Наверное, правы те молдавские наблюдатели, которые говорят, что вялотекущий процесс урегулирования приднестровской проблемы начинает активизироваться лишь тогда, когда у кишиневского и тираспольского руководства возникают императивы, связанные с положением мандата власти. Общеизвестно, что и Петру Лучински, и Игорь Смирнов мечтают об очередных президентских сроках, об установлении в Кишиневе и Тирасполе президентских республик и, естественно, о соответствующих изменениях в конституциях. Правда, существуют и другие объяснения медленности переговорного процесса. Они связаны не только с неуступчивостью приднестровской стороны, никак не желающей потерять атрибуты своей независимости, но и с конфиденциальностью предлагаемых решений и принимаемых документов. В последнее время лед, кажется, тронулся, поскольку депутаты обеих стран договорились о парламентском контроле за переговорами, а это означает, что средства массовой информации получают новую возможность в их освещении.
Во вторник 16 мая в Тирасполе состоялся очередной раунд переговоров, и на сей раз в столицу самопровозглашенной Приднестровской республики вместе с президентом Лучински приехали спикер молдавского парламента Думитру Дьяков и премьер-министр Дмитру Брагиш. Естественно, что в переговорах взяли участие также представитель миссии ОБСЕ в Молдове В.Хилл и специальные представители президентов Российской Федерации и Украины.
Исходя из достигнутых ранее договоренностей, Кишинев предложил приднестровскому руководству свой проект специального статуса Приднестровской автономии в рамках единого государства. Согласно этому проекту, глава приднестровской администрации будет одновременно занимать должность вице-премьера в молдавском правительстве, а представителям Тирасполя будет обеспечено определенное число мест в молдавском парламенте. К сожалению, приднестровская делегация отвергла предложения молдавской стороны, предложив собственный проект. Таким образом, прежние разногласия, состоящие в основном в том, что Тирасполь желает оставить за собой субъективность международного права, не позволили достичь компромисса. Более спокойно проходили переговоры по экономическому блоку вопросов. Дискуссия затрагивала самый широкий спектр проблем, начиная с таможенных и заканчивая гарантиями для деятельности инвесторов, общего использования железных дорог, ремонта мостов и обеспечения энергетическими ресурсами.
После завершения переговоров П.Лучински заявил, что доволен их ходом, что обе группы экспертов будут продолжать работу на сей раз сообща с тем, чтобы к 30 мая подготовить общий проект о специальном статусе Приднестровской автономии.
Хотя позитивных сдвигов в последнем раунде переговоров между Кишиневом и Тирасполем достичь не удалось, приднестровские власти впервые позволили высокому официальному молдавскому лицу посетить известного узника и парламентария Илие Илашку. Во вторник ровно в 13.30 в камеру №13 к нему зашел спикер молдавского парламента Д.Дьяков. В Кишиневе и Бухаресте Илашку и еще троих его собратьев называют патриотами и политзаключенными, в Тирасполе — террористами и врагами Приднестровской республики. В 1992 году И.Илашку и его группу арестовали, а через год приговорили к смертной казни, но приговор не был приведен в исполнение, так как был бы оценен мировым сообществом как убийство по политическим мотивам. Впервые за восемь лет в камеру разрешили войти и операторам двух телеканалов молдавского телевидения, но запретили — газетчикам. Не обошлось, конечно, без политических заявлений. И.Илашку сказал, что официальный Кишинев, в частности президент Лучински, не сделал ничего, чтобы их освободили, и попросил Д.Дьякова рассмотреть этот вопрос в парламенте. По мнению И.Илашку, проблему Приднестровья Молдова не сможет решить до тех пор, пока будет рассматривать ее как локальный конфликт, а не как интервенцию против независимого Молдавского государства.