Повестка дня украинской внешней политики состоит из приоритетов, целей второго эшелона и сопутствующей проблематики.
Такой иерархический подход почти универсален. За некоторыми исключениями, большинство государств не имеет ни политической воли, ни людских и/или финансовых ресурсов для обработки специфических тем, к которым принадлежит Арктика. Наряду с этим существуют немногочисленные нации, общеизвестные благодаря их на самом деле действенной международной позиции. Их репутация генерирует доверие к ним во всех уголках планеты, а значит и дополнительные преимущества.
Так повелось, что пространство в пределах Полярного круга принадлежит к наименее упоминаемым среди политиков, кроме тех, кто представляет восемь государств-членов созданного в 1996 г. единого межправительственного органа арктических наций и тамошних этносов - Арктического совета (АР) в составе Канады, Дании, Финляндии, Исландии, Норвегии, России, Швеции и США. К середине 2017 г. еще 13 стран имели статус постоянного наблюдателя (СПН) в АР без права голоса.
Расписание дипломатической активности других государств мира, в том числе и Украины, арктическая тематика не обременяет. Это довольно легко объясняется и, как это не обидно, до сих пор принимается многими.
В мае 2017-го отечественный Центр исследований России (ЦИР) провел полезную в этом плане конференцию "Российская активность в Арктике: цели, направления и вызовы безопасности". Подробное обсуждение вопросов, касающихся огромных объемов природных залежей на океаническом дне, перспективных сценариев морских перевозок, возрастающих в регионе политических и правовых разногласий, признаков военной экспансии - все это подвело участников дискуссии к вопросу: в чем заключаются неотложные, а также средне- и долгосрочные интересы Украины в Арктике?
Откровенно говоря, не припоминаю указаний о работе украинских дипломатов в этом направлении. Дискуссия под эгидой ЦИР об амбициях Москвы в Арктике позволила содержательно охватить вопрос наступления Кремля внутри и вне границ Северного полярного круга одновременно с еще одной войной, развязанной против нас извечным врагом. Неудивительно, что докладчики и участники дискуссии вполне ожидаемо подвигли небезразличных задуматься над нашими интересами в Арктике и попробовать очертить соответствующие задачи. Действительно, а не наступило ли время проанализировать все потенциальные возможности еще более тесного взаимодействия с семеркой наших внешних друзей и партнеров, которые являются государствами–членами АР? Вне всякого сомнения, первым шагом на этом пути должна быть беспристрастная категоризация наших целей и соответствующих задач в арктическом регионе. Да, сейчас он геополитически неустойчив, но богат природными ресурсами (залежами углеводородов в частности) и потенциально значим для будущих морских перевозок.
Целенаправленной работе украинских интеллектуалов над арктическим вопросом может способствовать информация о международной практике и накопленных в этой сфере знаниях. Со своей стороны, с удовольствием поделюсь информацией об опыте Сингапура в обретении СПН в АР. Собственно, исхожу из того, что не следует исключать вероятности движения Украины к АР.
Итак, расположенное близ экватора небольшое государство-город-остров наработало политическое решение приблизить тропическую республику к процессам в Арктике. На первый взгляд, многим это казалось неуместным. Однако сингапурское руководство положительно определилось относительно соответствующего решения, и вскоре желаемая цель была достигнута.
Замечу, что в среде действующих и бывших дипломатов Сингапура отсутствует табу на дискуссии о будто бы надоедливых или в чем-то раздражающих тем. Регулярные мозговые штурмы в стенах местного МИД в атмосфере единения ради согласия дают ощутимые плоды. Между прочим, "мы есть одно" - самый популярный в Сингапуре лозунг. Так что, несмотря на те или иные тактические расхождения, профильные специалисты подготовили указания по арктическому вопросу и получили бюджет на выполнение поставленной задачи. Они исходили из того, что обретение статуса постоянного наблюдателя в АР определялось как выгодное для Сингапура, хотя от Северного полярного круга его отделяют 7 тысяч километров. В правительство поступил и вскоре был принят перечень аргументов по этому поводу.
Специалисты-экологи давно бьют в набат из-за глобального потепления, которое уже приводит к таянию ледников. Это обстоятельство особо опасно для расположенного над самым морем Сингапура, поскольку значительная его часть может уйти под воду в течение нескольких десятилетий. Следовательно, нация должна быть готова и способна противостоять этой угрозе.
