На возобновившихся переговорах по приднестровскому урегулированию результат пока один: стороны условились встречаться в пятистороннем формате каждый месяц. Однако большего от реинтеграторов Молдовы сегодня вряд ли стоит и ждать. После нашумевшего отказа президента Воронина поставить подпись под меморандумом замглавы кремлевской администрации Дмитрия Козака участники переговорного процесса столкнулись с новыми проблемами. Одна из них — смена тактики россиян. По словам дипломатического источника «ЗН», они то и дело дают понять партнерам: отказались от нашего проекта —предложите свой.
Задача не из простых. Каждые новые переговоры — констатация прежних позиций в более ужесточенном варианте. Стороны продолжают отстаивать свой вид федерации: Кишинев — асимметричный, Тирасполь — симметричный. Молдаване не против того, чтобы военные гарантии их стране предоставляло ОБСЕ, ЕС и даже НАТО, приднестровцы же видят в роли миротворцев только россиян. Поскольку, что бы там ни говорили, западные столицы сегодня не готовы всерьез обсуждать свой вариант военно-гарантийной миссии в Приднестровье. Здесь понимают: любая провокация со стороны приднестровцев (читай — России) может обернуться полным провалом их миротворчества. Это тем более важно, что в европейских аналитических центрах Приднестровье рассматривается как возможный плацдарм для боевого крещения военного контингента ЕС.
Свое право на проведение гарантийной операции в Молдове европейские дипломаты в неформальных разговорах аргументируют просто: Молдова — член Пакта стабильности для Юго-Восточной Европы (чем в молдавском МИДе несказанно гордятся). Евросоюз подключался к урегулированию конфликтов в других странах — членах организации (в той же Боснии и Герцеговине или Македонии). Отсюда вопрос: с какой стати Молдову должна опекать Россия?
Другое дело — политическое урегулирование. Некоторые эксперты говорят о том, что удачное создание федерации в Молдове могло бы стать неким образцом для решения таких проблем на постсоветском пространстве, как абхазская или нагорно-карабахская.
Правда, для начала западным стратегам не помешало бы иметь более четкое представление о ситуации на берегах Днестра. Так, например, до сих пор некоторые представители Госдепа в неформальных разговорах роняют фразы вроде «Молдова — соседка России» или «Воронин — агент влияния Кремля». Очевидно, они до сих пор находятся под впечатлением событий трехлетней давности, когда главный молдавский коммунист убеждал Путина: если бы не он, натовские танки уже давно стояли бы под Курском. Или как его коллеги «советовали» Украине присоединиться к ЕврАзЭС — неуступчивость Киева мешала и им стать членами этой структуры. Сегодня ситуация другая. Воронин встречается с Бушем в Белом доме, его страна — в списке участников антитеррористической коалиции, молдавские солдаты — в Ираке.
То, чего действительно нельзя отрицать, так это по-прежнему сильных позиций Москвы в переговорном процессе. Де-факто она представлена в трех ипостасях — как страна-миротворец, как страна-гарант и как член ОБСЕ. Кроме того, воля Кремля давно является законом для приднестровского президента Смирнова, получившего в прошлом месяце в Москве орден «Слава России». По обе стороны Атлантики понимают: пока позиция Тирасполя по тому или иному вопросу будет формироваться после звонка из Москвы (о чем «ЗН» говорили даже люди из ближайшего окружения Смирнова), ни о какой смене формата миротворческой миссии не может быть и речи: здесь требуется согласие двух сторон.
Настраиваться на российскую волну Смирнову не представляет труда: за ним население непризнанной республики. Антинатовская истерия достигла в местной прессе невиданных масштабов. Власти Приднестровья, дирижируемые кремлевскими стратегами, умышленно подменяют понятия «ЕС» и «ОБСЕ», то и дело выбрасывая на-гора грозные пассажи об интервенции НАТО в Приднестровье. «Пример Косово показывает, что такое миротворцы, которых не воспринимает население», — беспрестанно твердит приднестровский лидер. При этом не уставая добавлять: вы не задумывались, почему миссию ОБСЕ в Молдове уже восьмой раз подряд возглавляет американец?
Примечательно, что этот самый американец, по нашим сведениям, наиболее слабым звеном в переговорном процессе считает другого его участника: Украину. Очевидцы недавней встречи руководителя миссии ОБСЕ Уильяма Хилла с министром иностранных дел Румынии в неформальных беседах рассказывают, что критика Хилла в адрес Киева в основном касалась нашей уязвимости перед Москвой. Очевидно, дипломата задела поддержка Украиной российского меморандума. Хотя кому, как не ему, должно быть известно, что официального документа Козак и Ко не представили ни украинскому президенту, ни нашему послу в Молдове. Более того, по словам последнего, вышеупомянутый меморандум существовал в 18 (!) экземплярах. Так что какой из них одобрила Украина, остается только гадать.
Поведение Хилла вызывает удивление еще и потому, что в последнее время начала обретать более четкие очертания позиция Украины по военно-гарантийной операции в Приднестровье. Выступая на международной конференции «Украина и Молдова: путь к эффективному сотрудничеству в интегрирующейся Европе», организованной Центром мира, конверсии и внешней политики и Фондом Фридриха Эберта, начальник третьего территориального управления МИДа Виталий Москаленко более чем однозначно заявил: «Украина разделяет общие с Молдовой взгляды относительно идеи проведения военно-гарантийной миссии под эгидой ОБСЕ после достижения окончательного урегулирования приднестровской проблемы и примет непосредственное участие в деятельности этой миссии. Украинская сторона также поддерживает позицию стран — членов ОБСЕ касательно необходимости безусловного выполнения Российской Федерацией обязательств по выведению своих войск с территории Республики Молдовы».
Впрочем, на ситуацию в регионе Россия вполне может влиять и без своих миротворцев. Для этого у нее достаточно экономических рычагов. Речь, в первую очередь, идет об энергетической зависимости Молдовы от России и об экспорте молдавской продукции на российские рынки. Стоит только заметить, что в Россию экспортируется 80% всей винной продукции, производимой в Молдове (в то время как Украина потребляет всего лишь 5%, Белоруссия — 9%). Россияне играют первую скрипку и в приватизационных процессах в Приднестровье. Только в прошлом году здесь обрели себе хозяев 14 крупных предприятий, в список для приватизации на 2004 год включены еще 75.
Сказать, что Украина не пытается как-то закрепиться на территории своей юго-западной соседки, — тоже неправда. По объемам экспорта украинских товаров и услуг Молдова сейчас на втором месте среди стран СНГ. Товарооборот за четыре года увеличился на 231%. Среди результатов «гуманитарного прорыва» Украины в РМ — украинская школа в городе Рыбница и украинская гимназия в Бендерах (компьютерный класс, кстати, подарил бывший житель города Петр Порошенко).
В то же время забота Киева о 300 тысячах соплеменников в Приднестровье так и не вылилась в открытие консульского учреждения в Тирасполе. «Нам из Киева постоянно отвечают, что Молдова не дает согласия. На самом деле у руководства Украины просто нет политической воли… Все говорят, что Россия осуществляет экспансию в Приднестровье, но кто мешает делать это Киеву?», — заметил в разговоре с автором этих строк председатель Союза украинцев Приднестровья Владимир Боднар. Язвят и по другому поводу. Народный депутат Украины Александр Турчинов якобы обещал местным властям вынести на рассмотрение Верховной Рады законопроект о признании Приднестровья, но впоследствии так этого и не сделал. А созданная недавно в украинском парламенте рабочая группа по решению приднестровского вопроса якобы так и не порадовала своих тираспольских коллег знакомством ни со своим председателем, ни с другими членами объединения. Это при том, признались «ЗН» представители местной власти, если бы только Киев дал добро на присоединение Приднестровья к Украине, ни о каких переговорах с Молдовой на тему федерации не было бы и речи. «Наши люди просто не представляют себя в одном государстве с Молдовой. Мы идем на это только ради того, чтобы покончить с неопределенностью», — таково их главное объяснение.
Чего же действительно хотят люди, предстоит решить на референдуме. Вот только какой вопрос будет вынесен на всенародное рассмотрение, дипломатам и политикам решить так и не удалось. Смирнов во всех интервью продолжает твердить, что именно плебисцит должен дать ответ: хотят ли приднестровцы и молдаване вообще создавать друг с другом общее государство.
Очевидно, что приднестровские власти для себя этот вопрос уже решили. Иначе, как объяснить то, что главные информационные рупоры ПМР едва не изо дня в день цитируют члена делегации Парламентской ассамблеи НАТО — лорда Джоплинга, который в ходе встреч с приднестровским руководством якобы то и дело изумлялся: «Что общего между двумя берегами? Не хотели бы вы жить раздельно?»
Глава же миссии ОБСЕ накануне заметил, что на референдуме жителям Республики Молдова предстоит определить исключительно судьбу конституции новой федерации. Причем голосование должно быть общее для двух берегов, а не раздельное, как предлагает вдохновленный примером Кипра приднестровский лидер.
Кишиневских евроинтеграторов впечатлил другой момент из процесса кипрского урегулирования: даже разделенная на две части страна может быть принята в Евросоюз. Очевидно, в молдавской столице далеко не все отдают себе отчет, что для штурма брюссельской штаб-квартиры ЕС одного членства в ВТО и присутствия в рядах Пакта стабильности для Юго-Восточной Европы явно недостаточно. А Европейский Союз и США будут щедро раздавать комплименты Воронину, пока над миротворческой миссией в Приднестровье развевается российский флаг.