«Если мы будем давать паспорт каждому, кто утверждает, что он не ест свинину, мы вызовем настоящее наводнение, в котором сами же и потонем...»
Эти слова принадлежат сотруднику израильского консульства в Пекине. Основанием для столь резкого высказывания стало то обстоятельство, что в последнее время в посольство и консульство Израиля в Пекине поступило немало формальных обращений с просьбой выдать разрешение на постоянное проживание в Израиле тем, кого можно было бы назвать потомками «древних китайских евреев». Некоторые их них ссылаются на свои «права», которые им якобы предоставляют израильские законы о «возвращенцах», разрешающие каждому еврею жить на его «исторической родине».
У этой необычной — а для израильских дипломатов в Пекине деликатной — ситуации своя давняя и малоизвестная история. В ней смешались воедино география и коммерция, традиции и верования, а в последнее время к этому сплаву добавилась еще и политика.
Предание гласит, что примерно 1000 лет назад, следуя Шелковым путем, из района Среднего Востока в Китай прибыла группа торговцев-евреев. Получив разрешение китайских властей, они обосновались на севере страны в Кайфыне, бывшем тогда столицей императорской династии Сун. Переселенцы выстроили синагогу, обращенную «лицом к Иерусалиму», молились в ней на своем языке, совершали обряд обрезания новорожденным сыновьям и соблюдали законы еврейской диеты. Шли века. Еврейская община Кайфына сохранялась, росла ее численность, достигшая к концу прошлого столетия пяти тысяч человек. Правда, уже к тому времени кайфынские евреи в значительной степени ассимилировались китайской культурой, утратили свою национальную самобытность, и сегодня во всей провинции Хэнань не сохранилось материальных свидетельств далекого прошлого еврейской общины. Хотя и поныне потомки «тех евреев» хранят небольшую коллекцию исторических реликвий и отмечают даты «своей истории».
Тем не менее в последние годы в связи с происходящими в Китае экономическими реформами в истории кайфынской общины открылась новая глава. Сегодняшние правители города с 500-тысячным населением вместе с потомками евреев-переселенцев надеются использовать связи последних с иудаизмом, сохраняющиеся по сю пору, чтобы привлечь сюда, в глухой угол Китая, иностранные инвестиции. Конкретные шаги в этом направлении выразились в том, что, во-первых, городские власти одобрили идею создания «Особой зоны экономического развития для заокеанских евреев», и, во-вторых, «заокеанские евреи» были приглашены для изучения таких возможностей.
Такова экономическая сторона «проблемы кайфынских евреев». Обнажилась и ее оборотная сторона — политическая, отчетливо проявившаяся в своих двух аспектах — внешнем и внутреннем.
После того, как между Израилем и Китаем были установлены дипломатические отношения, Кайфын посетили (в 1992 году) несколько еврейских делегаций из-за рубежа. Поскольку никаких деловых соглашений заключено не было, то, как иронически заметил в этой связи лондонский еженедельник «Экономист», «сверхчувствительные китайские службы безопасности заподозрили делегации в политико-пропагандистской деятельности». Кстати, к этому факту следует добавить и другой, не менее колоритный: когда в мае прошлого года потомки кайфынских евреев принимали у себя группу из 30 американских евреев, те же «сверхчувствительные» службы безопасности встречу прервали, а ее организатора объявили... «политически опасным элементом».
Но, пожалуй, более важным является внутренний аспект этой проблемы. Дело в том, что часть кайфынских евреев утверждает, что они не просто «исторические потомки евреев», а самые что ни на есть «настоящие, современные евреи». Некоторые из них, например, судья провинциального суда, получили формальное разрешение называть себя в документах личности евреями. Недавно они вторично обратились к центральному правительству в Пекине с просьбой признать еврейскую общину Кайфына в качестве национального меньшинства. Оказывается, 55 этнических групп, имеющих в Китае такой статус, пользуются существенными привилегиями — они получают от государства денежные субсидии, имею представительство в парламенте и освобождены от контроля (в Китае весьма строгого) за рождаемостью.
Однако и в этот раз кайфынским евреям в их просьбе было отказано. Государственная комиссия по делам национальностей заявила, что она не нашла в прошлом оснований для признания кайфынской общины в качестве национального меньшинства, не находит их и сейчас и потому не будет снова рассматривать этот вопрос. «Ассимиляция евреев Кайфына в китайскую культуру была полной, утверждают члены комиссии. — Каждый приезжий может в этом убедиться. В этих потомках древних евреев трудно обнаружить какие-либо следы таких черт, которые позволили бы говорить об их иностранном происхождении. Это правда, что некоторые из них воздерживаются есть свинину. Но во всем остальном их образ жизни — полностью китайский...»
Иными словами, китайское правительство четко выразило свою позицию в отношении потомков кайфынских евреев: они — китайцы. А как быть израильским дипломатам, аккредитованным в Пекине, которых подталкивают к тому, чтобы они признали правомерной претензию потомков «древних китайских евреев» на то, чтобы их считали «настоящими, современными евреями»? Во всяком случае до сих пор ни одна просьба из Кайфына разрешить проживание в Израиле удовлетворена не была.