беседа с госсекретарем мид Украины александром чалым накануне парламентских европейских баталий
— Александр Александрович, с какой целью 11 декабря в парламенте будут проводиться слушания, посвященные европейской интеграции? Кто их инициатор? На какие результаты вы рассчитываете?
— Скажу откровенно: как МИД, так и другие органы центральной исполнительной власти Украины заинтересованы в этой инициативе. Необходимость активизировать и синхронизировать деятельность ключевых государственных институтов, направленную на интеграцию Украины в Европейский Союз, назрела давно. На Верховную Раду Украины в связи с этим возлагается исключительная часть работы на стратегическом для нас направлении. Без активного, последовательного участия законодательной власти в евроинтеграционной поступи Украины сама идея этого процесса выхолащивается и становится нереальной.
Интеграция в ЕС является главным приоритетом Украины. Это — не дань конъюнктуре, а жизненная необходимость достижения высоких стандартов гражданского общества и правового государства, повышения уровня конкурентоспособности экономики, содействия продвижению экономических реформ, разрешению социальных проблем и повышению благосостояния всех слоев населения страны.
Парламентские слушания по вопросам реализации государственной политики интеграции в ЕС, на мой взгляд, будут консолидировать усилия парламента и правительства вокруг приоритетных задач нашей внутренней и внешней политики, определенной Президентом Украины.
Общественность внутри страны и за ее пределами будет более четко понимать, на каком этапе евроинтеграционной зрелости стоит Украина, кто является истинным сторонником интеграции Украины в ЕС, а кто оппонентом и почему. Эту тему можно развивать, но, по-моему, едва ли не величайшим достижением этих слушаний будет их публичность. Европейская культура разработки и принятия решений в течение десятилетий развивается и побеждает благодаря открытости, привлечению широчайшего круга специалистов правительства, неправительственных организаций, СМИ к соответствующим процессам. Кстати, наша с вами беседа — конкретный пример результата парламентских слушаний, еще даже не состоявшихся. Я именно так оценивал бы событие, ожидаемое в ВР Украины 11 декабря.
— Как сегодня движется выполнение Программы интеграции в ЕС? Представляют ли в Украине то, какими должны быть кратко-, средне- и долгосрочные цели и задачи нашей евроинтеграции?
— Программа интеграции Украины в ЕС служит инструментом практической реализации соглашения о партнерстве и сотрудничестве между Украиной и ЕС (СПС). Правительство со вступлением в силу соглашения в марте 1998 года сосредоточило внимание на имплементации этого юридически обязывающего договора между Украиной и ЕС. Вполне очевидно и то, что полномасштабное выполнение положений СПС является предпосылкой успешной интеграции Украины в Евросоюз и проявлением ее европейской идентичности. Принципиальным шагом в евроинтеграционном направлении стало утверждение Президентом Украины стратегии интеграции Украины в Европейский Союз (11 июня 1998 г.), а уже в развитии стратегии — Программы интеграции Украины в ЕС (утверждена 14 сентября 2000 года).
Что касается практического выполнения Программы интеграции Украины в ЕС, то ее имплементация осуществляется в соответствии с планом действий по реализации приоритетных положений Программы интеграции Украины в ЕС в 2001 году. Неотъемлемой составной этого плана является план работы по адаптации законодательства Украины к законодательству ЕС. Хотел бы отметить, что поскольку этот документ разрабатывался впервые и механизм его согласования и утверждения не был достаточно отработан, его выполнение не было подкреплено статьями Государственного бюджета Украины на 2001 год. Поэтому в текущем году некоторые задачи евроинтеграции решались лишь частично, в том числе за счет средств технической помощи ЕС и с привлечением резервных средств на финансирование деятельности органов исполнительной власти Украины.
Однако следует подчеркнуть, что уже при подготовке плана действий на 2002 год эти недостатки устранены и упомянутый проект документа имеет четко выраженный бюджетный характер.
В контексте выполнения положений Программы интеграции в ЕС мы в какой-то мере рассчитывали на поддержку со стороны Европейского Союза. Однако наши ожидания не оправдались. С одной стороны, негибкость регламента программы Тасис, в рамках которой оказывается техническая помощь Украине, не позволяет оперативно направлять ресурсы на разрешение наиболее актуальных проблем. С другой — отсутствие источников финансирования у председательствующих в ЕС стран на поддержку евроинтеграционных мероприятий Украины. Поэтому пока приходится полагаться главным образом на государственный бюджет.
Что касается того, какими должны быть кратко-, средне- и долгосрочные цели и задачи нашей евроинтеграции, то они достаточно детально прописаны в Программе интеграции Украины в ЕС.
Фактически каждый ее подраздел заканчивается постановкой конкретных целей и задач в коротко-, средне- и долгосрочном периодах на всех направлениях сотрудничества, включая политическую, экономическую, социальную сферы. Именно по такому принципу разрабатываются ежегодные планы действий.
Общая координация выполнения программы, мониторинг по реализации ежегодных планов находятся в компетенции Министерства экономики и по вопросам европейской интеграции. Новое название бывшего Министерства экономики органично воссоздает ведущую роль этого учреждения на принципиальных направлениях разработки и реализации государственной евроинтеграционной политики.
— Почему вы считаете вступление Украины в ВТО одной из ключевых задач ее евроинтеграции? Некоторые эксперты, например, опасаются, что вступление в эту организацию может отрицательно повлиять на отечественного производителя.
— В среднесрочном измерении — за два-три года — мы ставим перед собой в качестве этапной задачи заключение соглашения о свободной торговле между Украиной и ЕС. Этот рубеж становится достижимым через обретение Украиной членства во Всемирной торговой организации.
В свою очередь, вступление Украины в ВТО — это многогранная проблема, которой правительство уделяет приоритетное внимание. Уверен, что ее обсуждение могло бы стать темой отдельной нашей встречи и отдельных слушаний в ВРУ. Хотел бы сосредоточиться только на двух ее аспектах.
В стратегическом плане вступление нашего государства в ВТО позволит:
— строить торговые отношения с другими странами в признанных международно-правовых рамках, что сделает невозможным введение относительно Украины необоснованных торговых ограничений по политическим соображениям;
— обеспечить равноправное участие Украины в процессе дальнейшей либерализации мировой торговли, исходя при этом из собственной рыночной стратегии;
— обеспечить развитие торгово-экономических отношений с основными торговыми партнерами, в частности Европейским Союзом, начало переговоров о создании зоны свободной торговли с которым обусловлено именно членством нашей страны в ВТО.
Вступление Украины в ВТО позволит также решить ряд практических проблем доступа украинских товаров и услуг на внешние рынки: уменьшение тарифных и нетарифных ограничений на всех мировых рынках; улучшение структуры украинского экспорта в пользу высокотехнологической продукции и продукции с высокой степенью обработки; получение режима наибольшего содействия в торговле одновременно с более чем 140 странами мира, на долю которых приходится более 90% мировой торговли; обеспечение справедливого решения споров; защита интересов национальных товаропроизводителей на мировых рынках и т.д.
Непосредственным товаропроизводителям вступление в ВТО даст возможность надлежащим образом заняться экспортно-ориентированными производствами и вообще присоединиться к цивилизованным правилам игры на внешних рынках.
Отечественный производитель, который видит для себя только недостатки от членства Украины в ВТО, — это предприниматель без будущего. Если понять, что конкурент — это не враг, а стимул к усовершенствованию, толчок к инновационному развитию, то членство в ВТО может превратиться для бизнесмена в источник успеха, побед, прогресса. Если перед украинскими производителями стоит вопрос выживания, а он действительно стоит, то лучше это делать по цивилизованным, а не пещерным правилам.
— В Украине много говорят о необходимости получения ассоциированного членства в ЕС. Но каковы критерии этого членства, что конкретно мы должны делать?
— Вспомним из истории: когда ЕС в 1994—1996 годах заключил так называемые европейские соглашения с десятью странами (соглашения об ассоциированном членстве), в том числе — с нашими западными соседями, он руководствовался исключительно соображениями политической социальности, то есть решение принималось политическое. Оно было принято в июне 1993 года Европейским советом на заседании в Копенгагене, после чего появилось понятие копенгагенских критериев членства в ЕС (не ассоциированного, а именно членства!).
По моему убеждению, чем реальнее будут наши достижения во всех сферах политики, экономики, законотворчества, внедрение демократических принципов в повседневную жизнь и т.д., тем убедительнее будет наша аргументация в пользу получения ассоциированного членства в ЕС. В значительной мере его судьба в наших руках. Но от ЕС нам нужно однозначное политическое решение. И время для этого приходит. Я хотел бы обратить внимание, что в заявлении канцлера ФРГ Шредера, сделанном им во время визита в Украину, указывалось: процесс приближения Украины к ЕС с перспективой полного членства идет постоянно.
— Как вы относитесь к идее, согласно которой Украина должна максимально приблизиться к Евросоюзу, соответствовать всем его стандартам, выполнить все требования, необходимые для получения членства, но все-таки не вступать в ЕС?
— Позволю себе интерпретировать ваш вопрос следующим образом: «Выполнение критериев членства в ЕС мы принимаем за аксиому. Так является ли такой же аксиомой само членство Украины в ЕС?» Привлекательность идеи выхода Украины на уровень, на котором сейчас находится Евросоюз, столь очевидна, что ее мало кто решится оспаривать. Дискуссии, как правило, ведутся вокруг механизмов такого приближения, временных рамок, тактических приемов и т.п.
