Бронислав Коморовский проиграл свой третий тур - так можно назвать результаты референдума по вопросам избирательной системы и налогового кодекса, который состоялся в прошлое воскресенье. Речь идет не о самих результатах голосования (они никого уже не интересуют), а о рекордно низкой явке - всего 7,8%, вследствие чего референдум признан недействительным (необходима явка более 50%). И дело не в том, что люди не захотели идти голосовать, - низкая явка была результатом сознательного выбора, своеобразным вотумом недоверия политикам, пытавшимся, по мнению преобладающего большинства поляков, использовать институт референдума для своих партийных нужд.
Напомним: референдум, главная тема которого - вопрос о введении одномандатных избирательных округов на выборах в Сейм, инициировал президент Бронислав Коморовский после обнародования неутешительных для него результатов первого тура выборов. Это была попытка заручиться поддержкой избирателей третьего самого сильного кандидата - рокмена-политика Павла Кукиза, получившего 21%. Он шел на президентские выборы с лозунгом об изменении избирательной системы с нынешней пропорциональной на мажоритарную, а также отмене финансирования политических партий из бюджета. Причем Бронислав Коморовский еще в предвыборную пятницу называл предложения Кукиза нонсенсом, а уже в воскресенье вечером изменил позицию: заявил о своей поддержке их и огласил, что на следующий же день инициирует проведение референдума (о чем Кукиз безрезультатно просил президента предыдущие несколько лет). Сенат, в котором "Гражданская платформа" имеет большинство, практически без обсуждения одобрил предложение президента, референдум назначили, однако Коморовскому это решение, скорее, навредило: как известно, во втором туре победил все-таки Анджей Дуда.
Кампания в тени референдумов
Президентский референдум вписался в цикл перманентной избирательной кампании, которая продолжается в Польше, фактически, с весны прошлого года. Так, в мае 2014 г. состоялись выборы в Европарламент, в ноябре 2014-го - местные выборы, после которых сразу началась кампания перед майскими президентскими выборами-2015. А вот референдум с самого начала был инструментом, который все политические силы использовали сразу в двух кампаниях - президентской и перед выборами в парламент, которые состоятся 25 октября.
После первого тура казалось, что самым весомым победителем этих всех политических игр будет Павел Кукиз, объявивший об учреждении новой политической силы в тот же избирательный вечер 24 мая. "Мы идем на выборы в парламент, осень будет наша, а затем развалим эту систему", - декларировал рокмен. Первые опросы давали Движению Павла Кукиза даже второе место - после "Закона и Справедливости", которая наращивала поддержку на волне избирательного успеха Дуды, и перед "Гражданской платформой", которой повредила кампания Коморовского. Потом рейтинг "возмущенных" упал, но еще долго Павел Кукиз имел повод для удовлетворения: опросы ставили его движение на третью силу в Сейме с примерно 9–12% поддержки. Все реальнее вырисовывался вариант, что в следующем парламенте будут лишь три фракции: ЗиС, "Гражданская платформа" и Кукиз, - последний готовился к роли коалиционного партнера "Закона и Справедливости" с креслом вице-премьера для себя лично.
Таким образом, референдум, проведенный "под предложения Кукиза", представлялся этому политику идеальной возможностью для еще большего наращивания популярности. Произошло иначе: о референдуме перестали говорить серьезно после того, как с идеей проведения второго референдума вместе с парламентскими выборами выступил новоизбранный президент Анджей Дуда. Здесь речь шла о трех вопросах, подписи относительно которых собирали представители общественных комитетов. Вопросы на "референдуме Дуды" такие: о запрете приватизации государственных лесов (хотя на самом деле никто не намерен их приватизировать, - это просто политический трюк), снижение пенсионного возраста до того, который был до реформы Туска, и отмена другой реформы - об обязательности школы для детей с 6-летнего возраста (раньше польские дети шли в школу в семь лет).
Анджей Дуда идеально разыграл карту референдума: дескать, за эти вопросы подписались 6 млн поляков, надо дать людям возможность волеизъявления. Вопрос Дуды - это чистый популизм? Но о референдуме Коморовского можно сказать то же самое. Вопрос вроде "хочешь ли быть здоровым, хорошим и богатым?". На референдум 6 сентября вопросы выносились похожие: "Вы за изменение нынешней модели финансирования политических партий из госбюджета?" (то есть отмену бюджетного финансирования) и "Вы за то, чтобы все сомнения были решены в пользу налогоплательщика?". Понятно, что большинство избирателей на вопрос, финансировать ли из их налогов политические партии, ответят - "нет", и только меньшинство будет размышлять, что если не бюджет, то, может, украинская модель - с олигархами и политической коррупцией? То же самое и с пенсионным возрастом, и 6-летними учениками: результат так предложенного голосования можно определить заведомо, речь идет только о явке.
Расчет Дуды был таков: если бы подконтрольный "Платформе" Сенат поддержал референдум, это могло бы ей лишь навредить, так как люди будут голосовать против ее реформ. А если сенаторы не одобрят предложение Дуды, можно будет говорить о двойных стандартах, поскольку относительно предложения Коморовского предостережений не было. Сенат предложение отклонил. Дуда и Качинский своей цели достигли: поляки поняли, что политики играют референдумами и злоупотребляют ими, результат - фактический бойкот голосования 6 сентября, рекордно низкая явка, что в наибольшей степени ударило именно по "Платформе" и Кукизу.
Первые шаги Анджея Дуды
После избрания Дуды президентом аналитики предусматривали два варианта развития событий. Первый - Анджей Дуда будет этаким вторым Лехом Качинским, который конфликтовал с тогдашним премьером Дональдом Туском, причем на этом конфликте выигрывали именно Туск и "Платформа". И второй вариант - президент не будет делать никаких движений, которые бы могли его компрометировать, сохранит свой имидж "независимого президента всех поляков". А те на осенних выборах отдадут свой голос за ЗиС с его возрожденным лицом - с более приемлемой для избирателей Беатой Шидло, вместо непопулярного Ярослава Качинского и его соратников.
Первые дни после присяги указывали на то, что готовится сценарий "Качинский-Туск"-2. Те же процедурные споры и проявления невежливости, вроде кто кому первым должен подавать руку (Копач Дуде или наоборот), и почему президент с премьером не могут встретиться и нормально поговорить. Однако скоро стало понятно, что Дуда - не Качинский, он намного лучше, чем покойный президент, справляется с такими ситуациями. И наоборот - у Евы Копач нет такого таланта к политическим интригам, как у ее предшественника. Из прогнозов некоторых потиттехнологов о холодной войне, скорее всего, ничего не будет. Польше это даже на пользу, ведь вместо традиционного конфликта Качинский-Туск есть шанс на относительно неплохую коабитацию в формате Дуда-Копач. Что-то вроде сотрудничества между президентом Александром Квасневским и премьером Ежи Бузеком из противоположного политического лагеря. Тогда тоже хватало конфликтов, но они проходили, по крайней мере, в культурном русле и атмосфере взаимного уважения.
Что касается первых выступлений и зарубежных решений нового президента, их можно подытожить так: это продолжение миссии Леха Качинского, но в новой упаковке. Внешнеполитические приоритеты Дуды - прежде всего создание блока "Межморье" и укрепление вышеградского сотрудничества, ощутимо ослабившегося в последние годы. Новый президент отбыл с первым визитом в Эстонию, что можно считать определенным сигналом. Тогда как Лех Качинский в большей степени ставил на "втягивание в евроатлантическое сотрудничество" Украины и Грузии, Анджей Дуда воплощает в жизнь идею "Межморья", прежде всего в кругу евросоюзовских государств, - отсюда и Эстония, и ставка на Словакию и Чехию.
Еще одна весомая зарубежная поездка - это Германия. Именно немецкое направление было самым проблемным в президентстве Леха Качинского. Тем временем визит Анджея Дуды в Берлин прошел вполне успешно.
А что с Украиной? Анджей Дуда весьма активно пропагандирует идею привлечения Польши к урегулированию конфликта в Донбассе. Однако сейчас все заявления Дуды по этому поводу следует оценивать в контексте избирательной кампании, - на самом деле все станет понятно после 25 октября.
Каким будет следующий парламент?
Парламентские выборы состоятся в Польше через полтора месяца. После неуспешного референдума избирательная кампания входит в свою последнюю фазу. Каковы перспективы?
На сегодняшний день очевидным лидером рейтингов является "Закон и справедливость", а точнее - коалиция ЗиС и фракций "Солидарная Польша" Збигнева Зёбро и "Польша вместе" Ярослава Говина. Партия Качинского вместе со спутниками может рассчитывать на 35–42% поддержки, что может дать ей возможность править самостоятельно. Рейтинг "Гражданской платформы" под руководством Евы Копач составляет 25–30%. Дальше идет Объединенная левица с рейтингом 6–10%: широкая коалиция с участием партий Лешека Миллера, Януша Паликота, зеленых и разных меньших социал-демократических движений. Причем вхождение левых в Сейм не является очевидным.
А вот движение Павла Кукиза, новая либеральная партия "Современная Польша" Ришарда Петру (под опекой Лешека Бальцеровича) и коалиционный партнер "Платформы" - Польская крестьянская партия - соревнуются за преодоление 5-процентного барьера. Именно от того, удастся ли им это, зависит формат последующей коалиции.
Если левым Миллера-Паликота, "современным" Петру-Бальцеровича и Польской крестьянской партии удастся преодолеть избирательный порог, вероятно, возникнет широкая коалиция по принципу "все против Качинского", возможно - с Евой Копач как старым-новым премьером. В ином случае, вероятнее всего, будет править ЗиС, сам или в коалиции с Кукизом, а главой правительства будет Беата Шидло.