Саммит Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), состоявшийся в конце прошлой недели в Самарканде, оказался одновременно и более, и менее интересным, чем ожидалось. С одной стороны, никаких особенно важных решений принято не было (не считать же таковым принятие в ряды «шанхайцев» Ирана), с другой — впервые с начала пандемии за границы КНР выехал Си Цзиньпин, состоялись встречи Путина с лидерами КНР и Индии. Организационные и протокольные аспекты визитов, да и самого саммита, оказались едва ли не более знаковыми, чем суть переговоров и принятых решений. Четыре зафиксированных камерами случая, когда Путин ждал своих визави на переговоры, не могли не привлечь внимания — ранее именно российский президент заставлял всех ждать. По мнению подавляющего большинства экспертов, которым удалось выйти за рамки двух весьма осторожных фраз, прозвучавших во время встреч Путина с Моди и Си Цзиньпинем по поводу войны в Украине, саммит стал провальным для Путина и достаточно значимым для Пекина.
При этом едва ли не впервые со времен установления «безграничной дружбы», со стороны Китая была сделана решительная попытка «не заметить» Путина и его участия в саммите. Об этом свидетельствуют и крайне скупые детали переговоров, и комментарии СМИ КНР для внутренней аудитории. Если российские пропагандисты, как обычно, говорили о важной роли ШОС в построении «справедливого» мирового порядка и лидерстве РФ в этом плане, то китайские источники едва упомянули, и то во второстепенном порядке, о встрече Си Цзиньпина с президентом России. В то же время другим контактам лидера КНР уделялось достаточное внимание. Например, известно о подписании контрактов на 15 млрд долларов между КНР и Узбекистаном. Разумеется, до дистанцирования КНР от РФ еще очень далеко, однако договор о строительстве «Силы Сибири-2», который, по словам Путина накануне саммита, был готов, подписан не был, а встреча РФ—КНР состоялась после знакового визита лидера КНР в Казахстан.
В Астане из уст Си Цзиньпина прозвучали недвусмысленные предупреждения тем, кто может покуситься на суверенитет Казахстана (кто бы это мог быть?), что Китай подобного не допустит. Кроме того, накануне саммита Китай и Индия отвели войска от спорных участков границы в Гималаях с целью деэскалации. Россия очень хотела быть тому посредником, но обошлись без нее. Деэскалация важна еще и потому, что в следующем году в ШОС председательствует Индия. Похоже, Китай решительно берет «шанхайцев» в свои руки. Си Цзиньпин однозначно получил положительный эффект от саммита накануне важнейшего 20-го Всекитайского съезда КПК 16 октября, на котором он, вполне вероятно, будет избран лидером КНР на третий срок. Он выглядел уверенно, был в центре внимания и ни в чем не поступился интересами Китая.
Однако тактические цели и результаты являются лишь частью стратегической перспективы формирования на базе ШОС альянса государств, которых не возьмут ни в ЕС, ни в НАТО, но которые тоже ищут удобную «среду обитания» в нынешнем неспокойном мире. И вот именно этот аспект является наиболее интересным с точки зрения формирования будущего мирового порядка. ШОС существует с 2001 года, но до сих пор эта организация не доставляла особых хлопот странам Запада. Однако в этот раз было заявлено о значительно более широком круге участников, а в своем выступлении глава КНР, к слову которого все внимательно прислушиваются, призвал заинтересованные государства «полноценно реализовать Дорожную карту по постепенному увеличению доли национальных валют во взаимных расчетах, активизировать работу по созданию системы трансграничных платежей в нацвалютах, по созданию Банка развития ШОС в интересах ускорения региональной экономической интеграции». Учитывая, что РФ уже «сдала» Китаю значительную часть своих валютных сбережений, переведя их в юани (неудивительно, что теперь экспорт КНР в РФ резко растет), это крайне опасная для мировой экономики тенденция.
Итак, к числу членов ШОС — России, Индии, Китаю, Киргизии, Таджикистану, Пакистану и Узбекистану присоединился Иран, начат процесс в отношении Беларуси. Страны-наблюдатели Афганистан и Монголия, страны-партнеры Азербайджан, Армения, Камбоджа, Непал, Турция и Шри Ланка. «Партнерами» также изъявили желание стать Египет, Катар, Саудовская Аравия, Бахрейн, Кувейт, ОАЭ, Мальдивы и Мьянма. В Самарканде Реджеп Тайип Эрдоган заявил о желании Турции стать полноправным членом ШОС.
Таким образом, ШОС имеет потенциал к резкому увеличению числа своих членов. В то же время по количеству внутренних конфликтов эта организация начинает напоминать дисфункциональную ОЧЕС. Одновременное присутствие Индии и Пакистана, Турции, Азербайджана и Армении, Таджикистана и Киргизстана, Катара и Саудовской Аравии вполне способно де-факто, если не де-юре, парализовать работу ШОС в перспективе, когда все «партнеры» и «наблюдатели» станут «членами». Неясны цели Турции, которая давно и активно выстраивала собственный круг друзей в Центральной Азии и на Кавказе. Также довольно неожиданно выглядит мощное присутствие ближневосточных монархий, контролирующих значительную часть нефтегазовых рынков. Вполне возможно, что столь пестрая палитра государств, ассоциирующих себя с ШОС, свидетельствует об их стремлении стать частью многостороннего механизма, в рамках которого возможно решение их внешнеполитических проблем в условиях, когда другие институты отсутствуют или не работают.
В широкий круг ШОС входят несколько государств, которых в Москве рассматривают как потенциальных участников антиамериканского и антизападного альянса во главе с РФ. Это, разумеется, Китай, Иран, Беларусь и Мьянма. Председатель Думы Володин мечтал как-то, чтобы среди них также оказались Турция и Индонезия, что крайне маловероятно. В ШОС, по понятным причинам, не возьмут, но всегда будут помнить о Северной Корее, Россия, скорее всего, будет пытаться «протащить» и Сирию. Остальные потенциальные союзники РФ — Бразилия, Никарагуа, Куба, Венесуэла и группа африканских государств, увы, как писал русский классик, «иных уж нет, а те — далече”. В процессе формирования пророссийского «клуба самоубийц», а этой деятельностью Москва занята постоянно, все отчетливей становится отличие целей и средств, применяемых Россией, от реальных намерений решения глобальных проблем. В этом плане тот же Китай выглядит намного предпочтительней. Ставшие достоянием широких масс кадры, когда Эрдоган куда-то ведет под руку Путина, крайне показательны. Хотелось бы увидеть, как подобную фамильярность он бы проявил в отношении Си Цзиньпина. Хотя, конечно, возможно, что лидеру РФ было просто трудно идти после того, как президент Турции объяснил ему свое непонимание, почему даже первый реактор АЭС в Аккую после 13 лет мучительных потуг Росатома все еще не построен.
Прошедший саммит ШОС показал, что Китаю нужен мировой порядок — тот или иной, но порядок, а России порядок не нужен никакой. Единственная среда обитания, в которой Путин может влиять на мировые процессы, — это хаос, крепко замешанный на международной политической коррупции, масштабной дезинформации и пропаганде, устрашении неугодных и открытом терроризме против тех, кто посмеет сопротивляться. Любой порядок — однополярный, многополярный или основанный на международном праве и многосторонних организациях — серьезно уменьшает возможности РФ создавать проблемы цивилизованной части мира. Столетие отрицательной эволюции лишило ее интеллектуальных ресурсов, необходимых для работы на высоком уровне диалога, когда политические конструкции создаются «за» что-то, а не «против» кого-то, и основываются на компромиссе и качественной стратегической оценке реальности. Иначе сегодня мир выглядел бы иначе. А пока Китай пообещал обучить 2000 полицейских из стран-членов организации совершенно бесплатно. Бойтесь шанхайцев, дары приносящих…
Больше статей Сергея Корсунского читайте по ссылке.