С момента провозглашения Государства Израиль 14 мая 1948 года нет, пожалуй, более важной задачи для стран региона, чем решение территориальных споров. Непреодолимые противоречия на этой почве привели к войнам 1948, 1956, 1967, 1973 и 1982 годов. Очевидно, что в такой ситуации страны Ближнего Востока, непосредственно вовлеченные в военный конфликт, вынуждены тратить на свою оборону значительные средства. По данным лондонского Международного института стратегических исследований, Израиль расходует на оборону примерно 12% своего GNP и содержит регулярную армию численностью около 180 тысяч человек; Саудовская Аравия — 12,5% GNP, Иордания и Сирия примерно по 6%, Ливан — 5%, Египет — 4%.
В апреле 1993 года, под давлением США, Израиль начал серию переговоров с ООП. В результате была достигнута договоренность о передаче Израилем части территорий на Западном берегу реки Иордан и установлении там Палестинской автономии. В итоге Израиль утратил контроль над территорией площадью 6000 кв. км и над исторически и стратегически важными Иудеей и Самарией.
Однако проблема передачи Голанских высот и территорий на Западном берегу, а также предоставления палестинцам автономии — камень преткновения не только во взаимоотношениях между Израилем и арабским миром. Это — ключевой вопрос для всех евреев: своего рода водораздел, который делит еврейский народ на тех, кто «за» переговоры и договоренности с арабами о возврате земель, и на тех, кто «против» них. Мнения сторон сводятся к следующему: сторонники диалога с арабами утверждают, что выход из тупика им видится в продолжении политики «мир в обмен на земли». Их оппоненты убеждены, что передача Голанских высот Сирии, отвод израильских частей из южного Ливана, создание Палестинского государства и переговоры о статусе Иерусалима не только не гарантируют мир, но и создают реальную угрозу самому существованию Государства Израиль.
Парадокс заключается в том, что весомые аргументы в пользу своих утверждений имеет и та, и другая стороны. Проводя политику возврата земель в обмен на гарантии безопасности для Израиля, руководство страны рассчитывает, что при невыполнении взятых на себя обязательств арабы будут отброшены к границам, существовавшим до заключения договоренностей. С военной точки зрения, проведение подобной операции не вызовет особых трудностей, но повлечет за собой новые жертвы с обеих сторон. События последнего времени подтверждают это. Вывод войск и предоставление палестинцам автономии уже привели к тому, что началась новая, террористическая война против Израиля.
В то же время, сосуществование с арабами по принципу «ни мира, ни войны», как это предполагают делать противники диалога, также не имеет перспектив. Мировое сообщество принудит Израиль к переговорам. И дело здесь не только в экономических, но и правовых, морально-психологических аспектах. Территориальную задачу все равно придется решать. Если не нынешнему поколению, так их детям.
Между тем в рассматриваемой проблеме существует, как нам представляется, важнейший аспект, не произносимый сторонами, но незримо присутствующий. Аспект этот не имеет экономического, политического или регулятивно-правового характера. Однако именно его игнорирование завело ситуацию в тупик. Мы говорим о философско-религиозной подоплеке данного конфликта.
Тора и Ветхий Завет содержат утверждение: территория, споры о которой приводят к неисчислимым бедствиям и жертвам, была завещана евреям Создателем. Иудеи верят в то, что Его воля исполняется всегда и любой, кто попытается ее нарушить, будет испепелен. Трагическая судьба Ицхака Рабина — тому подтверждение. Атеистам же предоставим возможность убедиться в определенных закономерностях на многочисленных примерах. Захват римлянами Иудейского царства и разрушение II Храма привели к изгнанию евреев с обетованной земли. В 1948 году Государство Израиль было вновь провозглашено. На следующий день после этого началась первая ближневосточная война. Результатом той войны, как, впрочем, и всех остальных, стала победа Израиля и расширение его границ.
Таким образом, в пределах, которыми ограничили себя стороны конфликта, выхода из создавшейся ситуации нет. Но выход может быть найден, если попытаться сойти с «прокрустова ложа» условностей и предрассудков и попробовать решить задачу иным способом. Нам он видится в покупке некой территории в пределах арабского мира для обустройства там Палестинского государства. Диапазон территорий широк, однако нам представляется крайне неэтичным называть какие-либо из них конкретно. Мы полагаем, что определение территории составит основной предмет переговоров. Израиль и государства-спонсоры будут финансировать приобретение этой земли и строительство всей инфраструктуры. Значительную долю расходов добровольно возьмет на себя и еврейская диаспора. Палестинцы вправе также рассчитывать и на продолжение финансовой помощи в течение определенного времени после обретения государственности, а Сирия — на продуктивные переговоры о судьбе Голан. В историческом плане этот проект более перспективен, чем ведение перманентной войны на Ближнем Востоке. Кроме того, в арабском мире достаточно умеренных режимов, которые могут пойти на переговоры по данному вопросу. Обсуждение статуса Иерусалима не предполагается, так как этот святой для многих людей город никогда не был столицей ни одного из арабских государств, но всегда был столицей государства еврейского. Аргументы в пользу признания прав арабов на Иерусалим как на столицу только на том основании, что там находятся мусульманские святыни и проживает значительное количество арабов, весомыми назвать нельзя, ибо по аналогии столицей палестинцев с таким же успехом могут быть названы Париж, Лондон, Сарагоса или Мекка.
Представляется небезынтересным мировой исторический опыт подобного рода сделок. В 1803 году США заключили с наполеоновской Францией самый большой в своей истории договор на покупку земли. Предметом сделки были территории Луизианы. Земли площадью 2 144 523 кв. км были приобретены США по цене 3 цента за 1 акр. 30 марта 1876 года государственный секретарь США Сьюард представил на рассмотрение Конгресса США договор о покупке Аляски у России. Территории этой северной земли площадью 586 000 кв. км были куплены у России за 7,2 миллиона долларов. В конце 30-х годов XX в. Советский Союз вел переговоры с Финляндией о покупке или обмене некоторых ее территорий, прилегающих к Ленинградской области СССР. Да и в отношении возрождения еврейского государства лидерами сионизма и Европы XIX—XX в.в. велись переговоры о выкупе части Уганды. Таким образом, мы можем утверждать, что межгосударственные договоры о покупке территорий не являются чем-то экстраординарным.
Подобный договор между Израилем и палестинцами должен базироваться на соответствующей резолюции ООН и обеспечиваться гарантиями стран-спонсоров. В нашем случае выгоды от такого рода сделки очевидны: Израиль обеспечивает реальную, а не эфемерную безопасность своих границ, сохраняет свои исторические земли; палестинцы обретают собственное государство, щедрую финансовую помощь и мир, а мировое сообщество — правовое урегулирование одного из самых трудноразрешимых конфликтов, прямо или косвенно влияющего на мир во всем мире. Мы предлагаем выкупить кровь детей. Так сколько она стоит?
Любопытную, но весьма спорную идею (с которой, насколько нам известно, уже были ознакомлены и первые лица Украины) мы предложили прокомментировать президента Центра ближневосточных исследований Александра БОГОМОЛОВА.
При всей кажущейся неуместности религиозной аргументации при обсуждении политических проблем, представляется, что именно это мистическое (а не «философско-религиозное») измерение играет определенную и часто весьма негативную роль в ежедневном воссоздании ближневосточного тупика. Вопрос только в том, где следует локализовать все эти высшие смыслы, и кто воплощает их. Тот факт, что Ицхак Рабин погиб от рук религиозного экстремиста вряд ли свидетельствует в пользу вмешательства высших сил. Напомним, что бин Ладен тоже претендует на воплощение в жизнь тайных замыслов Творца. Попытка апеллировать к высшим силам в пользу палестинцев, практикуемая ХАМАСом, а вот теперь в пользу израильтян устами г-на Барабаша, на самом деле представляет собой одно и то же явление. Подобные тексты эксплицируют то самое коллективное бессознательное, которое не вписывается в официальные декларации, подписываемые сторонами в Кемп Девиде и других местах, где не принято воздевать руки горе, но дает о себе знать в ежедневной кровопролитной практике ближневосточного процесса. Вечный парадокс – Бог один, но вера разная. Религиозно мыслящие мусульмане и иудеи считают одну и ту же землю своей не только и даже не столько как собственность или место жительства, а прежде всего, как свою, иудейскую или мусульманскую святыню. Для всякой третьей стороны очевидно, что спор о том, чьи священные права священнее, бесперспективен в принципе. Не Бога, а слепую веру человека можно обвинить во многих кровавых событиях нашей истории. Утомленная многолетними религиозными войнами Европа несколько веков шла к решению этой проблемы, известному теперь как принцип отделения церкви от государства.
Если уж апеллировать к божьему промыслу, то эта логика, по-видимому, должна была бы привести автора к примерно такому выводу: давайте потерпим немного, и Господь не преминет вмешаться и вновь защитит сынов Израилевых. Закономерно поэтому, что переход от прошлого к настоящему вынуждает автора моментально сменить проповедническую интонацию на весьма бытовую. В самом деле, что может быть проще, чем выселить неугодного квартиранта, неуживчивого соседа куда подальше. Что в подобных случаях часто и происходит, как нам известно из опыта коммунального «социалистического общежития». История переполнена примерами подобных простых решений – от недавних, таких, как выселение крымских татар и народов Кавказа в Центральную Азию и Сибирь, до библейских же – депортация евреев вавилонянами, которая, несмотря на свою очевидную давность — и даже исчезновение самих виновников с исторической сцены — осталась навечно в памяти народов. Разница между бытовыми и международными конфликтами заключается в том, что в последних неуживчивого соседа вряд ли можно уговорить съехать. Искушение бытовой простотой неминуемо приводит к насилию, войнам и незатягивающимся рубцам на исторической памяти. Хрестоматийный пример: галут — история двухтысячелетних скитаний евреев. Идея депортации палестинцев, предлагаемая автором, отнюдь не нова, впервые ее высказали еще отцы основатели еврейского государства. Частично она даже реализовалась. Многие палестинцы, в основном выходцы с территории современного Израиля, имеют теперь иорданское гражданство и составляют примерно 70% населения этой страны, что, впрочем, никоим образом не умерило их желания получить компенсацию за утраченное имущество и подтвердить свое право на возращение.
Следует отметить, что в арабском мире нет ни одного, даже самого умеренного режима, готового всерьез обсуждать идею переселения палестинцев как способ решения проблемы. Эта идея, известная как «трансфер», воплощает в себе кульминацию арабских страхов перед Израилем и служит едва ли ни главным аргументом в любой антиизраильской полемике, выступая примерно в таком контексте – «смотрите, израильтяне говорят с нами о мире, а на самом деле они, дескать, хотят нас выселить с нашей земли». Эквивалентным по силе негативным стереотипом противоположной стороны выступает страх перед якобы свойственным всем арабам непреодолимым стремлением уничтожить Израиль.
Так или иначе, земель на продажу ни в одной арабской стране нет. Некоторые арабские режимы, как известно, питают совершенно противоположные надежды расширить свои владения за счет соседей. С другой стороны, пример с Угандой как несостоявшимся еврейским национальным очагом явно неудачен, равно как и аналогичный проект в Маньчжурии и сталинская мертворожденная Еврейская автономия в Биробиджане. Народы почему-то не ищут себе места обитания через агентов по недвижимости. Родина – это не местожительство, а все же нечто большее — дом предков, храм, святыня и прочие понятия из области семиотики культуры. Одним словом, как многое в человеческой жизни, это не материальный объект, не место, а смысл, идея.