронную публикацию украинского издания которой осуществило в конце октября издательство Украинского католического университета.

Политика в отношении соседей, в частности и Украины, будет меняться (если будет меняться) еще более постепенно и еще менее радикально. Необходимость доминировать, по крайней мере в европейской части бывшего СССР, разделяет большинство как элиты, так и российского общества. Прежде всего это касается Украины. Так или иначе идеи Александра Солженицына о том, как им обустроить Россию, живее всех живых.

С высокой вероятностью изменения российской внешней политики на украинском направлении не коснутся крымского вопроса. Даже обсуждение вопроса возврата оккупированного украинского полуострова прямо запрещено российской конституцией и определено как преступление уголовным кодексом. С большой вероятностью любой, даже избранный на демократических выборах, хозяин Кремля не будет рассматривать возврат Крыма Украине. Уже давние заявления Алексея Навального о Крыме, который «не является бутербродом», достаточно ярко подтверждают это. Да и риторика белорусских оппозиционеров по этому вопросу оптимизма не добавляет. Уступки по войне в Донбассе возможны, но вряд ли они будут радикальными.

Многое будет зависеть и от личности нового российского правителя. Вероятность того, что в Кремль придет человек с более искренними и жесткими националистическими взглядами, чем у оппортуниста и жизнелюба В. Путина, далеко не нулевая. Вряд ли новый вождь России будет иметь советскую травму голодного детства, как многие из современного российского истеблишмента.

Возможно, все произойдет по тому или иному варианту инерционного сценария. Сейчас вероятность распада России и гражданской войны не так высока, как об этом многие в Украине (и не только) говорят. Впрочем, нельзя исключать, что стабилизационные факторы не сработают, и Россия погрузится в гражданский конфликт. Он может быть быстро преодолен, как это произошло осенью 1993 года, и тогда победитель получит дополнительные бонусы на старте своего правления. А может и перерасти в полномасштабную гражданскую войну. В последний раз это произошло в 1918 году. Нужно ли напоминать, что было дальше?

Учитывая наличие ядерного оружия, другие результаты технологического прогресса, новая гражданская в России может превратиться в сплошной ужас для мирового сообщества. Этот сценарий осознают и к нему готовятся и на Западе, и на Востоке. Но как сработают прогнозы, проверять не хотелось бы.

Для того чтобы выжить, Украина должна сформировать подход к отношениям с РФ, исходя из наличия рядом России как долгосрочного фактора. Этот подход должен включать и подготовку к смене власти в РФ (по ее разным сценариям). Мы должны быть готовы к быстрой реакции на вызовы.

География свидетельствует: этот дождь надолго, а может, и очень надолго. И нам следует серьезно думать и отрабатывать модальности сосуществования с этим большим и опасным соседом. Мы должны защитить независимость и государственный суверенитет Украины в этом противостоянии.

По материалам: ZN.UA /
Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Текст содержит недопустимые символы
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Осталось символов: 2000
Отправить комментарий
Последний Первый Популярный Всего комментариев: 0
Показать больше комментариев
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот коментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК