У официального Киева появился новый образец для подражания — Казахстан. Нурсултан Назарбаев, который на прошлой неделе побывал в Украине с официальным визитом, сумел так презентовать на переговорах свою страну, что очарованные восточным сладкоречием некоторые украинские политики и чиновники не могли скрыть зависть от эффективности государственного менеджмента, осуществляемого главой казахского государства. Да и сам Виктор Ющенко на итоговой пресс-конференции, комментируя экономическую и внутреннюю политику Казахстана за последний год, не удержался от того, чтобы не сказать: «Это политика успеха». По мнению украинского президента, изменения, которые произошли в казахской экономике, «в Украине следовало бы сделать еще лет восемь назад».
Казахстану действительно есть чем гордиться: Нурсултан Назарбаев сумел провести эффективные экономические реформы. В результате 90% казахской экономики находится в частных руках. В приватной собственности — электростанции, сельскохозяйственная земля. В государственной — только нефте- и газопроводы, магистральные электросети, нефтегазовый комплекс, оборонные предприятия. В последние несколько лет ежегодный экономический рост составил 9—10%. Постепенно решается проблема безработицы, а проводимая правительством макроэкономическая политика позволяет поддерживать инфляцию на низком уровне — около 7% в год. Экономическая и политическая стабильность этой центральноазиатской страны привлекает инвесторов. По данным казахской стороны, прямые иностранные инвестиции за годы независимости составили 40 млрд. долл. (В Украине, кстати, по данным на октябрь 2005 г., эта цифра достигла всего лишь… 9,5 млрд. долл.)
Заметим, что Казахстан первым на постсоветском пространстве получил от Соединенных Штатов и Европейского Союза статус страны с рыночной экономикой. Насколько это заслуженно, демонстрирует такой пример: если украинская армия только подходит к тому, что питание для солдат будут поставлять по контракту частные фирмы, то в казахстанской уже давно практикуют подобную систему обслуживания. Уже сейчас, по данным Всемирного экономического форума, в мировом рейтинге конкурентоспособности Казахстан занимает 61-е место, опережая все страны Содружества. (Украина держит 84-е место.) Не в последнюю очередь и по той причине, что Назарбаев пытается бороться с коррупцией. В частности, госслужащие получают в стране высокие зарплаты.
Сегодня Казахстан — достаточно стабильное государство. Но апологеты казахского пути развития должны помнить, что стабильность Казахстана — это стабильность авторитарного государства, где многое решают клановые связи и президент. Как шутя заметил один из аналитиков, «в Казахстане действительно существует частная собственность. Но эта собственность нескольких семей». Не стоит забывать и то, что Нурсултан Назарбаев не раз подчеркивал, в том числе и в своем выступлении перед украинскими парламентариями, что в своей политике он руководствуется формулой: «сначала — экономические реформы, а затем — политические». А такая концепция государственного развития, предусматривающая управляемую демократию, не подходит для страны, руководство которой декларирует поддержку демократических процессов на постсоветском пространстве.
О том, что Назарбаев полностью контролирует события в стране, свидетельствует, кстати, и его визит в Украину. Прокатившиеся по постсоветскому пространству демократические революции, поводом к которым стали фальсификации результатов голосования, требуют от президентов держав из этого региона повышенного внимания и осторожности. И в этом отношении визит в Украину Нурсултана Назарбаева более чем примечателен: он состоялся за две недели до президентских выборов в Казахстане. Очевидно, что в контексте предстоящего события ностальгическое посещение казахским президентом технического училища № 22 в Днепродзержинске, где он обучался в юные годы, и подписание в Киеве вместе с Виктором Ющенко Плана действий Украина—Казахстан на 2005—2006 годы стали фоном, на котором Назарбаев демонстрировал, прежде всего, казахской оппозиции, уверенность в своих силах.
Но это одна, предвыборная сторона визита Нурсултана Назарбаева. Вторая цель его пребывания в нашей стране — переговоры с украинским руководством по вопросам торгово-экономического сотрудничества. И разговор казахский президент был готов вести предметно и содержательно, а не только о потребностях представителей украинской диаспоры. Во всяком случае, как рассказывали собеседники «ЗН», когда на переговорах Виктор Ющенко предложил провести в Украине год Казахстана, Назарбаев ответил в том духе, что если это будет год песен и плясок, то в нем нет смысла, а вот если это будут конкретные проекты, тогда другое дело. И, указывая на членов своей делегации, среди которых было много представителей бизнеса, сказал украинскому президенту: вот этот готов вложить миллион в такое-то украинское предприятие, а этот — в другое.
Что получилось в результате? Четкие перспективы в сфере энергетического сотрудничества между Украиной и Казахстаном. И это главный итог двухдневного пребывания в Украине Нурсултана Назарбаева. Дело в том, что, несмотря на тесные политические отношения с Москвой, Астана достаточно прагматично подходит к вопросу диверсификации путей транспортировки своих энергоносителей на европейский рынок. Вполне очевидно, что казахское руководство отдает себе отчет в том, что более нельзя укреплять монополию России на транзит энергоносителей, иначе Казахстан становится уязвимым. «Газпром» и так уже монополизировал транзитные пути прокачки казахского газа: несколько недель назад россияне подписали с «Интергаз Центральная Азия», дочерней компанией «Казмунайгаза», пакет контрактов сроком на 2006—2010 годы на транспортировку голубого топлива по территории Казахстана.
Для Украины подписание этих документов означает, что наша страна фактически лишается возможности закупать газ без посредничества «Газпрома» из Казахстана, Туркменистана, Узбекистана. Однако для Киева Казахстан интересен не только своими запасами газа. По прогнозам экспертов, эта страна уже в ближайшие годы станет одним из десяти ведущих экспортеров нефти: в 2015 году она планирует достичь уровня ее добычи в объеме до 150 млн. т в год. И основной рынок потребления нефти Астана видит в странах Западной Европы. Учитывая заявление представителей Государственной нефтяной кампании Азербайджана (ГНКАР), что до 2010 года в нефтепроводе Баку—Тбилиси—Джейхан не будет свободных мощностей для казахской нефти, нефтепровод Одесса—Броды—Плоцк—Гданьск приобретает для Казахстана особое значение.
Подобный интерес со стороны казахов мил сердцу сторонникам прямого использования нефтепровода Одесса—Броды. Но в Киеве должны учитывать, что украинское направление не единственное, по которому работают казахи, намереваясь решить вопрос диверсификации поставок своей нефти на европейский рынок: в Астане активно трудятся не только над присоединением к нефтепроводу Баку—Тбилиси—Джейхан, но и обрабатывают иранское направление транспортировки казахского черного золота. А ведь казахская нефть течет еще и по трубам Каспийского трубопроводного консорциума (КТК). Есть у казахов интерес и к поставкам черного золота по российским трубам в Литву, на завод Mazeikiu Nafta. Кстати, возник он в не последнюю очередь из-за тарифной политики на нефтетерминале «Південний»…
Потому перспективы украинско-казахского энергетического сотрудничества требуют от Киева выработки весьма осторожной и гибкой официальной политики по отношению к Казахстану. Речь идет не только о поддержке намерений Астаны председательствовать в 2009 году в Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе. Или о проведении гибкой тарифной политики в отношении транзита казахской нефти, что должно повысить транзитную привлекательность нашей страны. Сегодня также важно занять верную позицию при оценке предстоящих президентских выборов. Которые, в чем нет никаких сомнений, выиграет Нурсултан Назарбаев. Очевидно, что с учетом перспектив в сфере энергетического сотрудничества позиция Киева должна быть куда мягче, чем даже при оценке азербайджанских парламентских выборов. Ведь если в случае с Азербайджаном речь шла об использовании этой страны в качестве транзитной территории для энергоносителей, то здесь речь идет собственно о нефти и газе. Судя по настроениям, царящим на Банковой, официальный Киев, похоже, готов занять мягкую позицию. Во всяком случае, можно с уверенностью утверждать, что Украина не будет спешить присоединяться к возможным резким заявлениям со стороны западноевропейских демократических и политических институтов в отношении процессов, происходящих в Казахстане.
Но будущее отношений двух стран зависит не только от оценки украинской стороной процесса президентских выборов. Официальный Киев должен более внимательно подходить к организации визитов делегаций из этой центральноазиатской страны, где внимательно следят за нюансами протокола. А погрешностей во время визита Нурсултана Назарбаева хватало. Так, перенос встречи украинского и казахского президентов с утра пятницы на вечер привел к тому, что Владимир Литвин вынужден был два часа обсуждать с Назарбаевым «развитие украинско-казахстанских отношений и их парламентскую составляющую». В то же время украинская сторона, увлекшись первым лицом, забыла покормить членов казахской делегации: обед у них начался только в конце рабочего дня…
К счастью, эти организационные оплошности не повлияли на общую атмосферу пребывания у нас Нурсултана Назарбаева и его результаты. Поскольку дело не ограничилось намерением казахского президента купить семь самолетов Ан—148 или заинтересованностью Астаны активизировать сотрудничество в космической сфере через общие проекты на космодроме Байконур. Для Киева куда важнее оказалась готовность Казахстана стать полноправным участником достройки нефтепровода Одесса—Броды—Плоцк—Гданьск. «Проблем по доставке и объему нефти не будет», — заявил на пресс-конференции Нурсултан Назарбаев, отвечая на вопрос журналистов, откуда намерен Казахстан брать нефть для прокачки по этому коридору. Впрочем, это только заявления, которые надо еще перевести в практическую плоскость — подписанные соглашения и контракты. (Справедливости ради заметим, что многое здесь зависит и от представителей высших эшелонов украинской власти.) Но также не следует упускать из виду и то, что из 59 млн. т нефти, добытой в 2004 году в Казахстане, лишь восемь миллионов принадлежат государству, остальное — частным компаниям. Правда, сейчас казахи активно работают над тем, чтобы исправить это положение дел путем изменения соответствующих законов и выкупа активов иностранных компаний в собственность государства. И в этой ситуации гарантией интереса Астаны к украинским транзитным путям служит то, что казахская сторона активно участвует в создании совместного с украинцами предприятия по постройке 52-километровой перемычки, которая соединит нефтетерминал «Південний» с «Приднепровскими магистральными нефтепроводами»…