Пешком в Евросоюз

Поделиться
Пешком в Евросоюз
Хотя это может звучать странно, но без пешеходного перехода в Медыке-Шегинях не было бы такого сильного проукраинского лобби среди польских политиков и неправительственных организаций.

О сложной ситуации на украинско-польской границе мы писали неоднократно. Многочасовые очереди автомобилей в пунктах пропуска на границе с Польшей и аналогичные проблемы с получением польских шенгенских виз - это, к сожалению, не сезонная проблема, а обычное дело.

Впрочем, недавно появился шанс на облегчение, по крайней мере частичное, пересечение границы с Польшей. Польское МВД после полугодичного давления общественных организаций и депутатов парламента все же согласилось открыть новые пешеходные пункты пропуска на украинской и белорусской границе, о чем в течение последних 20 лет чиновники не хотели даже слышать. Эта новость важна не только для жителей приграничной территории, но и (может - прежде всего) для туристов из других регионов, которые благодаря этому смогут намного быстрее пересечь западную границу.

Польско-словацкий опыт

Здесь следует указать, что отношение украинцев и поляков к пешеходным пунктам пропуска заметно отличается. Для обычного украинца пешеходный пункт пропуска ассоциируется с местным движением, но никак не с дальним путешествием. Это следствие советского подхода к государственным границам. Граница СССР должна была быть "достойной", т.е. плотной и неприязненной, а ее пересечение связывали с продолжительным ожиданием. Пешеходных пунктов пропуска на границе Советского Союза не могло быть по определению. Поэтому сейчас многие украинцы размышляют о возможности пересечения границы пешком приблизительно так: "Ну и что? Мне это не интересно, я не живу на приграничной территории, и потому этим не воспользуюсь. Хочу поехать из Киева или Донецка в Варшаву - сажусь в машину, самолет, поезд или автобус и еду, и к чему здесь пешеходные переходы?".

В то же время отношение поляков к этому вопросу совершенно иное. Еще со времен коммунистической системы в польском обществе укоренилось убеждение, что самый лучший способ ездить в соседние страны общественным транспортом - это добраться на автобусе в приграничную зону, пересечь границу пешком и уже в соседнем государстве сесть в следующие автобус или маршрутку. Особенно если речь идет о Чехии и Словакии, в меньшей степени - Германии. В такой схеме - это путешествие по дешевым, внутригосударственным тарифам. Альтернативный способ - сесть в международный поезд или автобус - требует втрое больше затрат. Например, за билет на прямой поезд Варшава-Братислава надо заплатить около 400 злотых (100 евро), в то время как за путешествие с пересадками с использованием пешеходного пересечения границы - всего 100–120 злотых. Надо просто доехать поездом в Закопане, оттуда - маршруткой на границу в Лысой Поляне, перейти пешком несколько сот метров на словацкую сторону и там сесть в автобус до Попрада. А оттуда можно уже ехать куда угодно - в Братиславу, Вену (с пересадкой в словацкой столице), Прагу или даже в Закарпатье с пересадкой в Михайловцах.

Такая схема транспорта - не только дешевая и доступная даже для не очень зажиточных туристов, - во многих случаях это вообще единственный способ добраться из Польши в Чехию или Словакию. Трудно поверить, но через польско-словацкую границу не курсирует ни один (!) международный поезд, и ездит только один местный трансграничный автобус Закопане-Попрад. Поэтому, если хочешь добраться из Кракова, Жешува или Перемышля в соседнюю Словакию, а не можешь или не хочешь ехать на собственной машине, нужно воспользоваться приведенной выше схемой: доехать автобусом в приграничное село и перейти пешком несколько сот метров до ближайшей словацкой остановки. Альтернатива - ехать поездом окружным путем через... Чехию или Украину или лететь самолетом в... Вену, поскольку прямых авиарейсов между Польшей и Словакией нет.

От пунктов пропуска -
к большой политике

Приведенная выше схема поездки особенно популярна среди молодых поляков, в частности студентов, и не только. Не удивительно, что именно таким способом поляки ездят и в Украину. Если спросить польских украинофилов (где бы они ни жили), практически каждый из них в студенческие годы свое первое знакомство с Украиной начинал с пешеходного перехода Медыка-Шегини. Со временем эти люди часто будут путешествовать во Львов или Киев на автомобилях или самолетах, но сначала всегда была Медыка.

Схема очень проста: из Гданьска, Варшавы, Кракова или другого места проживания нужно доехать поездом в Перемышль, что и не трудно, и не дорого. Оттуда каждые полчаса отъезжают маршрутки на границу. Пересечение границы пешком из Польши в Украину - мгновенное (в другую сторону это уже не всегда так), часто на это идет всего 10 минут. Между тем в той же Медыке машины ждут в очереди даже 3–5 часов, а автобусы - 1–2 часа (в противоположном направлении - еще дольше). В Шегинях достаточно пройти 400 м к автостанции, откуда каждые 40 минут ездят маршрутки во Львов на железнодорожный вокзал. А здесь уже можно сесть на поезд в Киев, на Крым или даже в Москву. Многие поляки так и делают: пешеходным переходом в Медыке пользуются, в частности, и путешественники, считающие Львов только пересадочным пунктом, а цель их поездки - Крым, Москва или даже далекая Сибирь... И ничего странного: это не только самый быстрый (если не принимать во внимание авиасообщение) способ доехать до Львова, но еще и невероятно дешевый. Из Кракова во Львов, пользуясь пешеходным пунктом пропуска в Медыке, иногда можно добраться за 40–50 злотых, что даже дешевле билета на поезд Краков-Варшава.

Хотя это может звучать странно, но без пешеходного перехода в Медыке-Шегинях не было бы такого сильного проукраинского лобби среди польских политиков и неправительственных организаций. Многие известные депутаты среднего и молодого поколения стали интересоваться украинскими вопросами именно благодаря тому, что в студенческие годы ездили на экскурсии во Львов, Киев, в украинские Карпаты и Крым именно через Медыку. Самый яркий пример - евродепутат Павел Коваль, довольно подробно пишущий о своих студенческих путешествиях (и переход в Медыке) на своем сайте. По словам парламентария, его интерес к восточной политике начался с первой поездки во Львов в студенческие годы. Пешеходным пунктом пропуска пользуется и депутат польского Сейма Марцин Свенцицкий, а также другие политики, известные своей проукраинской деятельностью.

Кстати, этот пример показывает, насколько отличаются поляки и украинцы: для известных польских политиков или общественных деятелей пересечение границы пешком - обычная вещь, о которой они часто вспоминают и которой даже гордятся (дескать, мы "свои люди"). А представьте себе украинского депутата, переходящего границу, вместо поездки в своей дорогой машине или самолете, на пешеходном переходе, - это как-то "не очень круто"... Вместе с тем, в Евросоюзе в моду входит пользование экологическим транспортом, в частности велосипедом. А вот чрезмерная любовь к автомобилю, скорее, не приносит политикам популярность: это не экологически, а значит - противоречит европейским ценностям.

В Украину -
как в Словакию?

Несмотря на все вышеприведенные факты, сегодня только на одном переходе - в Медыке-Шегинях - разрешено пересекать границу пешком. Для сравнения: на небольшой словацко-украинской границе работают три дорожных пункта пропуска, на двух из которых разрешено пешеходное движение (Малые Сельменцы и Малый Березный). Должен был быть пешеходный коридор и в Ужгороде (он существовал там до 2007 г.), но его открытие и связанная с этим реконструкция перехода затягиваются из-за отсутствия средств.

Пешеходное движение разрешено также на подавляющем большинстве других пунктов пропуска на внешней границе ЕС. Например, на границе Хорватии с Боснией, Венгрии с Сербией или Литвы с Беларусью. Поэтому отсутствие пешеходных переходов на украинско-польской границе (за исключением Шегинь) - не правило, а исключение, противоречащее требованиям ЕС относительно пропаганды экологического транспорта и ограничения чрезмерной моторизации.

На этот факт обратили внимание участники общественной инициативы Piesze przejscia graniczne ("Пешеходные переходы", действующей с начала 2013 г. в Фейсбуке. Она объединяет путешественников, привыкших путешествовать по схеме "автобусом на границу - через границу пешком - за пунктом пропуска сесть в следующий автобус или поезд". Участники кампании "Пешеходные переходы" привлекают внимание к абсурдности запрета пересечения границы пешком, в то время как вся цивилизованная Европа придерживается противоположного подхода: лучше ограничивать движение автомобилей, чем вынуждать пешеходов садиться в машины.

Как оказалось уже официально, запрет пересекать границу пешком (за исключением Шегинь) не имеет ничего общего с требованиями ЕС и Шенгена, на что раньше ссылались польские и украинские чиновники. Соответствующий запрос по этому поводу внесла польская депутат Европарламента Эльжбета Лукациевска. Ответ еврокомиссара по вопросам расширения Штефана Фюле не оставляет сомнений: ЕС не только не запрещает пешеходное движение на своих внешних границах, но и поддерживает создание пешеходных пунктов пропуска на польско-украинской границе. Как пишет еврокомиссар, в бюджете ЕС предусмотрены средства на строительство пешеходных переходов, и Украина вместе с Польшей могут ими воспользоваться, если подготовят соответствующий проект.

В дело активно вмешались и другие польские депутаты - как Сейма, так и Европарламента. Среди самых активных - упомянутая Лукациевска, а также депутаты Иоанна Скшидлевска, Кристина Сковронска, Марцин Свенцицкий, Артур Гурский. В результате этих обращений и депутатских запросов польское МВД все же согласилось с утверждением, что запрет пешеходного пересечения границы - реликт сталинских времен, и его невозможно сохранять в дальнейшем, если мы действительно хотим добрососедских отношений с Украиной и Беларусью по европейским стандартам. "Я поручил всем воеводам, чтобы до конца лета они проанализировали, в каких конкретно пунктах пропуска технически возможно открыть пешеходный коридор уже теперь, т.е. начиная с 2014 г. Мы предусмотрим на
это средства в госбюджете на 2014 г. Думаю, в большинстве дорожных пунктов пропуска мы откроем такой пешеходный коридор, проблема будет только там, где граница пролегает по реке Буг, - надо будет строить дополнительные мосты, а на это пока что нет средств", - сказал в Сейме вице-министр внутренних дел Петр Стаханчик.

Успеть до саммита
в Вильнюсе

Очевидно, что политическая воля на открытие пешеходных пунктов пропуска есть, но пока лишь - только с польской стороны. И здесь следует сделать одно замечание. Сколько бы миллионов злотых поляки ни записали в бюджете на 2014 г. на построение пешеходных переходов, это ничего не даст, если соответствующие решения и средства не появятся и со стороны официального Киева.

Может сложиться впечатление, что для Киева обустройство западной границы, мягко говоря, совершенно не имеет значения. Уже несколько лет стоят готовые к открытию пункты пропуска Мальговице, Долгобичей и Будомеж, созданные почти исключительно за средства ЕС и Польши. Западные соседи взяли на себя почти все финансовое бремя в связи с замечанием Киева, что Украина - государство беднее. Согласно договоренности, Киев должен был построить только подъездные пути со стороны ближайших населенных пунктов к новым переходам, всего несколько километров - и все, они уже готовы, их можно открывать. Но нет: ЕС поставил пункты пропуска, а подъездных путей с украинской стороны нет до сих пор, хотя в действительности на их построение нужны копейки, - и не такие инвестиции осуществляют из госбюджета, особенно в украинской столице...

Этот факт, кстати, существенно ухудшил имидж Украины в соседней Польше. Уже даже благожелательные к Украине люди приводят этот пример как, мягко говоря, недружеский акт. "Если Украина не планировала открывать новые пункты пропуска или не имела средств даже на такие маленькие инвестиции, так надо было это сказать несколько лет назад, мы бы не морочили себе голову и не тратили сотни миллионов на инвестиции, оказавшиеся ненужными", - говорят в частных разговорах чиновники польского МИД.

Конечно, мы не найдем открытия новых пунктов пропуска среди официальных требований ЕС, от выполнения которых зависит согласие на подписание Соглашения об ассоциации в ноябре 2013 г. Там есть другие пункты: прекращение избирательного правосудия, борьба с коррупцией, принятие антидискриминационных законов и т.п. Но, учитывая то, что с выполнением этих официальных требований не все обстоит благополучно, для Украины было бы особенно уместным проявить больший интерес и к не менее важным вопросам, связанным с границей Украина-ЕС. Активное сотрудничество с Польшей при обустройстве пешеходных пунктов пропуска может быть сигналом, что Киев действительно заинтересован в евроинтеграции. Открытие пешеходного пункта пропуска еще этой осенью, по крайней мере в Раве Русской и Смильнице, - это, с технической и финансовой точек зрения, очень простая вещь, которая может показать интерес Киева к усилению сотрудничества с ЕС. Накануне ноябрьского саммита Восточного партнерства в Вильнюсе такие жесты нужны как никогда ранее.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме