Карабаху снова грозят войной?

30 июля, 2004, 00:00 Распечатать Выпуск № 30, 30 июля-6 августа 2004г.
Отправить
Отправить

Решительный настрой Михаила Саакашвили восстановить территориальную целостность Грузии передался, по-видимому, и азербайджанскому президенту...

Решительный настрой Михаила Саакашвили восстановить территориальную целостность Грузии передался, по-видимому, и азербайджанскому президенту. Ильхам Алиев намедни выразил готовность вернуть Нагорный Карабах военным путем, если мирный себя не оправдает. Столь резкое заявление официального Баку спровоцировало кавказское турне сопредседателей Минской группы ОБСЕ — Стивена Манна, Юрия Мерзлякова и Анри Жаколена, а если быть еще более точным, то заявление ее российского представителя о том, что «Карабах и оккупированные территории — разные вещи».

В азербайджанской столице словесный выпад Мерзлякова расценили как попытку «тройки» навязать Баку свой вариант мирного договора. С соблюдением в нем интересов Еревана. «На этот раз интересы США, России и Франции, олицетворяющих Минскую группу ОБСЕ, совпали», — констатируют последователи идей Гейдара Алиева.

На первый взгляд столь безапелляционное суждение звучит довольно странно: ни Франция, ни тем более США никогда не были ярыми сторонниками «молодого государства, добивающегося своего международного признания» (цитата из официального сайта министерства иностранных дел Нагорно-Карабахской Республики). Скорее наоборот: после подписания в 1994 году так называемого «контракта века» Вашингтон не раз уличали в проталкивании азербайджанской позиции по Карабаху. Что, впрочем, и понятно: у Еревана был свой «опекун». Пророссийская ориентация якобы нацеленной на ЕС Армении до сих пор остается головоломкой для западных столиц.

Правда, это вовсе не мешает заокеанским стратегам протестировать российско-армянский тандем на прочность. Что они, по сути, делают сегодня. Накануне палата представителей Конгресса США большинством голосов приняла постановление, которым одобрила равную сумму военно-финансовой помощи как для Азербайджана, так и для Армении. Одним словом, если раньше Баку мог рассчитывать на сумму в восемь миллионов, а Ереван довольствовался лишь двумя, то теперь оба государства пополнят свой бюджет пятью миллионами. Столько же — правда, в виде гуманитарной помощи — решено выделить и Карабаху. Кроме того, конгрессмены поддержали инициативу предоставить Армении еще 65 миллионов долларов в следующем году.

Другой щекотливый момент — предпринимаемые США попытки примирить Ереван с Анкарой. Ходят слухи, что в последнее время американские дипломаты стараются добиться от Турции согласия на открытие границы с Арменией. Американцам подыгрывает и Роберт Кочарян: в знак протеста против закрытия границы он демонстративно проигнорировал приглашение посетить стамбульский саммит НАТО. Понятно, что такие миротворческие усилия Вашингтона в Азербайджане не поощряют. В Баку опасаются: как только армяно-турецкий кордон будет открыт, достичь компромисса с Ереваном по статусу Нагорного Карабаха станет невозможно.

Но кто же все-таки стоит за столь внезапным желанием Белого дома подсобить верному союзнику Москвы? У экспертов на сей счет один ответ: армянское лобби в США. Так, например, авторство законопроекта о равной финансовой помощи Еревану и Баку принадлежит ярому поборнику армянских интересов в Соединенных Штатах Фрэнку Паллоне. В Азербайджане это прекрасно понимают. «Армяне, являющиеся гражданами Соединенных Штатов, еще в 70-е годы проходили стажировку в американском Конгрессе. Мы только сейчас пытаемся навести мосты», — приходилось слышать от тамошних политиков.

Правда, сегодня взоры армянской диаспоры обращены уже не к Конгрессу. На носу президентские выборы, и армянам важно, чтобы главный пост в США достался кандидату от Демократической партии. «Джон Керри всегда отличался, скажем так, проармянским настроем», — довольно часто за последнее время звучало в интервью отдельных американских сенаторов, замеченных в связях с армянской общиной США.

Между тем эксперты не исключают, что нотки недоверия в диалоге Вашингтона с Баку — не что иное, как результат внешнеполитических колебаний нового азербайджанского руководства. В аналитических кругах США уже наверняка успели «зафиксировать» количество визитов российских политиков, наведывающихся «в гости к Ильхаму». Только за последний месяц их засветилось в Баку добрый десяток.

Ну а полным сюрпризом для всех стал визит в Азербайджан посла России в Украине Виктора Черномырдина. Журналистам Виктор Степанович отрапортовал скороговоркой, что заехал в Баку по пути в Германию «вместе с супругой с частным визитом в рамках своего отпуска, по приглашению друзей». Однако после таинственного появления Черномырдина на берегах Каспия тут же поползли слухи о его возможном назначении на должность посла РФ в Азербайджане (скоро истекает срок пребывания на этой должности нынешнего главы дипломатической миссии РФ Николая Рябова). Насколько это соответствует действительности — судить пока рано. Однако уже сейчас в кулуарах азербайджанских профильных ведомств твердят: лучшего куратора в нефтяном бизнесе и посредника в карабахском урегулировании, чем Черномырдин, Путину просто не сыскать.

Возможно, в кругу российских «друзей семьи Алиевых» азербайджанские власти ищут ответ на вопрос: как быть с двумя миллионами их соотечественников (а это четверть всего населения республики), которые на сегодняшний день проживают в России? А может, через кремлевских эмиссаров они пытаются выяснить, что же на самом деле имел в виду сопредседатель Минской группы ОБСЕ Юрий Мерзляков под «серьезными, почти революционными изменениями», которые могут произойти в армяно-азербайджанских отношениях уже в ближайшем будущем.

Вряд ли российский дипломат имел в виду прорыв в переговорном процессе. Какое может быть дипломатическое чудо, если азербайджанские власти отказываются выдавать въездные визы армянским представителям для участия в семинаре НАТО; Армения блокирует план, который бы позволил открыть железнодорожное сообщение через Нахичевань в Ереван в обмен на освобождение оккупированных вокруг Карабаха районов; азербайджанский офицер убивает своего армянского коллегу на международной конференции в Будапеште, а на границе двух республик даже в мирное время каждый год погибают 200—250 человек в результате перестрелок и пуль снайперов?

И пока все это происходит, Нагорно-Карабахская Республика обрастает все новыми атрибутами государственности. На очереди — введение собственной валюты. Если верить азербайджанской газете «Эхо», то карабахские власти уже начали ее печатать. Причем не где-нибудь, а в Австрийской государственной типографии, выигравшей конкурс на лучший дизайн евро. Приходилось слышать и другое: благодаря стараниям армянской диаспоры Степанакерт сегодня в некоторых вопросах даже опережает Ереван (это, например, касается компьютеризации школ). Непризнанной республике также удалось открыть свои представительства в девяти странах мира.

При таком бурном развитии властям Нагорного Карабаха, очевидно, просто некогда вникать в миротворческие планы, все чаще предлагаемые извне. Один из них — использование так называемой аландской модели. Как известно, Аланды представляют собой восемь тысяч небольших и совсем маленьких островов в составе Финляндии, населенных шведоговорящим населением. Это оно, вдохновившись в 1917 году «разводом» Хельсинки с Москвой, решило воспользоваться правом на самоопределение и присоединиться к Швеции. Конфликт был исчерпан в 1921 году, когда Лига Наций приняла решение территориально закрепить эти острова за Финляндией, одновременно предоставив им модель самоуправления, которая ни разу с тех пор так и не применялась.

Упомянутый вариант решения карабахской проблемы уже всплывал на поверхность в середине девяностых. Дипломатам об этом напоминает расхожая шутка, как, пребывая на Аландах, нынешний президент и тогдашний министр иностранных дел НКР Аркадий Гукасян сказал своему азербайджанскому коллеге: «Модель замечательная, но вы же не финны». Тофик Зульфугаров, бывший глава внешнеполитического ведомства Азербайджана, не растерялся: «Да, конечно, но и вы не шведы, товарищи армяне».

Сегодня аландская модель — предмет обсуждения в Европейском Союзе. С подачи докладчика по Южному Кавказу Пера Гартона дискуссии на сей счет состоялись в Европарламенте. Дальше — слово за представителями Минской группы ОБСЕ и решение за Алиевым и Кочаряном.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Текст содержит недопустимые символы
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Осталось символов: 2000
Отправить комментарий
Последний Первый Популярный Всего комментариев: 0
Показать больше комментариев
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот коментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК