В преддверие и во время саммитов «Большой семерки» и НАТО Россия увеличила интенсивность ракетных обстрелов украинских городов.
Житомир, Киев, Кременчуг, Лисичанск, Львов, Николаев, Харьков…
Целями российских ракет стали не только военные объекты, но и гражданская инфраструктура — жилые дома, детский садик, торговый центр, СТО… Варварские обстрелы, призванные сломить волю украинцев к сопротивлению агрессору, не прекращаются ни на день, количество погибших мирных жителей — детей, женщин, стариков — продолжает расти.
Но обстреливая украинские города, в Москве в очередной раз тестируют Запад на способность дать отпор.
Как же отреагировали на эти и другие военные преступления России в Альянсе? К чему пришли на саммите НАТО в Мадриде лидеры тридцати государств? Как решили поддержать Украину в российско-украинской войне, остановить Россию, стремящуюся «прогнуть» мир под себя, сдержать Китай, пытающийся разрушить демократические институции экономическими средствами?
Распределение ролей
Увы, но за четыре месяца после начала широкомасштабного вторжения России, НАТО не сделало многое из того, что ожидали от него украинцы.
Альянс не закрыл небо над Украиной, чтобы обезопасить украинские города, не предоставил летальное оружие, чтобы украинцы могли эффективнее противостоять российскому агрессору, не задействовал военные средства в Черном море, чтобы создать коридор для экспорта украинского зерна. Помощь военно-политической организации ограничивается поставками нелетальных средств и усилением поддержки по модернизации украинских Вооруженных Сил. А вот оружие Украине направляют сами члены Альянса.
Почему так происходит?
Несколько собеседников ZN.UA утверждают: США сознательно сделали все, чтобы основная помощь Украине шла не через Альянс, а на двустороннем уровне. Таким образом американцы избежали конфликта внутри союза со странами, выступающими против поставок оружия Киеву (в частности с Венгрией), и сократили время принятия решений. Но уменьшая роль Альянса в обеспечении безопасности в Европе, сокращая сферу его ответственности до границ стран — членов союза, в Вашингтоне одновременно стремятся снизить раздражение Москвы, пытаясь уменьшить риск вооруженного конфликта между НАТО и РФ.
Поэтому, когда выступая по видеосвязи перед участниками Мадридского саммита, Зеленский назвал современные системы противовоздушной обороны и артиллерийские системы в числе тех средств поддержки, которые Украина ожидает от НАТО, не было никаких оснований предполагать, что союз изменит модель оказания помощи нашей стране. Так и произошло: в испанской столице, где лидеры стран — членов Альянса заявили о поддержке борьбы Украины за свободу и независимость «столько, сколько нужно», фактически было подтверждено, что государства поставляют тяжелое вооружение, а организация — нелетальные средства.
Как на это отреагировали в Киеве? С большой долей разочарования, несмотря на то, что в НАТО говорят о «распределении ролей» и советуют воспринимать помощь в целом как совместное скоординированное действие западных демократий. Ведь подобный подход Альянса бьет по его репутации эффективного инструмента коллективной безопасности в глазах как Путина, так и украинцев.
«Мы не думаем, что даже сильные но дипломатичные слова всеобщей поддержки Украины в итоговых документах саммита будут восприняты украинским народом, который находится под прямой угрозой уничтожения со стороны России… Нам нужны очень конкретные и очень смелые решения самого Альянса и союзников, направленные на укрепление безопасности и обороны НАТО и Украины», — сказала в комментарии ZN.UA вице-премьер по вопросам европейской и евроатлантической интеграции Ольга Стефанишина.
Что же касается «конкретных и смелых решений», направленных на поддержку Украины, то, во-первых, было подтверждено, что члены Альянса поставят нашей стране дополнительную помощь.
Во-вторых, был представлен обновленный Комплексный пакет помощи (КПП). Ранее генсек Альянса Йенс Столтенберг говорил, что усиленный КПП будет включать существенные поставки, в том числе защищенных средств связи, систем защиты от дронов и топлива: «В долгосрочной перспективе мы поможем Украине перейти от военной техники советских времен к современной технике НАТО и еще больше укрепить свои институты обороны и безопасности».
Комментируя данную инициативу Альянса, Ольга Стефанишина отметила, что «это своеобразный апгрейд предыдущего КПП, функционировавшего до настоящего времени между Украиной и НАТО. Речь идет о техническом переформатировании всей поступающей нашей стране помощи, чтобы унифицировать существующие механизмы совместно с трастовыми фондами и целенаправленно оказывать именно ту помощь, в которой нуждается Киев».
Как пройти к «открытым дверям» НАТО?
Альянс хотя и подтвердил в Мадриде политику «открытых дверей» в отношении Украины, но в условиях российско-украинской войны не намерен обсуждать механизм вступления нашей страны в «клуб тридцати». При этом представители организации заявляют, что НАТО готово вернуться к соответствующим переговорам после победы Киева. Причина подобной осторожности — страх прямой конфронтации с Россией: перед началом Мадридского саммита заместитель председателя Совета безопасности Дмитрий Медведев вновь повторил позицию Кремля: членство Украины в НАТО представляет опасность для РФ.
Не удивительно, что во многих столицах вздохнули с облегчением, когда за неделю до начала саммита замглавы офиса президента Игорь Жовква заявил, что Украина не намерена предпринимать шаги по вступлению в НАТО, поскольку понимает бесперспективность этих усилий из-за позиций отдельных стран Альянса. А ведь еще год назад Владимир Зеленский и украинская дипломатия напористо добивались от стран — членов Альянса согласия на предоставление Украине Плана действий относительно членства в НАТО (ПДЧ).
Но означает ли признание Киевом отсутствия в ближайшее время перспектив стать членом Альянса, что украинские власти готовы отказаться от политики евроатлантической интеграции и согласиться со статусом нейтралитета?
Многое будет зависеть от ситуации на украино-российском фронте и готовности украинского руководства пойти на уступки Кремлю. Весьма показательна информационная кампания, развернутая украинскими властями в преддверии мартовских украино-российских переговоров в Стамбуле, когда враг находился в окрестностях Киева: тогда спикеры ОП разгоняли антинатовскую волну. С тех пор ситуация на фронте изменилась. К тому же, Украина получила статус кандидата на вступление в ЕС.
В своем видеообращении Зеленский говорил о политике «открытых дверей», а Жовква в Мадриде заявил: «никто не снимает с повестки дня евроатлантическую интеграцию Украины» и членство в НАТО остается лучшей гарантией безопасности для нашей страны. Поэтому сегодня Киев, с одной стороны, стремится узнать от Брюсселя «путь» к «открытым дверям» (о чем, в частности, было и письмо глав МИД и МО Дмитрия Кулебы и Алексея Резникова, адресованное Столтенбергу, и выступление на саммите Владимира Зеленского), с другой — пытается решить вопросы безопасности как на двустороннем уровне, так и в формате многосторонних союзов.
Напомним, что в последние год-два украинская дипломатия активно реализовывала стратегию по усилению двусторонних контактов и созданию региональных союзов. На наш взгляд, здесь наибольшие перспективы имеет тройственная ось Лондон—Варшава—Киев (с возможным участием в ней стран Балтии) и украино-турецкая «Квадрига».
«Мы не ожидали от НАТО прорывных решений для Украины на саммите. К сожалению, Альянсу не хватает коллективной решимости пересечь красные линии, начертанные Путиным. Поэтому Украина вынуждена искать другие варианты защиты национальной безопасности и безопасности ее граждан и готова рассмотреть прямые гарантии безопасности от разных стран», — так подвела итоги Мадридского саммита для нашей страны Ольга Стефанишина.
На самом деле НАТО пробуждается от сна. Несмотря на предупреждения разведок ведущих стран Альянса, оно не подготовилось к широкомасштабному вторжению России в Украину и крайне осторожно вело себя в последние четыре месяца. И хотя российско-украинская война идет с 2014 года, лишь теперь страны — члены НАТО стали стремительно адаптироваться к новой реальности и принимать решения, как выстраивать оборону на «восточном фланге», искать выходы из ситуации с нехваткой оружия и задумываться, как сделать систему принятия решений более эффективной.
Саммит трансформации
Хотя Украина и была в центре внимания в Мадриде, для НАТО как организации ключевыми событиями должны были стать одобрение новой Стратегической концепции и беспрецедентно быстрое принятие новых членов — Финляндии и Швеции. Однако президент Турции Реджеп Эрдоган сумел сместить центр внимания на Анкару, заблокировав процесс вступления Хельсинки и Стокгольма и заставив политиков и аналитиков задаться вопросом: будут ли союзники по НАТО ставить свои интересы выше интересов безопасности в Европе?
Однако худшие опасения не оправдались. За день до начала саммита Турция сняла свои возражения и совместно с Финляндией и Швецией подписала Меморандум о взаимопонимании. По словам Столтенберга, в рамках соглашения Анкара добилась от Хельсинки и Стокгольма обещания об экстрадиции обвиненных Стамбулом в терроризме мигрантов в Турецкую республику.
Итак, несмотря на декабрьское требование Путина прекратить расширение Альянса, Финляндия и Швеция получили приглашение к вступлению и уже в ближайшее время станут членами НАТО. Для Украины же эта история важна не только как пример защиты своих национальных интересов, но и как прецедент приглашения страны к членству в Альянсе по ускоренной процедуре, минуя этап ПДЧ.
Драматическая история вступления Финляндии и Швеции в НАТО едва не отодвинула на второй план принятие на саммите новой Стратегической концепции, которая будет действовать до 2030 года. В принятом в Мадриде документе Россия признана «наиболее значительной и непосредственной угрозой безопасности союзников, а также миру и стабильности в евроатлантическом регионе». (В Концепции, принятой в 2010 году, РФ была названа «стратегическим партнером».) В документе также впервые упомянут Китай: его политику НАТО определило как вызов своим интересам, безопасности и ценностям.
Но отражает ли документ новую реальность, в которой оказался Альянс? Одни эксперты полагают, что это «крайне слабый документ». Ведь в НАТО оказались неготовы к серьезному разговору и прикрылись ничего не значащей бумажкой, в которой не сказано ни о том, как выстраивать оборону, ни о низкой готовности граждан стран — членов Альянса защитить собственную страну от агрессора, ни о проблемах в системе принятия решений. Другие, отмечая недостатки Концепции в части Украины, говорят о ее плюсах — определении характера отношений с Россией и угроз, стоящих перед Альянсом.
В Мадриде лидеры стран — членов Альянса проигнорировали еще одно требование Путина — возвращение военной инфраструктуры блока в Европе к состоянию 1997 года, когда был подписан основополагающий акт Россия—НАТО. Как было заявлено в Мадриде, Альянс планирует укрепить свой «восточный фланг», увеличив Силы реагирования с 40 до 300 тысяч человек. Будучи размещенными в своих странах, они предназначены для обороны конкретных территорий. Кроме того, на этих территориях будет расположено большое количество тяжелого вооружения и складов.
Это крупнейшее развертывание сил НАТО со времен окончания холодной войны. Но данное решение стало ответом на российское вторжение в Украину и опасения восточноевропейских и балтийских стран — членов НАТО, озвученные за несколько дней до саммита премьер-министром Эстонии Каей Калласс. Она раскритиковала нынешние планы НАТО по защите стран Балтии, поскольку они предполагают захват Россией этих государств и их освобождение спустя 180 дней. За это время Эстонию «сотрут с карты».
Не удивительно, что в странах — членах Центральной и Восточной Европы с чувством глубокого удовлетворения восприняли заявление Джо Байдена о том, что США намерены разместить в Европе новые контингенты: корабли — в Испании, эскадрильи истребителей — в Великобритании, сухопутные войска — в Румынии, подразделения ПВО — в Германии и Италии, а широкий спектр вооружений — в странах Балтии. Байден подчеркнул, что это необходимо для укрепления безопасности региона после российского вторжения в Украину и защиты «каждого дюйма» территории НАТО.
Мадридский саммит НАТО продемонстрировал, что политика войны и ультиматума, которую исповедует Кремль в отношении Украины, стран бывшего СССР и Запада, привела совсем не к тем результатам, на которые рассчитывал Владимир Путин. Но Североатлантическому альянсу еще предстоит много работы, чтобы действительно стать той военно-политической организацией, которая может эффективно обеспечить безопасность в Европе. И прежде всего начать оказывать более существенную помощь Украине. Иначе НАТО придется военными средствами защищать от вторжения России уже себя.
Больше статей Владимира Кравченко читайте по ссылке.