Пока мир занят разрешением кризисов в Украине, Ираке и Сирии, Россия продолжает свою игру, провоцируя новые конфликты: путинский режим решил реанимировать давние споры за территориальное размежевание в Арктике. И хотя ни у Российской империи, ни у СССР, ни у современной России не было и нет ресурсов для освоения высокоширотных регионов, это мало кого заботит в Кремле: планы по развитию Арктики, скорее всего, будут еще одним масштабным проектом российских властей по разворовыванию государственной казны.
Весной с.г. правительство России утвердило государственную программу "Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации на период до 2020 г.". В следующем году Москва готовится подать заявку в ООН на расширение своих экономических границ в Арктике. Речь идет о площади в 1,2 млн кв км арктической акватории, принадлежность которой к российскому шельфу еще следует доказать. События последних недель показывают, что спор ученых-географов Россия намеревается подкрепить не только научными аргументами, но также увеличением своего военного присутствия: россияне создают постоянную военную базу на Новосибирских островах в Северном Ледовитом океане.
Действия Кремля в Арктике уже взбудоражили соседей и спровоцировали их на ответные меры.
Взять и удержать…
Любой ценой
В 2012 г. российская пехота впервые отправилась в арктическую пустыню для маневров. А в прошлом году Россия расконсервировала свои "замороженные" базы на побережье острова Котельный (относящийся к архипелагу Новосибирских островов), куда атомный ракетный крейсер "Петр Великий" доставил технику и 150 рабочих. В сентябре 2013-го на Котельном началось восстановление взлетно-посадочной полосы "Темп", заброшенной более 30 лет тому назад. 29 октября здесь приземлился первый самолет.
При этом россиянам удается использовать только самолет Ан-72, посадка больших "илов" пока невозможна. Тем не менее, эта взлетно-посадочная полоса позволила ускорить строительство базы. Та уже функционирует на постоянной основе и ждет пополнения личным составом. В апреле 2014 г. учебную высадку в Арктике произвели бойцы воздушно-десантных войск. Во время учений десантники учились у полярников преодолевать ледяные расщелины и горы, а также выживать в суровую стужу.
На минувшей неделе из Северодвинска (Кольский полуостров) в сторону Новосибирских островов вышел отряд кораблей обеспечения Северного флота во главе с большим противолодочным кораблем "Адмирал Левченко", а также двух больших десантных кораблей и еще нескольких вспомогательных. На борту этого конвоя - личный состав и техника подразделений, которым предстоит нести вахту на Севере. По сообщению российских массмедиа, это 99-я тактическая группа, которая будет размещаться как раз на Котельном. Здесь будет основная точка контроля россиянами северного морского пути.
Кроме того, в арктическую группировку будет входить 80-я отдельная мотострелковая бригада, расположенная в поселке Алакуртти Мурманской области. На островах Земли Александра I (архипелаг Франца-Иосифа), Новой Земле, острове Врангеля и мысе Шмидта будут развернуты радиолокационные посты и пункты наведения авиации. Планируется также усиление пограничных войск ФСБ. А в октябре 2015 г. на арктических островах должны завершиться работы по восстановлению инфраструктуры противовоздушной обороны.
В последние месяцы многократно возросла интенсивность полетов авиации Восточного военного округа в Арктической зоне. В конце июля полеты с дальневосточных аэродромов выполнили несколько стратегических ракетоносцев
Ту-95МС, сопровождаемых перехватчиками МиГ-31. А с августа разведку ледовой обстановки ведут Ту-142 морской авиации Северного флота.
Также в т.г. на одном из заседаний российского Совета безопасности Владимир Путин поставил задачу обеспечить постоянное присутствие в арктических водах российских надводных и подводных кораблей новых типов. В том числе и атомных подводных лодок стратегического назначения с ядерным оружием на борту. Вероятно, в их числе будет и новейшая российская подлодка проекта "Ясень", вступившая в строй под названием "Северодвинск" в июне.
Вся эта игра мускулами не вызывала озабоченности у соседей до тех пор, пока 20 августа российские военные с борта гидрографического судна Тихоокеанского флота "Маршал Геловани" не высадились на острове Врангеля. Затем в Минобороны РФ сообщили, что здесь и на северном побережье Чукотки будут также основаны военные городки.
Интересно, что остров Врангеля стал русским де-факто лишь в
1924 г., когда советское государство подогнало к нему канонерку "Красный Октябрь" под командованием Бориса Давыдова. Тот вывез с острова американских поселенцев - эскимосов и геолога Чарльза Уэллса и поднял над островом советский флаг. А ведь в 1909 г. Канада, тогда еще доминион Великобритании, объявила, что все уже открытые земли к западу от Гренландии переходят в ее собственность.
Теперь формально спора по этому острову нет. С начала 90-х на нем перестал работать советский радар, а с 2003-го он стал безлюдным. Интересно, что остров Врангеля - государственный природный заповедник и объект под охраной ЮНЕСКО. И пока непонятно, как нынешнее появление российских солдат на острове согласуется со статусом заповедника и объектом под международной охраной. Российские военные молчат об этом. Зато хвастаются, что жилой комплекс будет собираться из модулей и с высоты птичьего полета будет выглядеть как звезда.
Канада первой отреагировала на действия России. Глава МИД Канады Джон Бэрд в интервью датской газете Berlingske заявил, что его страна "собирается встать на защиту своего суверенитета в Арктике и, если понадобится, применит силу". Пока же он верит, что с Россией удастся договориться миром, хотя реальных предпосылок к этому со стороны Москвы он не видит.
Как порезать
арктический пирог
Развертывание российских войск совпало с отправкой в Северный Ледовитый океан двух канадских ледоколов с научной экспедицией, по итогам работы которой Оттава планирует подтвердить права на арктический шельф за пределами своей 200-мильной экономической зоны. Так, 9 декабря прошлого года Канада фактически начала битву за Арктику, первой подав в Комиссию ООН по разграничению континентального шельфа заявку, в которой обосновывает "принадлежность хребта Ломоносова к канадскому шельфу", а также то, что Северный полюс попадает в район, окружающий подножие склона хребта.
Канада уже тогда заявила, что реализует свои права на континентальный шельф за пределами 200-мильной исключительной экономической зоны, и решение комиссии ООН нужно лишь для того, чтобы определить границы. Россия же ранее говорила о поиске некоего "консолидированного подхода по геологическому строению дна полярного бассейна" с Канадой и Данией, что позволит поделить его по справедливости. Сегодня миролюбия в риторике Москвы стало куда как меньше.
Напомним, что еще летом
2007 г. научная экспедиция отправилась на ледоколе "Россия" к Северному полюсу для "геолого-геофизических исследований в зоне сочленения хребта Ломоносова с шельфом морей Лаптевых и Восточно-Сибирского по обоснованию внешней границы континентального шельфа РФ". Самым громким результатом вояжа стало погружение на батискафе на рекордную глубину 4 км в районе Северного полюса, где ученные установили металлический российский флаг.
За рубежом реакция на это действо была крайне резкой. Представитель американского госдепа заявил, что даже если Россия покрасит весь хребет в цвета российского флага, это не будет означать ровным счетом ничего. При этом в Вашингтоне подчеркнули, что вопрос о границах шельфовой зоны является исключительно техническим и будет решаться международной экспертной комиссией на основе научных данных.
А тогдашний министр иностранных дел Канады Питер Маккей назвал российскую экспедицию "обычным шоу" и добавил: "Сегодня не XV век. Нельзя разъезжать по свету, устанавливать флаги и говорить: мы заявляем свои права на эту территорию!". Именно после этого инцидента Канада начала ежегодно проводить маневры своих войск в высоких широтах.
Страны Арктического совета (в него, помимо России, входят США, Канада, Дания и Норвегия) осудили действия Москвы. Согласно конвенции ООН по морскому праву 1982 г., страны имеют право предъявлять претензии на участки морского дна, находящиеся за пределами их 200-мильной зоны территориальных вод, если сумеют доказать, что их континентальный шельф геологически связан со спорной территорией. У любой страны после ратификации данной конвенции имеется в распоряжении 10 лет для предъявления своих требований. Соединенные Штаты, кстати, пока не ратифицировали эту конвенцию.
Однако у Соединенных Штатов не так все безоблачно на арктическом фронте. Американский госдеп полагает, что вопрос о разграничении Арктики был урегулирован 1 июня 1990 г. соглашением между СССР и США о линии разграничения морских пространств. Америка ратифицировала документ в сентябре 1991 г. Однако ни СССР, ни Россия в свою очередь этого так и не сделали.
Более того: в 2003 г. российские власти признали соглашение "противоречащим национальным интересам России". В Москве заявляют, что "на сегодняшний день какая-либо правовая основа для соблюдения Россией соглашения
1990 г. отсутствует, а значит, соблюдать его она не обязана". В общем, россияне полагают, что разграничения морских просторов между двумя странами нет.
По словам министра природных ресурсов и экологии РФ Сергея Донского научное обоснование российской заявки будет готово к ноябрю. После чего будет определена дата передачи ее в ООН. В случае признания расширения границ континентального шельфа, Россия получит не только контроль над морским пространством. У нее появится право на разработку месторождений, объем ресурсов которых оценивается в 5 млрд т условного топлива.
"Газпром" и "Роснефть" с 2011 г. монопольно ведут здесь разведку и добычу нефти и газа. В апреле т.г. с платформы "Приразломная" "Газпром" наполнил нефтью первый танкер объемом 70 тыс. т. За 2014 г. планируется добыть не менее 300 тыс. т нефти. А 9 августа "Роснефть" начала разведочное бурение на самой северной своей скважине "Университетская" в Карском море. За этим событием Путин наблюдал в режиме телемоста.
Но проблема для Москвы заключается в том, что у российских компаний нет собственных технологий добычи в Заполярье. Поэтому подрядчиками в этих проектах выступают Royal Dutch Shell, а также ExxonMobil и Statoil. Дальнейшая судьба этих проектов может оказаться под вопросом, поскольку введенные ЕС и США санкции уже коснулись поставок в Россию оборудования для бурения в районах вечной мерзлоты. Таким образом, даже застолбив себе кусок Арктики, нарастив там военное присутствие, Россия может оказаться неспособной воспользоваться открывшимися перспективами освоения региона.