Польско-украинский эксперимент «визовая асимметрия» запущен в действие. Его очевидные преимущества (бесплатная виза для наших соотечественников и соблюдение «въездного» статус-кво для поляков) в профильных ведомствах Польши оценили еще до первого октября. Любимая фишка польских чиновников — эксклюзивность подхода к Украине — упоминалась едва ли не на каждой их встрече с украинскими журналистами. Причем с таким неподдельным воодушевлением, что любое возражение с украинской стороны (о возможном сокращении бизнес-контактов между приграничными районами, недостаточном количестве консульств etc) выглядело бы просто неприлично. Аргументация поляков вполне ясна: те же россияне и белорусы за многоразовую визу в Польшу должны выкроить из своего бюджета 50 евро. Правда, ни один из стратегов внешней политики РП ни разу не обмолвился, что точно такими же привилегиями, как и украинцы, могут пользоваться жители Калининградской области.
Еще более слаженно звучали ответы на вопрос, во сколько бесплатный штамп в заграничном паспорте украинца обойдется польскому налогоплательщику. «Стратегическое партнерство и настоящая дружба не измеряются деньгами» — таков был лейтмотив всех объяснений. Правда, начальник консульского департамента МИДа все же заметил, что лишь на обустройство консульств из польской казны ушло около 60 млн. злотых. Зато, заметил Януш Сколимовский, «процесс выдачи виз поставлен настолько хорошо, что получать въездные документы украинцы будут очень быстро». А если и возникнут проблемы, то разве что при заполнении бланков.
В Варшаве рассчитывают, что годичная потребность во въездных документах не превысит 800 тысяч (поляки исходили из зафиксированных в прошлом году шести миллионов переходов через польско-украинскую границу), а 90% всех выданных виз придется на многоразовые. Но это далеко не вся калькуляция. В польском комитете по вопросам репатриации и иностранцев успели выяснить: в то время как поляк приезжает в Украину в среднем на четыре дня, украинец пребывает на территории РП всего лишь полтора. Официально наши соотечественники пересекают польский кордон с двумя целями: либо туристической, либо за покупками. Причем «туризм» и «шоппинг» интересуют большинство из них исключительно в радиусе ста километров от границы. Ну а главная проблема восточного соседа сформулирована гендиректором вышеупомянутого комитета Яном Венгжином так: «украинцы легально находятся в Польше, но нелегально работают». Не пугает нашего брата даже то, что за последние пять лет польские власти депортировали более 11 тыс. украинцев.
Ажиотаж вокруг получения виз во Львове варшавские аналитики объясняют… «психологическими особенностями жителей приграничных районов». Мол, многие руководствуются принципом: все делают польскую визу, значит, и мне не помешает. Нервозность передалась и предпринимателям из соседних с Украиной Люблинского и Подкарпатского воеводств. Генконсул Украины в Люблине Иван Грыцак объяснил это состояние весьма конкретно: «За эти годы поляки сумели создать множество маленьких предприятий, которые продуцируют так называемый ширпотреб». Местные жители даже рассказывают о «ночных сменах» на некоторых польских фабриках: днем работает один штат, ночью совсем другие люди изготавливают низкокачественную одежду для скромных потребностей восточного соседа.
Во что первооктябрьское новшество не внесло никаких корректив, так это в планы властей Люблинского воеводства. Скорее наоборот: в приграничных регионах вслух заговорили о необходимости реанимировать сотрудничество на уровне 90-х годов. Правда, касается это в основном торговли сельскохозяйственной продукцией. В Люблине даже намерены открыть постоянно действующую ярмарку — таким образом украинские и белорусские фирмы смогут иметь собственную экспозицию. Подсобить украинским партнерам, по мнению тамошних чиновников, сможет и создаваемое в РП агентство по содействию развитию заграничных инвестиций. Пока же этого не произошло, украинским предпринимателям приходится смиряться с официальным миллионом долларов. А то и выслушивать в Люблинской администрации, что самая серьезная инвестиция Украины на сегодня — это ремонт украинского генконсульства. Но есть и другая статистика. В комитете по вопросам репатриации и по делам беженцев подсчитали, что в прошлом году «каждый» украинец оставил на территории Польши приблизительно 170 евро. В сумме годичный взнос наших соотечественников во благо польской экономики равняется 200 млн. евро — для бедного соседа, согласитесь, не так уж и плохо.
В Варшаве на устах другая сделка — участие Индустриального союза Донбасса в конкурсе по продаже польского металлургического предприятия «Гута Ченстохова». В аналитических кругах уже успели окрестить сей факт ходом на опережение. «Если сделка состоится, ИСД станет первой украинской компанией, которой удастся закрепиться на рынке расширенного Евросоюза», — утверждают в авторитетном Центре восточных исследований.
Ну а чтобы не было пробела в других сферах, в Варшаве усердно готовятся к проведению запланированного на октябрь в Киеве первого парламентского форума «Украина—Польша» и прорабатывают возможность создания в Люблине первого Украинско-польского университета — что-то вроде Польско-немецкого университета Ведрина, который в свое время был открыт в приграничном Франкфурте-на-Одере. Особая гордость люблинских властей — чемпионат «Польша—Украина» по боксу, подготовка к которому кипит в польском Грубешове.
Впрочем, новые визовые реалии для Варшавы — полбеды. Куда больше польских чиновников заботит благородная миссия по превращению украинско-польской границы в «плотный, но дружественный кордон Евросоюза». Хотя, кажется, и здесь полякам удалось найти общий язык с Брюсселем.
В польском минэкономики, труда и социальной политики, точно так же, как и в главном офисе приграничной службы, за последние годы досконально овладели искусством добывания денег в брюссельских закромах. От вице-министра экономического ведомства страны Кристины Гурбель приходилось слышать, что на структурные реформы в стране ЕС пообещал расщедриться на 12,5 (!) млрд. евро — почти половиной суммы, которая уйдет из Брюсселя на все 10 стран-кандидатов. Кроме того, евросоюзовские функционеры уже отложили 190 млн. евро на обустройство польских границ: своеобразная добавка к тем 55-ти, которые погранслужба успела израсходовать за последние пять лет.
Евросоюзовская щедрость, похоже, окупается с лихвой: некоторые польские КПП на границе с Украиной уже сегодня дают фору тем же немецким — по количеству автомобилей с так называемым нокто- и термовидением, снежных скутеров и вертолетов. Отдельная проблема — борьба с коррупцией. Десятки польских пограничников уже успели испытать на себе карательные меры «полицейской провокации». Только за последнее время 20 сотрудников погранслужбы погорели на польско-российской границе, еще 14 пограничников и пять таможенников — на польско-немецкой.
Есть претензии у Варшавы и к украинским пограничникам. Главным образом это касается невыполнения соглашения о реадмиссии. По словам главы пограничной службы Польши Юзефа Климовича, украинцы иногда намеренно медлят с приемом нелегальных мигрантов, которые попали в Польшу с территории Украины. Якобы даже бывали случаи, когда наши пограничники просили своих польских коллег показать следы нарушителей приграничного порядка. Общая боль поляков и украинцев — бесконечные автомобильные очереди, которые ждут «свою» смену на таможне. Причем на польской.
Как бы там ни было, в Варшаве уверены: через два-три года им удастся превратить польско-украинскую границу в своеобразный образец для этой части Европы. Но суть даже не в этом: в польских кулуарах не скрывают, что визовые и пограничные амбиции — лишь «техническая» сторона взноса Польши в формирование так называемого восточного измерения ЕС. С дипломатической частью этого вопроса в Брюсселе (равно как и в Киеве) была возможность ознакомиться еще полгода назад. Тогда польские полисимейкеры явили миру документ non-paper «Расширенная Европа» — взгляд Варшавы на развитие отношений между ЕС и его будущими соседями. Напомним, что главный акцент в документе делался на необходимости выработать дифференцированный подход к Украине, Белоруссии и Молдове. Авторы этой концепции всерьез надеялись, что ее ключевые положения брюссельские коллеги примут во внимание в ходе подготовки одноименной концепции Еврокомиссии. В частных беседах польские дипломаты не скрывают своего разочарования плодом работы евросоюзовских функционеров и надеются «отыграться» на новом документе ЕС — так называемом New Neighborhood Instrument, который вступит в действие предположительно с 2006 года. По этому поводу поляки уже направили свои предложения в Брюссель.
О монополии Варшавы на восточное измерение вслух не говорят. Однако намек на то, что именно РП должна принадлежать первая скрипка в его формировании, звучал едва ли не в каждом заявлении мидовских чиновников. «Если Швеция или Дания могут претендовать на разработку северного измерения, Испания или Италия — южного (средиземноморского), почему Польша не может стать мотором восточного измерения?» — вопрошают в польском внешнеполитическом ведомстве. И тут же разъясняют: «Просто лучше нас никто в Европе Украину не чувствует».