Наведение резкости

25 мая, 2021, 13:00 Распечатать
Отправить
Отправить

Соединенные Штаты и Южная Корея смотрят друг на друга сквозь китайское стекло

Наведение резкости
© Cheong WA Dae|The Republic of Korea

Президент Южной Кореи Мун Чжэ Ин стал вторым мировым лидером, в конце прошлой недели посетившим Вашингтон и встретившимся лицом к лицу с Джо Байденом. Приоритетность выбора двух близких союзников — Японии и Кореи — дала повод говорить об особом внимании администрации Байдена к Азиатско-Тихоокеанскому региону. Возвращение ведущей роли Америки в мире, провозглашенное американским президентом, направлено не только на восстановление традиционных альянсов. Что касается Южной Кореи и Японии, США пытаются усилить трехстороннее сотрудничество для решения проблем безопасности в Индо-Тихоокеанском регионе. Прежде всего речь идет о выработке общего подхода в противостоянии влиянию Китая.

В отличие от Японии, выступающей активным промоутером Индо-Тихоокеанской стратегии мира и безопасности в Азии и четырехстороннего диалога по безопасности Quad при участии США, Австралии и Индии, Республика Корея пытается не ставить под прицел торговые отношения с КНР. Учитывая негативное восприятие этих инициатив Пекином: по его мнению, они направлены на сдерживание развития Китая.

Для Южной Кореи, как и для Японии, КНР выступает главным экспортным рынком, опережая США. Согласно данным Worlds Top Exports, в прошлом году на долю Китая пришлось 26% от общего экспорта Кореи по сравнению с 14,5% в США, а также 22% экспорта японских товаров, тогда как на американский рынок было экспортировано 18,5%. Это ставит их перед дилеммой многих средних стран: как уравновешивать отношения между Китаем и Соединенными Штатами?

Япония смелее заявляет о своих намерениях поддерживать свободу и безопасность мореплавания в Индо-Тихоокеанском регионе, а также противодействовать любым попыткам изменить статус-кво в Восточно-Китайском и Южно-Китайском морях, несмотря на территориальный спор с Китаем по поводу островов Сенкаку, обострившийся в последнее время.

Корея же уже пережила «китайский урок», согласившись в 2016 году на размещение американских систем противовоздушной обороны (THAAD), в которых Китай усматривает угрозу своей национальной безопасности. Это привело к быстрой экономической расплате со стороны Пекина. Под руку попали не только крупные конгломераты (к примеру, магазины розничной торговли Lotte и автопроизводитель Hyundai потеряли миллионы долларов из-за падения продаж и жестких ограничений), экспортеры, туристическая отрасль, но и музыкальные группы К-pop.

Сеул тогда не дождался надлежащей поддержки со стороны Вашингтона. Этим объясняется осторожность, с которой администрация Мун Чжэ Ина относится к разговорам о возможности присоединиться к четырехстороннему диалогу Quad в рамках Quad-Plus с привлечением Новой Зеландии и отдельных членов АСЕАН, поскольку он является сильным раздражителем для Китая.

Cheong WA Dae|The Republic of Korea

Считалось, что камнем преткновения в переговорах между американским и корейским лидерами может стать вопрос присоединения к диалогу и различие в подходах к северокорейской политике. Другие противоречия, доставшиеся в наследство от Дональда Трампа, президентским администрациям удалось сгладить заранее. Прежде всего речь идет о заключении в апреле текущего года Соглашения о специальных мерах, предусматривающего план распределения затрат на содержание американского военного контингента на территории Республики Корея. Его подписание затянулось из-за обвинений со стороны Трампа в злоупотреблении американской помощью и требования существенно увеличить военные расходы. Это значительно подорвало отношения между двумя странами.

Нынешний визит был призван получить не только подтверждение обязательств США по обеспечению расширенного сдерживания с использованием всего спектра возможностей в соответствии с Договором о взаимной обороне, но и способствовать усилению обороноспособности самой Республики Корея. Сеул уже начал процесс получения от Вашингтона оперативного контроля над своими войсками в режиме военного времени, что многие политики трактуют как восстановление полного суверенитета страны (со времен войны 1950–1953 годов).

Во время саммита президентов Мун Чжэ Ин объявил о решении отказаться от двусторонних «руководящих принципов по ракетам», запрещающих Южной Корее разрабатывать или владеть баллистическими ракетами с максимальной дальностью более 800 км. Ограничение ввели в 1979 году. Тогда Сеул стремился обеспечить американскими ракетными технологиями собственные ракетные разработки, взамен согласился ограничить максимальную дальность полета своих ракет до 180 км, а вес боеголовок — до 500 кг.

В условиях роста угроз со стороны Северной Кореи в последние годы «руководящие принципы» пересматривались четыре раза, увеличив дальность действия ракет до 800 км и изменив требования к весу боеголовок. Нынешнее решение позволяет Югу разрабатывать и владеть любым типом ракет, в том числе межконтинентальными баллистическими ракетами и усовершенствованными баллистическими ракетами для подводных лодок.

Укрепление ракетного потенциала союзников полностью соответствует стремлению США усилить противовоздушную оборону в Азиатско-Тихоокеанском регионе, но, очевидно, вызовет недовольство со стороны Пекина и Пхеньяна. Как и модернизация и расширение противовоздушной системы THAAD, предусмотренные в оборонном бюджете США на 2021 год, которые правительство Кореи предпочитает замалчивать по понятным причинам.

Бесконфликтные отношения с Китаем для Республики Корея важны в контексте не только сохранения двусторонних торговых отношений, но и его влияния на Северную Корею, от которого та зависит экономически. Администрация Байдена завершила свой обзор северокорейской политики, проведя предварительные консультации с Сеулом и Токио. И, хотя его детали не разглашались, пресс-секретарь Белого дома Джен Псаки сообщила о планах применять «выверенный, практический подход». Он не будет сосредоточен на достижении крупной сделки, как этого хотел Трамп, но не будет и полагаться на «стратегическое терпение» Обамы. При этом целью остается полная денуклеаризация Корейского полуострова.

Cheong WA Dae|The Republic of Korea

Приверженность дипломатическому подходу в северокорейской политике США, построенному на соблюдении Сингапурской и Панмунджомской деклараций, полностью соответствует стремлению президента Мун Чжэ Ина восстановить межкорейский диалог и преодолеть застой в переговорах между США и КНДР. Другое дело, что Северная Корея пока не выразила желания вести переговоры и неоднократно отвергала медиаторские попытки Юга, пытаясь достучаться до Соединенных Штатов напрямую. Со своей стороны, Джо Байден подчеркнул, что не согласится на личную встречу с Ким Чен Ыном без обязательств последнего обсудить ядерный арсенал КНДР.

Однако времени на длительные ожидания в надежде «перейти от неполного мира к необратимому» у Мун Чжэ Ина совсем мало. По-видимому, поэтому он с таким энтузиазмом воспринял назначение специальным посланником в Северной Корее Ким Суна — опытного дипломата, участвовавшего в организации шестисторонних переговоров по денуклеаризации времен Обамы и подготовке Сингапурского саммита.

Президент Мун назвал это назначение «подарком». Как и добрый жест американской стороны выделить 550 тыс. доз вакцин для корейских военных. Дефицит вакцин и низкий уровень иммунизации населения (3% из 52 млн) привели к падению рейтинга Мун Чжэ Ина, что грозит снижением шансов кандидата от его партии занять президентский пост в следующем году. Ситуацию обещает улучшить привлечение корейских компаний в цепь поставок сывороток, о чем договорились лидеры стран. Отныне препараты Moderna и Novavax будут производиться и в Южной Корее, а доступ к 80 млн доз их получит сама страна.

Как показал нынешний визит, американо-корейское сотрудничество вышло за рамки традиционных вопросов безопасности. И как бы ни пыталась Южная Корея избежать участия в соперничестве двух супердержав, балансировать ей будет все сложнее.

Соединенные Штаты нацелены на расширение двустороннего сотрудничества в области экономики и высоких технологий, глобальных проблем изменения климата и здравоохранения, что, очевидно, направлено на усиление преимуществ перед КНР. Во время визита корейского президента сопровождала делегация руководителей крупнейших корпораций, пообещавших инвестировать в производство батарей для электромобилей и полупроводников на территории США 33,8 млрд долл. и усилить безопасность глобальных цепочек поставок, пострадавших от торговой войны США с Китаем и глобальной пандемии.

Итоги первой встречи, кажется, удовлетворили обоих лидеров. Как отметил Мун Чжэ Ин на странице в Фейсбук: «Это был лучший визит и лучшая встреча». По его словам, результаты даже превзошли ожидания. Позиции откалибровали, но превзойдет ли их воплощение взаимные ожидания? Так что самое интересное впереди.

Больше статей Наталии Бутырской читайте по ссылке.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Текст содержит недопустимые символы
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Осталось символов: 2000
Отправить комментарий
Последний Первый Популярный Всего комментариев: 0
Показать больше комментариев
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот коментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК