Йосихиде Суга, многолетний верный соратник Синдзо Абэ, заменил его на посту премьер-министра Японии.
Главный секретарь кабинета министров и представитель правительства заслужил репутацию хорошего управленца, способного контролировать мощный бюрократический аппарат Японии и успешно продвигать государственную политику. Однако он не блистал харизмой, которая привлекала бы простых граждан. В прошлом году фото с каллиграфическим изображением названия новой имперской эры Рейва (что переводится как «эра гармонии» или «эра цветущего мира») в руках Суги стало толчком не только к всплеску популярности его личности, но и к преображению серьезного прагматичного чиновника в более близкого всем «дядюшку Рейва» (дословно — «дядюшка гармонии»).
Однако еще несколько месяцев назад этот эпизод не стал поводом рассматривать имя Йосихиде Суги среди возможных преемников Синдзо Абэ, а его рейтинг значительно уступал рейтингам фаворитов общественных симпатий, активно обсуждаемых японскими СМИ этим летом. В августовских опросах Сигэру Исиба — бывший министр обороны, давний соперник в борьбе за высшую руководящую должность в партии и открытый критик Абэ — не только занимал первые позиции (тогда как рейтинг самого Синдзо Абэ опустился до четвертого места), но и рассматривался как вероятный победитель в борьбе за кресло лидера Либерально-демократической партии (ЛДП). После неожиданной отставки премьер-министра в выборах лидера правящей ЛДП, кроме Йосихиде Суги и Сигэру Исибы, участвовал также экс-глава МИД и руководитель политического совета партии Фумио Кисида.
У возглавляемой ЛДП коалиции большинство в обеих палатах парламента, поэтому тот, кого правящая партия изберет своим руководителем, имеет неоспоримый шанс стать лидером страны. ЛДП не является цельной партией, объединенной общей идеологией. Фракции, которые к ней принадлежат, играют значительную роль в выборах премьер-министра, отборе министров и руководства партии. Вдобавок к фракционной поддержке и голосованию среди рядовых партийцев, руководитель партии должен быть весьма популярным среди избирателей, чтобы привести партию к победе на парламентских выборах. Сегодня у ЛДП есть семь фракций, к которым принадлежит большинство парламентариев, за исключением тех, кто руководит своими небольшими группами или предпочитает оставаться независимым.
На выборах лидера партии в понедельник Йосихиде Суга, который не входит ни в одну из фракций и является независимым парламентарием, получил 377 голосов из общих 535, заручившись поддержкой пяти фракций. Эта победа открыла ему путь к премьерскому креслу, полученному на внеочередной сессии парламента 16 сентября.
Правда, на этот раз выборы лидера ЛДП состоялись по усеченной процедуре, что значительно снизило шансы на победу Сигэру Исибы с его большой поддержкой среди рядовых членов партии. Обычно в выборах лидера партии парламентарии и рядовые члены имеют по 394 голоса. В чрезвычайной ситуации, которая и возникла на этот раз в связи с отставкой Синдзо Абэ, допускается сокращение голосов до 141.
Однако в некоторых экспертных кругах заговорили, что тяжеловесы партии, поддержавшие именно кандидатуру Суги на выборах, воспользовались указанной возможностью, чтобы привести его к победе. Тогда как партийное руководство мотивировало это решение необходимостью быстро сменить власть в условиях борьбы с пандемией коронавируса и другими проблемами, возникшими из-за нее. Оно не акцентировало внимание на том, что отдало предпочтение преемственности политики Синдзо Абэ, обещанной Йосихиде Суга, перед резким ее изменением в случае прихода к власти Сигэру Исибы.
Суга был не только ярым приверженцем и защитником деятельности Абэ, но и преданным соратником, стоявшим за многими политическими успехами своего руководителя. В 2006 году он поддержал Синдзо Абэ, когда тот баллотировался на должность главы партии и премьер-министра, и оставался рядом с ним после внезапной отставки через год. Позже приложил много усилий, чтобы активизировать поддержку общенационального правого крыла, которое помогло Абэ снова вернуться к власти в 2012 году, и был его правой рукой в течение самого длительного в истории страны премьерства.
Казалось бы, карьера 71-летнего Йосихиде Суги уже достигла вершины и должна была бы закончиться вместе с отставкой многолетнего лидера, тем более что фаворитом Синдзо Абэ долгое время считался Фумио Кисида. Будучи уступчивым и избегая конфронтации с предыдущим руководителем правительства, экс-глава МИД Кисида надеялся заслужить право преемственности, но вместо этого приобрел имидж «лоялиста Абэ», так и не дождавшись его поддержки в недавних гонках. На стороне Суги, который еще летом не допускал возможности баллотироваться на высшую должность страны, выступили не только многолетний политический и управленческий опыт, способный обеспечить продолжение политики Абэ, но и влиятельные партийные тяжеловесы — генеральный секретарь ЛДП и второе по влиянию лицо в партии Тошихиро Никаи и вице-премьер-министр Таро Асо.
После «утраченного десятилетия» и политики «вращающихся дверей», отрицательно сказавшихся на экономическом развитии Японии, премьерское долголетие Синдзо Абэ стало залогом стабильности, потеря которой воспринимается с большим опасением. Однако и наследие, которое он оставляет, содержит немалые вызовы для нового премьер-министра. Йосихиде Суга уже подчеркнул, что стимулирование экономики, наряду со сдерживанием пандемии коронавируса, будут основными приоритетами его работы в ближайшее время, что чрезвычайно важно для проведения Олимпийских и Паралимпийских игр-2020, перенесенных на июль 2021-го. К ним добавятся продвижение административной реформы для создания более эффективного правительства и построение системы социальной защиты населения, поощряющей взаимопомощь. Он выказал намерение продолжать и совершенствовать «Абэномику», в которой уже обозначились три ключевых аспекта: укрепление местной экономики, политика снижения стоимости мобильной связи и диджитализация.
Некоторые из названных шагов Суга начал воплощать еще при предыдущем премьере. Заметное достижение в его заделе — программа пожертвования в родном городе. Она позволяет снизить налог для тех, кто делает взносы в местные муниципалитеты в помощь местной экономике, страдающей от уменьшения трудоспособного населения. Под давлением Йосихиде Суги крупные мобильные операторы снизили счета за мобильную связь (он продолжает настаивать на необходимости более высокой конкуренции среди провайдеров), а японские бюрократы ослабили визовые правила, что позволило стимулировать туризм.
С началом пандемии, когда появилась информация о нарушении распределения правительством субсидий для бизнеса и частных лиц, Суга выдвинул идею перестроить и объединить государственные учреждения и создать единое ведомство, которое займется цифровой политикой. Можно ожидать, что в рамках административной реформы он прибегнет к сокращению дублирующих функций между госучреждениями ради обеспечения их эффективной общей работы.
В отличие от немалых наработок внутри страны, дипломатическая сфера пока является слабым звеном новоизбранного премьер-министра. После внешнеполитической активности Синдзо Абэ, которому удалось усилить роль Японии на международной арене, а также установить хорошие личные отношения со многими ведущими мировыми лидерами, Суге придется начать самостоятельно справляться с непростыми дипломатическими вызовами.
Суга подтвердил, что продолжит внешнеполитическое направление предшественника. Он заявил о необходимости выстраивать широкие стабильные отношения с другими странами на основе японско-американского союза и с учетом общей международной ситуации, а также указал, что будет стараться поддерживать стратегические отношения с Китаем и Южной Кореей.
Однако в практическом измерении ему уже в ближайшее время придется столкнуться с неопределенностью перед американскими выборами: как наладить отношения с Дональдом Трампом, не испортив их с Джо Байденом. А в случае победы первого — выработать срединную позицию во избежание прямой конфронтации с КНР.
Вместе с тем нужно продолжать балансировать, разделяя политические и экономические отношения с Китаем, учитывая общемировой негативный фон в отношении него, все более агрессивное его поведение и нерешенную проблему вокруг спорных островов между двумя странами. Параллельно еще придется держать руку на пульсе угроз, которые несет все увеличивающийся ядерный и ракетный потенциал Северной Кореи. А также выработать позицию по отношению к проблеме «северных территорий» с Россией и испорченным историческими расхождениями отношениям с Южной Кореей.
Вполне вероятно, что мастерство Йосихиде Суги в ведении переговоров и формировании консенсуса, неоднократно помогавшее ему отстаивать интересы на внутриполитической площадке, выручило бы и в решении внешнеполитических задач. Однако то, что он неожиданно занял премьерское кресло посреди срока Синдзо Абэ, порождает вопрос, сможет ли Суга выйти из тени предшественника и действовать согласно своим убеждениям. Или просто будет вести его курс до следующих парламентских выборов в октябре 2021 года и сосредоточится на внутренних проблемах как самый удачливый кризисный менеджер. А, впрочем, пока что трудно судить, настроен ли он снова открыть новую эру в истории Японии, только на этот раз под собственным именем.