Тбилиси все же отважился силовыми средствами попытаться решить проблему Южной Осетии. В пятницу утром грузинские войска вошли в Цхинвали, заняв перед этим большую часть территории непризнанной республики. На момент сдачи статьи в номер еще не было известно, удалась ли грузинам их операция по восстановлению полного контроля центрального правительства над мятежной территорией. Пока, по поступающей информации, бои идут в самом городе и ряд районов Цхинвали уже заняты около 600 грузинскими военнослужащими.
В этой ситуации власти Южной Осетии обратились к руководству России с призывом прислать помощь. Именно от России, которая патронирует сепаратистские режимы в Абхазии и Южной Осетии, во многом зависит дальнейшее развитие ситуации. Пока российские миротворцы не вмешиваются в конфликт, хотя среди них уже есть потери. В то же время российский премьер-министр Владимир Путин заявил, что «агрессивные действия Грузии» в отношении Южной Осетии вызовут ответную реакцию. Примечательно, что в пятницу утром, по сообщению МВД Грузии, три российских самолета нарушили грузинское воздушное пространство. Один из них сбросил две бомбы на территорию, прилегающую к полицейскому участку города Карели.
В Северном Кавказе уже начался набор «добровольцев» для отправки в Южную Осетию. О том, что донские «казаки не могут остаться безучастными к судьбе братской республики», заявил их атаман Николай Сапелкин. Одновременно абхазские вооруженные подразделения выдвинулись к границе с Грузией.
Что же касается мирового сообщества, то оно, в том числе и Украина, призывает конфликтующие стороны отвести войска и сесть за стол переговоров. Примечательно, что Вашингтон использует достаточно мягкий тон в оценке ситуации в зоне грузино-осетинского конфликта. Совет безопасности ООН, собравшийся на экстренное заседание, так и не смог принять согласованное решение по происходящему вокруг Южной Осетии…
Нынешний кризис разгорелся неделю назад, когда был подорван автомобиль с грузинскими полицейскими неподалеку от Цхинвали, вследствие чего пять человек получили тяжелые ранения. После этого инцидента в ночь с первого на второе августа завязалась ожесточенная перестрелка, во время которой грузины и осетины использовали автоматическое оружие, гранатометы, минометы, орудия тяжелой артиллерии. Активное участие в обстреле принимали и снайперы. В итоге погибло шесть человек, а семнадцать получили ранения. В последующие дни было зафиксировано еще несколько масштабных перестрелок: грузины и осетины из артиллерии или снайперского оружия обстреливали территорию друг друга — деревни, полицейские блокпосты, позиции солдат.
На протяжении недели каждая из сторон конфликта обвиняла другую в обострении ситуации. Грузины, по словам представителя министерства обороны Грузии, были вынуждены открыть огонь в ответ на обстрел южноосетинскими военными группировками. Цхинвали же утверждал противоположное, в свою очередь обвиняя Тбилиси в начале боевых действий. При этом грузины подозревали, что непосредственное участие в перестрелке принимали и российские миротворцы.
А вот осетины решили обвинить Украину и Соединенные Штаты в поставках оружия Грузии: по словам президента непризнанной республики Эдуарда Кокойты, именно Киев и Вашингтон передали Тбилиси снайперские винтовки, которые использовались грузинской армией во время перестрелки. Однако г-н Кокойты так и не пояснил, что в действиях украинцев и американцев противозаконного. Ведь военно-техническое сотрудничество Украины и Грузии, длящееся вот уже более полутора десятков лет, проходит в рамках международного права.
После начала обострения ситуации в зоне грузино-осетинского конфликта из Цхинвали было эвакуировано много женщин и детей: по данным российской стороны, в первые дни перестрелок непризнанную республику покинуло около двух с половиной тысяч человек. Кроме того, в столицу Южной Осетии стало поступать только 25% необходимого количества воды. Южноосетинские власти заявляют, что это Грузия ограничила ее подачу. В то же время Тбилиси утверждает, что Цхинвали перекрыл подачу воды в грузинские села.
Но в Тбилиси также утверждали, что не планируют начинать военные действия. И хотя в грузинской столице на протяжении всей последней недели и заявляли, что нельзя оставлять власть «криминальным режимам», тем не менее, там звучали призывы за столом переговоров обсудить вопрос урегулирования конфликта, а также формат миротворческой миссии.
В самом Цхинвали не отказывались от переговоров. Но предлагали это сделать в рамках Смешанной контрольной комиссии по урегулированию грузино-осетинского конфликта, в состав которой входят сопредседатели из России, Грузии, Южной и Северной Осетии.
В Тбилиси же, помня о том, что в последнее время в рамках Смешанной комиссии никак не удавалось встретиться представителям сторон, этот формат называли неэффективным. И предлагали Цхинвали при посредничестве России начать прямые переговоры, исключив из них Северную Осетию. Однако власти непризнанной республики отказываются от такого варианта. В прошедший четверг грузины и осетины должны были встретиться в Цхинвали и обсудить пути выхода из кризиса. Но из-за несогласия относительно формата переговоров встреча так и не состоялась…
При том, что ситуация в регионе была крайне напряженной, эксперты сомневались, что дойдет до открытого вооруженного столкновения, тем более что в четверг Михаил Саакашвили, призвав к миру, отдал приказ подразделениям грузинской армии не открывать огонь. Похоже, что несмотря на собственные заявления, до последнего не верили в силовой вариант и власти непризнанной республики.
Но в ночь с четверга на пятницу ситуация кардинально изменилась: неожиданно для многих Михаил Саакашвили объявил в Грузии всеобщую мобилизацию и Тбилиси приступил к операции по наведению в Цхинвальском регионе конституционного порядка. Грузинские чиновники поясняли свое решение тем, что необходимо покончить с криминальным режимом в Южной Осетии. Кроме того, по словам госминистра по вопросам реинтеграции Темура Якобашвили, руководство Грузии было вынуждено принять адекватные меры для защиты мирного населения, поскольку «в течение последних часов сепаратисты осуществляли вооруженные нападения на мирное население сел региона и миротворцев, что вызвало крайнюю эскалацию обстановки».
Пока трудно прогнозировать дальнейшее развитие ситуации. Но уже сейчас очевидно, что решение югоосетинской проблемы добавит популярности Михаилу Саакашвили у себя в стране. Ведь восстановление суверенитета Тбилиси над территорией Южной Осетии и Абхазии было одним из его предвыборных обещаний.
Однако силовое решение грузино-осетинского конфликта несет для Саакашвили и его команды ряд угроз. Прежде всего, угрозу поражения. А такой результат будет иметь серьезные внутри- и внешнеполитические последствия для грузинского президента. Кроме того, как показывает опыт, решение подобных конфликтов силовым путем редко бывает бескровным. Но сумеет ли Тбилиси добиться своего малой кровью? Для грузин это крайне важно: количество погибших, прежде всего, среди мирных жителей, во многом определит и отношение к грузинской власти южных осетин, и отношение к ситуации мирового сообщества. Ведь применение силы в решении конфликтов не приветствуется им. Что, собственно говоря, и показала первая реакция ряда стран и международных организаций. Поэтому для Саакашвили важно заручиться дипломатической поддержкой своих действий. Если, конечно, это уже не было сделано ранее…
В сложившейся ситуации нельзя исключить и следующее: существует большая вероятность, что конфликт может выйти за рамки противостояния Тбилиси и Цхинвали. В Абхазии, например, очень внимательно наблюдают за тем, что происходило в последние дни на севере Грузии. В Сухуми хорошо понимают, что в случае удачного решения грузинским правительством проблемы с Южной Осетией следующей на очереди будет Абхазия. Но главное — какую позицию в дальнейшем займет Россия. Спикер Совета Федерации Сергей Миронов уже заявил, что после военной агрессии Грузии в отношении Южной Осетии есть повод рассмотреть обращение парламента Южной Осетии о статусе этой непризнанной республики.
Стоит помнить, что Москва традиционно рассматривает непризнанные республики как средство для усиления своего влияния в регионе и давления на Грузию. Поводом же для постоянного вмешательства в проблемы Тбилиси с сепаратистскими режимами является то, что многие жители Южной Осетии и Абхазии — это граждане Российской Федерации. К тому же, сохранение статус-кво Южной Осетии и Абхазии — один из элементов российской внешней политики, призванной воспрепятствовать членству Грузии в Североатлантическом альянсе и оставить эту страну в зоне влияния России. Поэтому уже сейчас для Тбилиси важно предложить жителям Южной Осетии программу, реализация которой позволила бы центральному правительству получить поддержку среди местного населения.
Но пойдет ли Кремль на открытое вооруженное столкновение с Грузией ради «защиты российских граждан»? Или дело ограничится неофициальной поддержкой «добровольцев», сражающихся на стороне Южной Осетии, и жесткой позицией на мировой арене? Ответы, которые даст Кремль уже в ближайшие дни, определит дальнейшую конфигурацию сил в Южнокавказском регионе. Равно как и то, удастся ли сохранить мир на Кавказе.