Перед сингапурской экономикой встают жесткие вызовы, в частности в отношении морского порта страны, сейчас обслуживающего каждый третий контейнер в мире. Ведь неминуемым станет сокращение количества судов, которые сейчас используют порт и сопутствующие морские мощности, а в перспективе при прохождении между двумя континентами преимущество будет отдаваться более короткому (приблизительно на 40%) Северному морскому маршруту.
В Сингапуре не стали обреченно ждать потерь. Здесь заранее планируют принять участие в строительстве для использования на Севере широкого спектра морских объектов (благодаря ведущим позициям в кораблестроении, совершенным технологиям управления портами и морской инженерии). Особенно конкурентным является постройка полупогружаемых морских платформ, поскольку в этой сфере республика занимает ведущие позиции в мире. Безопасное проведение кораблей - еще одно весомое преимущество Сингапура на новых морских маршрутах. Не могу не упомянуть, что в 1960-х Институт электросварки Патона стал альма-матер для молодых сварщиков с сингапурских верфей. Сингапурцы об этом тоже с благодарностью помнят.
Сингапурская сторона рассчитывает на сотрудничество с партнерами из арктических стран и на реализацию через инструментарий АР своих возможностей в науке, технологиях, инжиниринге и менеджменте. Системно продвигаются идеи прихода в арктический регион с зелеными технологиями (ставшими одним из приоритетов правительства страны), исследованиями в сфере обезвреживания нефтяных разливов, достижениями в области содействия постоянному развитию и другими специфическими и актуальными инициативами.
Как морская нация Сингапур намерен активно участвовать в реализации Правила процедур АР и возможном их усовершенствовании. Как энергичный член Международной морской организации Сингапур заинтересован совместно с другими стейкхолдерами пошагово устранять непростые препятствия на пути взаимовыгодной кооперации в Арктике.
Кстати, своей Программой сотрудничества и в соответствии с Нуукской декларацией (2011 г.) правительство Сингапура предлагает техническую помощь представителям коренных арктических народов, в частности выделением университетских стипендий. Со времени получения СПН в АР в государстве-городе проведен ряд тематических мероприятий, конференций, круглых столов и т.п. Эта работа способствовала лучшему ознакомлению жителей всей Юго-Восточной Азии с Арктикой. А белый медведь, который поселился в знаменитом сингапурском зоопарке, уже несколько лет подряд чрезвычайно трогательно представляет дикую природу Северного Ледовитого океана (именно так правительство СССР в 1935 г. постановило называть Арктический океан, а мы до сих пор никак не отважимся адаптироваться к остальному миру и называть этот океан, как и все - Арктическим).
В итоговой части "Арктической новеллы" государства-мегаполиса нельзя не упомянуть об отце-основателе Сингапура Ли Куан Ю, всю жизнь ассоциировавшего себя с меритократией, хотя не все верили в его абсолютную искренность. Стоит внимания и его требование к коллегам-политикам относиться к другим по их заслугам, и в максимальной степени использовать способности каждого сингапурца. Любая значимая задача привязывалась к конкретному лицу, благодаря чему достигались и ответственность за выполнение миссии, и подотчетность. Вот и в случае с обретением СПН в АР было так же. В начале 2012 г. карьерный дипломат Т.К. Сиддики был назначен специальным посланником по вопросам Арктики. Ему подчинили четырех работников МИД. Команде оперативно оказывали помощь причастные правительственные учреждения; ей выделили соответствующие средства. На вооружении спецпосланника был его многолетний опыт. Уже в мае 2013-го миссия была выполнена. Едва возможное стало реальным. К тому времени дипломат осуществил десятки поездок в страны Арктики, провел многочисленные переговоры с представителями каждого государства–члена АР и коренных жителей. В конце концов, Сингапур значительно продвинул свои позиции как глобальное государство-город.
Нужно ли нам задуматься над этой историей как над примером для подражания? Кто-то может настаивать, что и Арктика, и экватор очень далеки от нас. Хорошо, но по крайней мере заметим для себя этот чужой успех. Ведь на каком-то этапе и наши ответственные государственники, наверное, ощутят рост внутреннего спроса на вхождение Украины в Арктику, собственно, как и на много других многообещающих и перспективных вещей, до сих пор остающихся недооцененными.
Для тех, кому рано или поздно покажется возможным воспользоваться этими заметками об Арктике, советовал бы отметить следующее.
В экономическом и экологическом смысле, в более отдаленной перспективе, обретение СПН в АР помогло бы Украине лучше подготовиться к изменениям климата. Наши южные территории подвергнутся проблемам из-за наступления Мирового океана, и лишне убеждать в том, что это повлечет масштабные расходы. Экосистемы во многих частях страны наверняка будут стремительно меняться, требуя быстро и вдумчиво приспосабливаться. Необходимо осовременить технологии в сельском хозяйстве, чтобы встретить вызовы адекватно. Транспортная сеть (особенно порты) станет еще одной сферой общей реконструкции, усовершенствования и повышения стандартов. Находясь на борту АР, Украина будет иметь намного лучшие предпосылки получить инсайдерскую информацию об обсуждаемых региональных проектах и требованиях к ним, а значит - и возможности своевременно предлагать свои потенциал и опыт. К тому же, создание в арктическом регионе новых рабочих мест даст нашим гражданам дополнительные шансы на высокооплачиваемое трудоустройство.
С политической точки зрения, чем шире будет круг нашего активного присутствия на международных форумах, тем мощнее будут позиции Украины в мире и регионе. Киев, Одесса или какой-либо другой заинтересованный украинский город получит право инициировать проведение регулярных тематических встреч представителей арктических государств, стран с таким статусом (наблюдателя), а также международных экспертов по полярной проблематике. Улаживание юридических разногласий между странами Севера относительно суверенитета над аква- и территориями в этой части планеты могут быть чрезвычайно полезными для отечественных юристов (в частности в контексте посягательств Москвы на наши суверенитет и территории). Общим местом является то, что северо-восточный сосед с его квазиимперским аппетитом к экспансии будет продолжать давить на нас и на все страны вдоль своего периметра. Обреченные существовать рядом с этим постоянным бедствием, мы обязаны быть все успешнее в глобальном измерении. Нам нужно устанавливать самые лучшие отношения с каждым из соседей своего врага, в частности и через обретение СПН в АР.
Учитывая науку, образование и исследовательскую деятельность, Украина, благодаря присоединению к процессам в Арктике, сможет придать дополнительный импульс развитию каждой из перечисленных отраслей. У меня нет сомнений относительно того, что, например, выделение стипендий для представителей коренных арктических народов повысит рейтинг отечественных вузов. Кроме того, вовлечение в изучение сезонных миграций птиц и акции в защиту дикой природы Арктики улучшат имидж нашей страны в глазах все более преданного делу защиты окружающей среды сообщества Запада.
Нам также целесообразно было бы позаботиться о весомом реальном присутствии в Антарктиде с учетом существующей когорты соотечественников, хорошо знакомых с полярной тематикой. Не стоит забывать и о десятках наших граждан на Свалбарде (Норвегия), составляющих большинство во втором по численности поселении на архипелаге.
Кто-то может правомерно заверять в неактуальности всех этих размышлений. Дескать, кремлевская агрессия, борьба с коррупцией, преодоление бедности, сложные и мучительные реформы и многое другое - главное в нашей повестке дня. Утверждают, что все ресурсы направляются на всестороннее приближение к ЕС, сотрудничество с НАТО ради будущего членства в Альянсе, восстановление фундаментальных человеческих ценностей. Постоянно напоминают о перезагруженности нашего бюджета, который не следует обременять второстепенными вещами. В этой связи позволю себе напомнить об описанном выше кейсе в Сингапуре, где фактически символическая команда с карьерным дипломатом во главе сделала возможным присутствие страны в Арктическом совете. А всего полвека назад этот богатейший сегодня мегаполис мира был едва ли не самым нищим среди государств региона, да еще и лишенным каких-либо природных ресурсов и окруженным враждебно настроенными странами-соседями. Но это не помешало избрать, по всей видимости, правильную стратегию успешной модели развития.
Бесспорно, мы не такие, как сингапурцы или кто-то другой. Но брать в пример чей-то успех никто нам не запрещает. Дух, заложенный в выражении "лучшая оборона - это наступление", сработает, если национальные интересы на самом деле станут стимулом к работе, а не ее имитации.