Какие риски несет для Украины военное столкновение между Азербайджаном и Арменией?

ZN.UA Эксклюзив
Поделиться
Какие риски несет для Украины военное столкновение между Азербайджаном и Арменией? © STRINGER/AFP via Getty Images
Баку силовыми средствами подталкивает Ереван к мирному договору

На границе Азербайджана и Армении в очередной раз стреляют пушки и гибнут люди: в ночь с понедельника на вторник азербайджанцы в течение нескольких часов обстреливали армян из артиллерии.

При этом азербайджанские военные нанесли удары по армянским позициям не в Карабахе, а на территории самой Армении: были атакованы семь городов. И не только приграничные города, но и курортный Джермук. В результате Ереван обвинил Баку в попытке вторжения и обратился за помощью к ОДКБ. В свою очередь Азербайджан опроверг обвинения, заявив, что причиной столкновений с Арменией стала попытка армян заминировать участки между позициями подразделений азербайджанской армии и дорогой снабжения.

Несмотря на интенсивность обстрелов, до третьей азербайджано-армянской войны дело все же не дошло. Во вторник утром стороны заявили о возобновлении режима прекращения огня. Президент Азербайджана Ильхам Алиев заявил без излишней детализации, что на границе с Арменией достигнуты все имеющиеся на текущий момент цели, а ОДКБ решила направить миссию для оценки ситуации на армяно-азербайджанской границе и «выработки предложений по деэскалации возникшей напряженности».

Это уже не первое крупномасштабное столкновение двух стран после завершения войны в 2020 году. И, к сожалению, не последнее. Так, армяне сегодня утром заявили, что Азербайджан «возобновил наступательные действия» в направлении города Джермук и села Верин Шоржи, а азербайджанцы обвинили Армению в обстрелах позиций азербайджанских войск в Кельбаджарском и Лачинском районах.

Так что же происходит на границе Азербайджана и Армении? Чего добиваются Баку и Ереван? Кто основной бенефициарий от вспыхнувшего и тут же затухшего замороженного конфликта? Существует ли угроза новой азербайджано-армянской войны? И какие риски несет Украине эскалация конфликта?

Замороженный конфликт

Вторая карабахская война, длившаяся 44 дня, закончилась 10 ноября 2020 года подписанием трехстороннего азербайджано-армяно-российского заявления о прекращении огня. (С его полным текстом можно ознакомиться здесь.) Зафиксированные в трехстороннем заявлении компромиссные положения не завершили конфликт вокруг Карабаха, а лишь в очередной раз его заморозили. Тем не менее этот документ был как выгоден, так и невыгоден Азербайджану и Армении.

Пусть премьер-министр Армении Никол Пашинян, подписав заявление, и остановил страну от полного разгрома и сумел сохранить под зонтиком российских «миротворцев» сильно уменьшившиеся остатки «Нагорно-Карабахской республики» с центром в Степанакерте. Платой за это стало падение рейтинга политика и усиление позиций карабахского клана. Но несмотря на последовавший внутриполитический кризис Пашинян сумел сохранить свой пост в результате досрочных выборов.

В свою очередь президент Азербайджана Ильхам Алиев достиг практически всего, что Баку требовал на переговорах с Ереваном в последние четверть века. Он вернул контроль над районами, входившими в «пояс безопасности», добился возвращения временно перемещенных лиц, взял под контроль Шушу и не предоставил статус Карабаху. Негативным результатом военной кампании стало присутствие в регионе российских военных «для обеспечения безопасности армянского населения Карабаха».

Впрочем, пребывание двухтысячного российского контингента предусмотрено пятью годами. И хотя Баку и Ереван могут продлить пребывание российских «миротворцев», не факт, что в 2025 году азербайджанская сторона на это пойдет: в Азербайджане прикладывают максимальные усилия, чтобы к этому времени был подписан мирный договор с Арменией.

В безусловном выигрыше от второй карабахской войны оказались Россия и Турция. Хотя Анкара и не отправила свой миротворческий контингент в Карабах, но зато она усилила свои позиции на Южном Кавказе, продемонстрировав, что является ведущим игроком. Москва же, став посредником в соглашении между Азербайджаном и Арменией, показала, что сохраняет статус ведущего игрока в Южнокавказском регионе, получила рычаг воздействия на Баку и поставила Ереван практически в полную зависимость от себя.

Затянувшиеся переговоры

За два года, последовавшие после завершения второй карабахской войны, эмиссары Баку и Еревана не раз встречались, чтобы урегулировать отношения, в том числе и на высшем уровне. Последний раз Алиев и Пашинян встречались в Брюсселе 31 августа, и комментаторы в целом оценивают их как неудачные.

Переговоры проходят в условиях повышенной секретности при посредничестве Евросоюза и России. Известно лишь, что азербайджанские власти не собираются обсуждать статус Карабаха: для азербайджанцев это международно признанный регион Азербайджана. Но для Баку один из главных вопросов — открытие транспортных коридоров через Армению. Ильхам Алиев как-то даже заявил, что готов силой проложитьтранспортный коридор из Нахичеванской автономной республики (т.н. Зангезурский коридор).

Для Баку этот коридор важен, поскольку планирует использовать его возможности для усиления роли Азербайджана как транзитного хаба. В том числе и для транспортировки казахстанской нефти по железной дороге в обход России. (Напомним, что Москва в последние месяцы постоянно ограничивает объемы экспорта нефти из Казахстана в Европу.) Однако Армения всячески затягивает выполнение договоренности по Зангезурскому коридору: пожалуй, это единственный рычаг давления на Баку у армянского руководства.

Одновременно Ереван акцентирует внимание на правах и безопасности этнических армян Нагорного Карабаха, а также на необходимости определения статуса этой территории. Однако позиция властей вызывает тревогу у многих армян, опасающихся, что правительство Пашиняна готово пойти на серьезные уступки в вопросе статуса региона, согласившись на то, что он станет частью Азербайджана. Как следствие, в последние месяцы в Армении периодически проходят акции протеста с требованием отставки Пашиняна. Вот и сейчас в Ереване начался протест с требованием импичмента премьеру.

За месяцы переговоров азербайджанцы и армяне многократно обвиняли друг друга в невыполнении московских договоренностей. В этих условиях периодическое обострение на границе — часть тактики Баку по восстановлению контроля над Карабахом: в Азербайджане видят, что перед ним открылось окно возможностей. Ведь широкомасштабное вторжение России в Украину уменьшило военное присутствие Москвы в регионе и ограничило ее возможности оказывать военную и финансовую помощь Еревану.

Поскольку ситуация на российско-украинском фронте такова, что в Кремле сейчас не до проблем Южного Кавказа, то этим пользуются в Баку, силовыми средствами оказывая давление на Ереван, принуждая его пойти на азербайджанские условия по деоккупации Карабаха. Так, весной и летом произошли очередные обострения ситуации, после чего азербайджанские военные понемногу восстановили контроль над рядом населенных пунктов. А в августе взяли под контроль Лачинский коридор, связывающий Армению с Карабахом.

Эскалация на границе в ночь с 12 на 13 сентября полностью вкладывается в логику действий Баку. Ответить Еревану, кроме как дипломатическими инструментами, практически нечем. Ведь если Азербайджан уже восстановил свой экономический и военный потенциал после осенней кампании 2020 года, то Армения все так же слаба.

Как отмечают эксперты (в том числе и российские), в результате войны армянская армия утратила боеготовность, и на ее восстановление потребуются многие годы. Экономика Армении всегда зависела от помощи извне, а финансовые проблемы, связанные с войной, еще больше усугубили ситуацию в разных сферах, негативно влияя на развитие страны. Что же касается России и других союзников по ОДКБ, то на них рассчитывать Еревану не приходится.

Удобное статус-кво

Несмотря на периодические ожесточенные стычки и на азербайджано-армянской границе, и на линии размежевания в Карабахе, в украинской и западной экспертной среде полагают, что в ближайшее время замороженный конфликт вряд ли взорвется новой войной: сегодня в войне не заинтересованы ни Азербайджан с Арменией, ни Россия с Турцией. Наиболее вероятный сценарий — перманентное локальное обострение конфликта. Если обобщить аргументы экспертов, то они сводятся к следующему.

В Баку уверены, что смогут, используя силовые средства, принудить ослабленный Ереван к заключению мирного договора. К тому же Алиев стремится не преступать черту, пытаясь избежать прямой конфронтации с Москвой.

В Анкаре, где думают о том, как в условиях ухудшающейся экономической ситуации в стране поднять рейтинг Эрдогана и его Партии справедливости перед выборами в 2023 году, пытаются через внешнеполитические шаги увеличить популярность политической силы президента. Впрочем, хотя Эрдоган и заинтересован в усилении позиции Турции на Южном Кавказе, но, скорее всего, улучшать электоральные перспективы он будет через конфронтацию с Грецией из-за островов в Эгейском море, а не через вооруженный конфликт Азербайджана и Армении.

Для Москвы же важно, чтобы конфликт между Баку и Ереваном тлел, но не разгорался: замороженный конфликт позволяет Кремлю и далее оставаться главным посредником. Новая же азербайджано-армянская война принесет новые реалии, и Москва вынуждена будет оказать своему союзнику военную и экономическую помощь (а эти ресурсы нужны и самим россиянам, увязшим в Украине), а также задействовать ОДКБ. Ведь отказ в помощи станет очередным репутационным ударом, символизирующим как угасание влияния России в Южнокавказском регионе, так и беспомощность ОДКБ.

Этот негатив никоим образом не компенсирует Москве то, что новая война снесет с премьерского поста Пашиняна (которого российское руководство не воспринимает из-за того, что он пришел к власти через «майдан», отстранив представителей «карабахского клана»). К тому же существует угроза, что начавшийся в Армении после отставки Пашиняна внутриполитический кризис будет иметь для России непредсказуемые последствия.

Что же касается интересов Украины, то нынешнее обострение на границе между Азербайджаном и Арменией пока не имеет последствий для нашей страны. Но для Киева существуют определенные риски в случае начала новой азербайджано-армянской войны.

Самое главное — часть внимания Запада будет отвлечена новым вооруженным конфликтом, поскольку США и ЕС будут вынуждены перенаправлять часть своих дипломатических ресурсов с российско-украинского фронта. Вспомним, как после 2014 года мир стал уделять все меньше внимания российско-украинской войне, концентрируясь, в том числе, и на проблеме сирийских беженцев. А уж армянское лобби постарается сделать все, чтобы тема Карабаха и Армении не ушла от внимания международного сообщества.

О том, что Россия может вмешаться в конфликт между Азербайджаном и Арменией, чтобы отвлечь внимание от Украины, предупреждает и госсекретарь США Энтони Блинкен. С другой стороны, Карабах — на периферии интересов Соединенных Штатов, а Вашингтону и Киеву важно, чтобы в условиях продолжающейся агрессии в нашу страну Москва расконцентрировала свои силы и внимание. А это Кремль вынужден будет сделать в случае новой азербайджано-армянской войны, перебрасывая свои оскудевающие людские и военные ресурсы на Южный Кавказ.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме