Из страны-гаранта в сторону конфликта?

Поделиться
В процессе приднестровского урегулирования все чаще фигурирует новый игрок — украинцы ПМР. Именн...

В процессе приднестровского урегулирования все чаще фигурирует новый игрок — украинцы ПМР. Именно на них ссылаются в Киеве, когда говорят о невозможности поддержать экономические санкции Молдовы в отношении Приднестровья. Официальный же Кишинев считает, что якобы заботой о многотысячной армии украинцев Левобережья власти соседней страны просто прикрывают свои бизнес-контакты с Тирасполем. Молдавский президент Воронин в этом настолько уверен, что позволил себе назвать украинских власть имущих зарвавшимися чиновниками, которые сидят на подкормке у приднестровских олигархов. А чтобы не казаться голословным, лидер молдавских коммунистов даже направил откровенное (по его собственным словам) письмо Виктору Януковичу. Правда, как стало известно «ЗН», никаких «конкретных фактов прямого соучастия представителей украинских властей в контрабанде на приднестровском участке молдавско-украинской границы» в послании нет.

На первый взгляд, понять настороженность кишиневских властей не так уж и трудно: Киев никогда не демонстрировал особых знаков внимания этническим украинцам в Приднестровье. Автору этих строк, например, не раз приходилось выслушивать в Тирасполе многочасовые лекции на тему пассивности Украины в приднестровском направлении. Это, кстати, несмотря на то что столица непризнанной ПМР сегодня мало чем отличается от среднестатистического областного центра в Украине — киоски с пивом «Оболонь» и шоколадом «Світоч», суржик на улицах и хиты Сердючки в маршрутках.

Тем не менее тираспольские власти искренне недоумевают, почему украинское Министерство образования и науки просит приднестровских коллег самостоятельно (и без лишнего шума) налаживать контакты с украинскими учебными заведениями, а в украинском МИДе указывают пальцем на Кишинев каждый раз, когда речь заходит о возможном открытии в Тирасполе генконсульства Украины. Или почему Киев так беспокоит судьба молдавских школ в ПМР, в то время как в поддержке извне остро нуждаются учебные заведения с украинским языком преподавания.

Немало вопросов и к украинским политикам, которые после каждой дегустации коньячной продукции тираспольского завода «Квинт» начинают поднимать тосты за независимость Приднестровья (лично слышала). А в преддверии нынешних президентских выборов, как известно, нашлись и такие, кто открыто предлагал присоединить Приднестровье к Украине и ввести туда наш миротворческий контингент. Очевидно, те отечественные полисимейкеры, которые пытаются создавать информационные поводы с помощью украинцев Приднестровья, не до конца понимают: это в Киеве мнение таких политиков, как Юрий Збитнев или Александр Ржавский, может остаться незамеченным, в ПМР каждое заявление в защиту Смирнова и компании воспринимают едва ли не как серьезную дипломатическую победу над Кишиневом.

Правда, самих приднестровских украинцев накануне выборов обычно интересует, смогут ли они на сей раз воспользоваться своим электоральным правом. Стоит заметить, что на последних президентских выборах на территории Приднестровья не был открыт ни один избирательный участок, а на парламентских — только один в Бендерах. Чтобы проголосовать, людям приходилось стоять в очереди по три—четыре часа, а некоторым преодолевать путь в 150—200 километров.

Ранее МИД Украины направил молдавской стороне ноту, в которой просил об открытии на территории РМ девяти избирательных участков. После многочисленных и довольно настойчивых напоминаний Киева в Кишиневе сию просьбу удовлетворили. Проявленную гибкость эксперты объясняют нежеланием молдавских властей оказаться в ситуации 2003 года: тогда во время парламентских выборов в Госдуму РФ Москва проигнорировала мнение Кишинева и открыла на территории РМ 17 избирательных участков. Тот же сценарий россияне обыграли и во время весенних выборов президента России.

Молдаване правы, когда говорят, что за нежеланием Киева поддержать экономические санкции РМ против Приднестровья стоят не только интересы 250 тысяч этнических украинцев. На самом деле старожилов Банковой и Михайловской не на шутку задело то, что блокировать грузы на приднестровском участке украинско-молдавской границы Кишинев начал в одностороннем порядке. Хотя международная практика в таких случаях предусматривает проведение двусторонних консультаций.

Молдавскому президенту должно быть известно, что из-за введения им воспитательных мер против Приднестровья грузы, обычно следовавшие из Украины через пункт пропуска «Кучурган», должны были в кратчайшие сроки перебрасываться за две-три сотни километров к пункту пропуска «Могилів-Подільський». И проблема не только в срыве временных графиков. За последние годы «Укрзалізниця» вложила в инфраструктуру пропуска «Кучурган» около 2 млн. долл. В Могилеве-Подольском аналогичных условий для прохождения грузов нет. По нашим данным, уже сейчас потери «Укрзалізниці» измеряются несколькими миллионами долларов.

Тем не менее у многих экспертов сложилось впечатление, что в западных столицах больше склонны доверять аргументам молдавской стороны. Вероятно, сказалось умение кишиневского руководства вовремя донести свою позицию. Как-никак, твердить о пособничестве Украины приднестровскому режиму Владимир Воронин начал еще три года назад. С конца 2001 года без упоминания «банды Смирнова» и тех, кто ее покрывает, для молдавской делегации не обходился ни один серьезный международный форум — будьто Генассамблея ООН или саммит НАТО.

Известный исследователь постсоветского пространства, старший научный сотрудник Института Европейского Союза по изучению вопросов в области безопасности (Париж) Дов Линч в интервью «ЗН» заметил, что политика Украины в приднестровском направлении «не всегда последовательна». «С одной стороны, Украина имеет наблюдателей в миротворческой операции, является гарантом переговоров и важным участником в них. В то же время контроль украинско-приднестровского участка границы, который является ключом к выживанию сепаратистского региона, достаточно проблематичен… На мой взгляд, Украине следовало бы приложить намного больше усилий, чтобы перекрыть весь нелегальный трафик из Приднестровья. Киев также должен рассмотреть возможность создания международной миссии по мониторингу этого участка границы. Это подтвердило бы абсолютное желание Украины стимулировать переговоры». Г-н Линч выразил в данном случае свое личное мнение, однако оно практически ничем не отличается от того, что говорят на встречах с украинскими дипломатами представители Европейского Союза.

Стоит заметить, что проведение ОБСЕ международного мониторинга на украинско-приднестровском участке молдавской границы не вызывает никаких возражений и у самого Киева. Неприемлемо для нас другое: чтобы наблюдение велось с украинской стороны границы. Примечательно, что именно на этом настаивают во время переговоров члены молдавской делегации. Кишинев, похоже, не смущает даже то, что для нахождения международных «контролеров» на территории Украины потребуется пересмотреть мандат миссии ОБСЕ в Молдове.

Между тем украинские дипломаты недоумевают: почему именно Украина должна стать главным союзником Воронина в укрощении «мафиозно-коррумпированного режима». «Сорок процентов приднестровского экпорта идет на Запад, сорок процентов — на восток от Украины, на саму Украину приходится только пятнадцать. Так кто на самом деле должен вводить санкции?», — вопрошал в разговоре с автором этих строк один из участников переговорного процесса.

Кроме того, если наши юго-западные соседи действительно так заинтересованы в контроле украинско-приднестровского участка границы, им следовало бы в срочном порядке начать его демаркацию. Однако, как стало известно нам из достоверных источников, на последних переговорах в Кишиневе предложение украинской стороны приступить к демаркационным работам в этой части кордона было встречено молдавской стороной без особого энтузиазма.

С другой стороны, бить себя кулаками в грудь, заверяя, что никакого отношения к теневому бизнесу с Приднестровьем украинские предприниматели не имеют, также заведомо проигрышная позиция. По имеющейся информации, до последнего времени некоторые высокопоставленные украинские чиновники были задействованы в теневые схемы поставок электроэнергии в северные районы Молдовы (сведущие люди утверждают, что этим занимались структуры одного из энергетических министров). А вот некоторые народные депутаты имели прямое отношение к торговле коньячным спиртом и табачными изделиями. «Мы же не виноваты, что в Молдове, кроме коньяка «Белый аист», ничего больше нет. Другое дело Приднестровье», — аргументировал свои деловые связи с «бандитским режимом» в разговоре с «ЗН» один украинский бизнесмен. По его словам, сегодня желающих вести дела с самопровозглашенной республикой гораздо меньше, чем было еще несколько лет назад: «не каждому удается работать по абсолютно теневым схемам, многие серьезно обжигаются».

Как бы там ни было, в сложившейся ситуации украинским дипломатам важно не допустить, чтобы из страны-гаранта Украина превратилась в сторону конфликта. Иначе с миротворческими амбициями Киева в Приднестровье придется попрощаться, так их и не реализовав.

Стараясь учитывать позиции всех участников процесса приднестровского урегулирования, «ЗН» предложило Андрею Стратану, министру иностранных дел Республики Молдова, ответить на несколько вопросов.

— Г-н министр, почему руководство Молдовы не провело соответствующие консультации с украинской стороной перед тем, как ввести экономические санкции в отношении Приднестровья? Известно ли вам о финансовых убытках, которые понесла Украина вследствие принятых Кишиневом мер?

— С самого начала должен обратить ваше внимание на один принципиально важный момент: речь не идет о каких-либо экономических или других санкциях по отношению к деятельности экономических агентов из восточных районов страны. Цели, которыми руководствовалась молдавская сторона, предпринимая эти действия, были не ограничения экономических или иных свобод лиц какого-либо региона, а легализация импортно-экспортных операций путем их оформления компетентными органами Республики Молдова.

Что касается консультаций, отмечу следующее: согласно статье 6 Соглашения между правительством Республики Молдова и правительством Украины о пунктах пропуска через молдавско-украинскую государственную границу и упрощенном пропуске граждан, проживающих в приграничных районах, от 11 марта 1997 г., стороны вправе ограничить движение товаров через государственную границу путем приостановления деятельности определенных пунктов пропуска.

Этим правом может воспользоваться в равной степени как одна, так и другая сторона. При этом сторона, которая намеревается временно прекратить или ограничить движение через государственную границу, письменно по дипломатическим каналам информирует об этом другую сторону не позднее чем за двое суток до запланированного прекращения движения.

В соответствии с положениями этой же статьи, не предусматривается проведение каких-либо консультаций, а только информирование другой стороны о предпринятых мерах. Молдавская сторона, не нарушая требований Соглашения, воспользовалась данным правом в контексте появления некоторых факторов, которые напрямую влияли на общественную безопасность как восточных районов, так и всей страны в целом и своевременно проинформировала украинскую сторону о прекращении движения через некоторые пункты пропуска.

Что касается финансовых убытков, якобы понесенных украинской стороной, считаю обязанным вернуться к тезису о суверенном праве каждого государства регулировать деятельность экономических агентов внутри страны в соответствии с существующим законодательством. Мы неоднократно предупреждали те страны, чьи экономические агенты поддерживают торговые отношения с предприятиями восточного региона Республики Молдова, о возможных рисках данного сотрудничества, включая финансовые. Моя страна не будет нести ответственности за игнорирование этих и других предупреждений.

В то же время необходимо отметить, что пункт 2 статьи 4 упомянутого Соглашения предусматривает, что «открытие новых пунктов пропуска, закрытие или изменение статуса и режима работ действующих пунктов пропуска осуществляется по взаимной договоренности сторон».

Не принимая это во внимание, Кабинет министров Украины без согласования молдавской стороной издал распоряжение № 128 от 31 марта 2004 г. По нему пункт пропуска «Маяки—Паланка—Удобное» исключен из списка пунктов пропуска через таможенную границу Украины для автомобильного сообщения, через которые осуществляется ввоз на территорию Украины товаров 1–24 групп, т.е. в одностороннем порядке был изменен статус и режим работы данного пункта пропуска.

— Как бы вы прокомментировали ход переговоров с Украиной по вопросам создания миссии международного мониторинга приднестровского участка украинско-молдавской границы? Насколько принципиальной для Кишинева является позиция, что международные наблюдатели должны быть размещены на территории Украины?

— Как и в ряде других вопросов, затрагивающихся на переговорах с украинской стороной и имеющих непосредственную связь с общим процессом политического урегулирования приднестровской проблемы, данная тема не лишена определенных противоречий. Позиция Республики Молдова по размещению международных наблюдателей миссии мониторинга молдавско-украинской границы, особенно на ее приднестровском участке, имеет принципиальное значение в контексте отсутствия любого допуска молдавских пограничной и таможенной служб к пунктам пропуска через государственную границу.

Короткий опыт деятельности совместных пограничных пунктов, помимо своей эффективности, доказал что при наличии достаточной политической воли ничто не может помешать возобновлению этого сотрудничества с привлечением международных экспертов.

Как вам уже известно, существует несколько предложений, разработанных в рамках ОБСЕ. Также эти вопросы обсуждаются в рамках переговоров между Молдовой и Украиной как в двустороннем, так и в трехстороннем (включая ЕС) форматах.

Несмотря на некоторые разногласия, молдавская сторона подтверждает свое намерение продолжить конструктивный подход к решению данного вопроса и надеется на взаимность украинских коллег.

— На последних украинско-молдавских переговорах в Кишиневе предложение украинской стороны как можно быстрее начать демаркацию украинско-молдавской границы на приднестровском участке было, по нашим данным, встречено молдавской делегацией довольно прохладно. Как бы вы прокомментировали этот факт, исходя из крайней обеспокоенности Молдовы нелегальным трафиком через украинско-приднестровский участок границы?

— Поскольку граница является элементом государственности и Республика Молдова и Украина заинтересованы в скорейшем завершении процесса ее демаркации, руководство обеих стран сегодня предпринимает необходимые меры по устранению всех препятствий для успешного его проведения. Сторонами была создана совместная комиссия, которая руководит процессом демаркации.

На данном этапе рабочие группы сторон приблизились в процессе определения линии прохождения государственной границы на местности к концу северного участка. В ходе последнего, 17-го заседания совместной молдавско-украинской комиссии по демаркации государственной границы стороны согласовали вопрос относительно начала с 20 октября 2004 года демаркационных работ на южном участке совместной границы. Принимая данное решение, стороны исходили из технических соображений, руководствуясь рациональностью распределения бюджетных средств, выделяемых на проведение части демаркационных работ, запланированных на следующий год.

Решение перевезти рабочие группы на южный участок границы не означает намерения какой-либо стороны игнорировать проведение демаркации на центральном участке, соответствующие работы на котором будут начаты во время или непосредственно после окончания демаркации южной части.

Хотелось бы подчеркнуть, что обеспокоенность молдавской стороны нелегальным трафиком на центральном участке границы исходит не из-за отсутствия демаркационной линии государственной границы, а из-за невозможности осуществления контроля молдавскими властями грузо- и пассажиропотока в этой части границы.

— Какие у вас есть доказательства причастности украинских властей к контрабандной торговле с Приднестровьем? Известны ли вам конкретные фамилии украинских чиновников, которые осуществляют незаконные бизнес-контакты с Приднестровьем? В чем заключается их бизнес с Тирасполем?

— Доказательство причастности украинских властей к контрабандной торговле с восточными районами Республики Молдова является прерогативой соответствующих инстанций. Одно могу сказать точно: ежедневно восточную границу моей страны, без соблюдения соответствующих законных процедур Республики Молдова, беспрепятственно пересекают сотни вагонов. Думаете ли вы, что об этом не известно украинским властям?

— Последовал ли ответ премьер-министра Украины Виктора Януковича на письмо президента Молдовы Владимира Воронина, касающееся незаконных бизнес-связей Киева и Тирасполя? Удовлетворена ли ответом молдавская сторона?

— Насколько я информирован, такого ответа не последовало.

В заключение хотелось бы выразить благодарность за возможность высказаться на страницах вашего достаточно влиятельного в Украине издания и пожелать всем вашим читателям здоровья, счастья и успехов, а в целом гражданам Украины новых свершений на пути создания процветающего государства. Убежден, что все нерешенные на сегодня вопросы в молдавско-украинских отношениях будут решены во благо наших братских народов.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме