Новое лицо Шенгена

ZN.UA Эксклюзив
Поделиться
Новое лицо Шенгена © Василий Артюшенко, ZN.UA
Что предусматривает реформа Шенгена и как это повлияет на граждан Украины

19 января 2021 года в ЕС стартовали публичные консультации о «будущем Шенгенской зоны». В них может принять участие кто угодно, хотя, конечно, прежде всего они ориентированы на граждан и жителей стран-членов ЕС. Какие именно изменения планируется обсудить и как они могут повлиять на нашу с вами жизнь?

Сейчас речь идет не о финальном проекте решения Еврокомиссии, а лишь о «дорожной карте» изменений, сфокусированных на вопросе контроля на внутренних границах Шенгена.

Этот вопрос возник, поскольку уникальная зона свободного движения и свободного рынка, по мнению еврочиновников, перестала соответствовать вызовам времени, а нынешние условия коренным образом отличаются от тех, которые были во времена создания Шенгена. Миграционный кризис, угроза терроризма и особенно пандемия COVID-19 существенно изменили ситуацию.

Количество «временных возобновлений» контроля на внутренних границах неустанно растет. За девять лет (с 2006-го по 2014-й) страны-члены ЕС прибегали к этой крайней мере 35 раз, в течение последующих трех (2015–2017) — уже 52, а еще через три года (2018–2020) — 157 раз. Тенденция очевидна.

Всего же на начало февраля 2021 года зафиксировано 252 случая введения временного контроля на внутренних границах Шенгена. Абсолютное большинство — из-за пандемии. Сейчас полный или частичный контроль на внутренних границах ввели Венгрия, Финляндия, Бельгия, Норвегия, Дания, Швеция, Испания, Португалия, Австрия, Германия.

Часто страны растягивают действие «временных» проверок на годы. Похоже, что правительствам ЕС нравится суверенитет собственных границ, хотя он и имеет высокую социальную, гуманитарную и экономическую цену.

Василий Артюшенко, ZN.UA

Чиновники Еврокомиссии уже давно поняли, что увеличение случаев контроля на внутренних границах ведет к разрушению Шенгена в классическом понимании. Еще в 2017 году Еврокомиссия рекомендовала урегулировать ситуацию усилением полицейских проверок (в частности в пограничной зоне) вместо восстановления пограничного контроля. По сути это была попытка распылить в пространстве и времени ту форму контроля, которая в случае конкретной границы сконцентрирована в одной точке — пункте пересечения. Это позволило бы избежать очередей, задержек — и в целом избежать границы как барьера, который, по оценкам Европарламента, может нанести ЕС убытки на сумму до 230 миллиардов евро в случае уничтожения Шенгена.

Параллельно Еврокомиссия зарегистрировала правку к Шенгенскому кодексу границ, усложняющую процедуру восстановления проверок на границе. Ни то, ни это не сработало. Страны-члены проигнорировали рекомендацию о полицейских проверках, а другие органы власти ЕС не поддержали осложнения процедуры.

Поэтому сейчас Еврокомиссия вышла с новым, максимально публичным предложением. На рассмотрение общественности предложены четыре сценария, по которым может развиваться реформа Шенгенской зоны.

Вариант 1. Статус-кво. Оставить все как было. Страны возобновляют контроль в соответствии с условиями действующего Кодекса о границах, с учетом рекомендаций Еврокомиссии о полицейских проверках.

Вариант 2. Незаконодательный. Еврокомиссия продолжает давать необязательные к выполнению рекомендации по использованию альтернативных мер контроля, таких как полицейские проверки или новейшие методы вроде автоматического распознавания автомобильных номеров.

Вариант 3. Смешанный. Еврокомиссия разрабатывает предложения по изменениям законодательства, которые, с одной стороны, урегулируют применение альтернативных мер, а с другой — четко прописывают основания и условия для возобновления пограничных проверок.

Вариант 4. Нормативно закрепленный полный отказ от проверок на внутренних границах в пользу углубленных полицейских проверок и новейших методик контроля.

Какая из этих моделей лучше? Похоже, что модели №1 и №2, вероятнее всего приведут к если не де-юре, то де-факто прекращению функционирования Шенгена. Третья и четвертая модели кажутся оптимистичнее, но несут свои риски — например, злоупотребление слежением и другими формами контроля с помощью данных и технологии. Кроме того, возвращаясь к вопросу суверенитета, вполне возможно, что страны-члены не захотят окончательно и навсегда проститься с контролем на границе.

Чем это может обернуться для граждан Украины

Любое усиление контроля на внутренних границах Шенгена — в форме непосредственно пограничного контроля или в форме полицейских проверок и «новых форм» — прежде всего коснется граждан «третьих стран», в том числе Украины, которым придется иметь при себе больше надежных документов и тратить больше времени и сил на проверки.

Кроме того, хотя это не прописано в «дорожной карте», Европейский Союз, пытаясь сохранить открытыми внутренние границы, может прибегнуть к усилению контроля на внешних: продлить время проверок, проверять более тщательно, отказаться от подхода выборочных проверок на основе анализа рисков и т.п.

Важным эффектом таких изменений может стать снижение доступности ЕС для граждан Украины из-за серых и полностью нелегальных схем. Такие схемы, как работа в Германии, Чехии или Швеции с польской визой; «потеря» паспорта после просроченной визы и въезд в ЕС с новым или же просто нелегальное пребывание в ЕС, в случае усиления контроля станут менее или даже полностью недоступны.

Поскольку же только выявленных украинских нарушителей ЕС фиксирует более 30 тысяч в год, это может коснуться многих. Но, принимая во внимание неизменно критический спрос на украинских работников в ЕС, вполне можно ожидать, что с усилением фильтров произойдет и определенное упрощение легального трудоустройства.

Для легальных же путешественников проблемой могут стать увеличение очередей, увеличение времени и стоимости пересечения границы, более тщательные проверки.

Но, во всяком случае ЕС с Шенгеном — более стабильный, богатый и открытый ЕС — для граждан Украины выгоднее, чем ЕС без Шенгена. Модели №3 и №4, как кажется, больше будут содействовать сохранению такого положения вещей.

Мы тоже можем повлиять на принятие решения. Здесь — короткий опрос Еврокомиссии (участвовать в котором могут и неграждане ЕС) об оценке Шенгенской зоны, доступный на английском и других официальных языках ЕС до 16 марта. Приобщайтесь, это ваш шанс повлиять на политику ЕС, которая сегодня касается каждого.

Больше статей Павла Кравчука читайте по ссылке.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме