Можно смело сказать, что сербы вполне искупили свою вину перед албанцами, погибшими в межэтнических столкновениях середины 90-х, двумя месяцами бомбардировок Югославии в 1999 году. Угроза широкомасштабного этнического противостояния в Косово снята с повестки дня исходом из края большей части самих сербов. Резонно было бы также предположить, что отставка, арест, суд и наконец смерть Слободана Милошевича стали достаточным наказанием за все содеянное режимом бывшей СРЮ против граждан собственной страны. Но похоже... все-таки, нет. В югославской драме последним аккордом по замыслу великого невидимого режиссера должна стать, судя по всему, именно «сепарация» Косово от Сербии, превращение края де-факто, а затем и де-юре в независимое государство... с одновременным лишением сербов части того, что делает их, собственно, нацией. Этот жестокий, циничный, при этом вполне логичный, но абсолютно не укладывающийся в каноны международного права финал будет таким же захватывающим, как и все события, которые два последние десятилетия сотрясают Балканы.
10 декабря уже не войдет в историю как день начала финальной фазы балканского конфликта. В этот день Белград и Приштина в очередной раз за последние полтора года переговоров констатировали: несоответствие их позиций настолько серьезны, что шансов на компромисс нет. Каждый остался при своем, а следовательно, тема определения будущего политического статуса сербской провинции Косово после полугодичного перерыва снова возвращается в Совет Безопасности ООН и становится на ближайшую неделю основной головной болью для заседающих там дипломатов, великих держав — постоянных членов и лично генсека организации Пан Ги Муна. Заседание по этому вопросу уже внесено в планы Совбеза на утро 19 декабря. Заметим, что в прошлый раз именно дебаты в Совбезе позволили еще на полгода затянуть в целом безрезультатный переговорный процесс.
Впрочем, этот тайм-аут не был совершенно бесполезным. ООН направило в край свою миссию, чтобы на месте подготовить отчет о состоянии выполнения условий резолюции СБ ООН №1244 1999 года и на этой основе выработать новую резолюцию об определении статуса Косово, которая бы соответствовала ныне действующим международно-правовым актам по данному вопросу, а не опиралась бы только на «план Ахтисаари» — проект бывшего финского президента, использовавшего мандат ООН для создания плана постепенного отделения Косово от Сербии.
Новый документ в начале декабря был подготовлен и передан Генеральному секретарю ООН. В нем говорится, что ни одна из сторон не хочет идти на уступки в основном вопросе. Власти Косово продолжают настаивать на независимости края, а Сербия отказывается ее предоставлять. Российская сторона выступает за продолжение переговоров по статусу Косово, несмотря на неудачные результаты последнего раунда. Россия считает, что провозглашение независимости сербского края вызовет цепную реакцию в сепаратистских регионах по всему миру. Подорвет устои международного права. Россия настаивает на том, что решение косовской проблемы должно содержать компромиссы с обеих сторон. Представители США в ООН уже заявили, что их взгляды диаметрально противоположны российским. Они не поддержат резолюцию о продолжении диалога, поскольку считают его возможности исчерпанными, и объявили себя сторонниками «плана Ахтисаари» и «контролируемой независимости Косово». Возможно, здесь и проляжет основная линия конфликта в следующую среду в Совбезе ООН между Россией, Китаем с одной стороны и США и ее союзниками из Европы с другой. При этом Европейский Союз, похоже, смирился, что бремя развала Югославии в целом и последствия независимости Косово в частности именно ему придется взвалить на свои плечи — в военно-политическом (в паре с НАТО) и, что немаловажно, социально-экономическом аспекте.
За Косово заплатит Европа
За прошедшие месяцы Европейский Союз неожиданно активизировал свою балканскую политику, хотя его позиция еще в начале года была размытой. Усилиями верховного представителя ЕС Хавьера Соланы Брюссель поставил на повестку дня вопрос о вероятном признании Косово как независимого государства. И несмотря на то, что кулуарная дискуссия европейских дипломатов была порой очень жесткой (а ряд стран долго сопротивлялись и не желали присоединяться к мнению большинства), практически все уже высказались в пользу дарования албанскому краю перспектив стать независимым государством даже без соответствующей резолюции ООН. И уже на этой основе говорить о евроинтеграции Косово в Евросоюз вкупе с остальными бывшими югославскими республиками.
В Брюсселе уверовали, что только так возможно сгладить последствия десятилетий неприязни между албанцами и сербами. Но пока именно Европа спровоцировала новый виток напряженности вокруг Косово, когда на своем заседании в понедельник министры иностранных дел стран ЕС договорились об отправке в Косово собственной гражданско-полицейской миссии в составе 1800 полицейских и юристов. По словам Хавьера Соланы, эта группа заменит ООНовскую администрацию уже в начале 2008 года, если на то будет мандат Организации Объединенных Наций.
Белград протестует против такого решения, назвав его несанкционированным началом практической имплементации плана Марти Ахтисаари. Сербские представители дали четкий сигнал, что прибытие этих людей на территорию Сербии не будет приветствоваться. А Евросоюз должен осознавать всю ответственность за возможное резкое ухудшение отношений между Белградом и Брюсселем в случае попыток воплотить задуманное без санкции ООН и согласования с сербскими властями.
Тактические уловки Белграда
В преддверии заседания Совбеза ООН сербский премьер Воислав Коштуница предложил, чтобы Сербия самостоятельно продолжила переговоры с косовскими албанцами на своей территории, а также заявил о готовности вести их в самом Косово. То есть перевести процесс решения косовской проблемы из сферы большой внешней политики во внутриполитическую. Апеллируя к международному праву, сербы уже практически на целый год отсрочили окончательную развязку. Напомним, что албанцы Косово не хотели ждать с независимостью долее конца 2006 года, сербы же надеются, что им удастся продержаться еще какое-то время.
12 декабря в стране после долгих дебатов было объявлено о президентских выборах 20 января 2008 года с возможностью проведения второго тура 3 февраля. Как заявил спикер сербского парламента Оливер Дулич, дата была специально выбрана исходя из того, что до этого срока албанцы Косово не объявят о независимости. В противном случае они бы таким образом обеспечили приход к власти в Сербии президента-реваншиста, для которого основной и первейшей задачей стало бы как раз возвращение Косово в состав Сербии «любыми методами». Даже в сербской правящей коалиции такую привязку восприняли неоднозначно (Коштуница просил Скупщину дождаться результатов обсуждения косовского вопроса в СБ ООН 19 декабря), но в целом согласились с тем, что выборы необходимо провести как можно раньше. Напомним, что в прошлом году благодаря парламентским выборам в Сербии Белград сумел отложить дату вынесения «плана Ахтисаари» в СБ ООН, на которых настаивал сам финский дипломат.
Кроме того сербский парламент в начале месяца принял новые законы об обороне, специальных службах и внешней политике, которые наряду с конституцией усиливают правовое поле страны для проведения последовательной внутренней политики в вопросе Косово. О том, что такая политика у Белграда есть, свидетельствует решение сербского правительства открыть в городе Митровица в северной части Косово свое представительство для защиты интересов граждан страны, проживающих в этом районе. Такое решение не на шутку взволновало и разозлило власти в Приштине. Они более всего боятся, что в случае провозглашения независисмости края сербские анклавы объявят о присоединении к Сербии и превратят албанское государство в некое подобие лоскутного одеяла. Провокационным актом назвала открытие представительства Сербии в Косово и миссия ООН в крае (хотя ничего противозаконного в этом нет). Однако там почему-то считают, что усиление сербского присутствия осложнит ситуацию в регионе накануне грядущих событий. Впрочем, по ныне действующей резолюции ООН по Косово, Сербия имеет возможность ввести на территорию края свои полицейские формирования, а по согласованию с ООН и НАТО даже войска, если посчитает, что находящийся там ныне 16-тысячный миротворческий контингент не справляется со своими задачами по обеспечению мира и стабильности. Однако в перечне возможных контрмер Белграда это крайность, которая может привести к новой войне.
По мнению президента Сербии Бориса Тадича, самое правильное, что могут 19 декабря сделать члены Совета Безопасности ООН — передать вопрос о правомерности независимости Косово в Международный суд. Белград дает понять, что такое решение для него было бы более важным, нежели результат очередного перетягивания каната в стенах ООН.
В общем, если сербам и в дальнейшем будет удаваться находить различные лазейки и процедурные уловки в международном праве, то, наверное, для Белграда это будет наиболее выгодная и вероятно единственно возможная на данный момент тактика поведения для сохранения по Косово существующий статус-кво. Однако в целом это проблемы не решает.
Позиция албанцев
Албанцы Косово уже который раз оказываются заложниками всех вышеописанных хитросплетений как мировой, так и местной балканской политики. Пообещав в день срыва последнего раунда переговоров с сербами провозгласить независимость 10 декабря, албанцы теперь вынуждены снова взять свои слова обратно и ждать.
Похоже, они уже научились соизмерять цену, которую им пришлось бы заплатить в случае односторонних и по сути незаконных действий по провозглашению независимости края. За последние месяцы (особенно с момента последних дебатов по Косово в Совбезе ООН в апреле-мае) следует отдать должное албанским политикам: они в полной мере осознали пагубность такого шага, если он хотя бы минимально не будет иметь видимости легитимного акта. Теперь в Приштине говорят, что независимость будет провозглашена только при условии, что ее поддержат США и ЕС (значит, это уже не могло быть сделано до 14 декабря, пока свою позицию не определил Евросоюз). Приштина решила подождать до заседания Совбеза ООН 19 декабря, и уже по итогам мнений, высказанных в Нью-Йорке, принять решение.
Видимо, именно это имел в виду президент косоваров Фатмир Седжиу, заявив в среду 12 декабря, что «от даты провозглашения независимости нас отделяют несколько дней». Зажигая новогоднюю елку в Приштине, он сказал, что «Косово вскоре сможет официально присоединиться к западно-европейским идеалам». Возможно, он таки очень оптимистично оценивает вероятный исход предстоящих дебатов по Косово в Совете Безопасности ООН и надеется, что именно они сделают легитимным акт провозглашения независимости края. Ранее, однако, представители косовских албанцев отмечали, что все их действия будут координироваться с Вашингтоном и Брюсселем и независимость не будет провозглашена, пока Приштина не получит четкого сигнала мирового сообщества или, по крайней мере, его части, о готовности признать независимость края. Следовательно, в этом вопросе не должно быть неожиданностей, тем более эксцессов, включая акты насилия и т.п. В данных условиях они бы очень не понравились международным спонсорам косовской независимости, а значит, все должно пройти чинно и без спешки.
Так что, очевидно, более правы те, кто ожидает формального появления независимого Косово в первые месяцы 2008 года. Так, 27 ноября в Китае была обнародована информация, которую там якобы получили от МИД Франции о провозглашении независимости Косово в феврале. При этом по данным заведующего сектором Восточной Европы Института Евразии при Госсовете КНР Ма Сипу, сначала Косово признают страны Европы, потом мусульманские государства и, в конце концов, США, которые до последнего времени будут делать вид, что являются как бы сторонним наблюдателем и им не принадлежит роль главного режиссера косовской независимости.
«Мы сделаем это не позже мая» — отмечают в албанском правительстве в Приштине. Правда, там не уточняют, удастся ли к тому времени разрешить все существующие противоречия вокруг косовской проблемы или же к тому времени все (албанцы, сербы, ООН, Россия, США и ЕС) настолько устанут от бесплодных мирных инициатив, что уже будут готовы заплатить полную цену косовской независимости.