Естественно, законченному представителю теневого бизнеса едва ли греет сердце мысль о том, что придет день, когда ему придется честно декларировать свои доходы. Но для абсолютного большинства населения подобное декларирование не составляет и не составит проблемы. Разве что в техническом плане, да и то лишь из-за отсутствия привычки заполнения соответствующих анкет. Считайте, что абсолютное большинство наших бизнесменов — нормальные люди. Им выгоднее работать в устойчивом, общепризнанном в мире правовом поле, насквозь проникнутом балансирами, противовесами, компенсаторными механизмами. В этом контексте максимальное приближение национального законодательства к законодательству ЕС, уверен, вполне соответствует нашим нуждам.
Прошу не понять меня превратно, дескать, дело только лишь в формировании адекватного правового поля! Главной является задача его реального воплощения в жизнь. Например, нужно ли Украине развитое гражданское общество? Кому, как не вам, журналистам, на собственном опыте приходится убеждаться в его сегодняшнем несовершенстве. По моему убеждению, в стойкой демократической среде неправительственные организации должны охватывать своей деятельностью все сферы, отображать всю палитру общественной жизни. Мы же лишь стали на этот путь.
Кратко коснусь социально-экономического положения нашего населения. Стандарты потребления требуют адекватных стандартов ответственности. Будем мы ответственно относиться ко всему тому, что производим для себя, как это имеет место в ЕС (и они добиваются своего!), таким же будет и качество, и конкурентоспособность нашей продукции. Тогда исчезнет и ирония, порою возникающая от лозунга: «Покупайте украинское!»
Легко ответить на поставленный вопрос фразой: «Нас в ЕС еще никто не приглашал». Но, пожалуй, не этого от меня ждут. В конце концов есть определенные признаки того, что со временем Евросоюз свои декларации относительно «открытости дверей ЕС для Украины» поменяет на официальное признание права Украины на членство. В то же время опыт сегодняшней Европы подтверждает: признание Евросоюзом такого права и фактическая готовность европейской страны к соответствующему шагу еще не являются непременными условиями подачи страной надлежащей заявки. Ведь на каком-то этапе подготовки к вступлению, о чем свидетельствует опыт нынешних стран-кандидатов, на повестку дня в качестве определяющего выходит фактор оценки достижений от такого членства и суммирования потерь. Этот судьбоносный риф нам еще придется встретить и весьма осторожно его обойти. Пока что могу лишь предполагать, куда дальше пойдет Украина. Неформально — к членству в ЕС. Но сегодня вряд ли кто-нибудь возьмет на себя смелость гарантировать именно такое развитие событий. Поэтому и вопрос этот будет дискутироваться до тех пор, пока наши граждане не выскажутся по этому поводу, например, на референдуме.
— Каким образом, по вашему мнению, должна быть пересмотрена стратегия ЕС относительно Украины после 11 сентября?
— Последствия событий в США 11 сентября 2001 г. в полной мере еще должны быть надлежащим образом оценены, учтены, спроецированы на будущее. Слишком они жестоки. Они поднимают перед всем человечеством такие вопросы, о которых ранее и подумать было невозможно.
Я бы удержался от предположений по поводу того, как следовало бы вести себя Евросоюзу относительно Украины после зловещего 11 сентября, а предложил бы взглянуть на это же под иным углом, а именно: чем особенным отличились украинско-ЕСовские отношения в течение этой осени.
Именно 11 сентября состоялись официальные мероприятия в рамках Ялтинского саммита Украина—ЕС. Первая реакция руководителей Евросоюза на акты терроризма в США прозвучала из Крыма. Украина заявила о солидарной с ЕС позицией, провозглашенной Евросоюзом 21 сентября. 20 октября в Брюсселе состоялось заседание Европейской конференции, куда пригласили официальных представителей Украины. Мне было поручено возглавить украинскую делегацию и обнародовать позицию нашего государства относительно борьбы с международным терроризмом. Украина получила право присоединиться к декларации и воспользовалась им.
Эксперты Евросоюза в ходе заседания подкомитета по вопросам ЮВД, проходившем в Киеве 25—26 октября, с готовностью поддержали нашу инициативу включить в План общих действий Украина—ЄС в области ЮВД положение, касающееся борьбы с терроризмом, которое специалисты ЕС изъяли из ранее внесенного Украиной проекта.
Мир изменился — меняются взгляды. Способность Украины приумножить усилия международной антитеррористической коалиции, предложить реальный вклад в дело искоренения терроризма и источников его финансирования — все это оказалось для ЕС достаточно убедительными аргументами, чтобы с повышенным интересом отнестись к поиску новых форм взаимодействия с нашим государством.
Я мог бы предположить, что Европейскому Союзу придется прибегнуть к переосмыслению своих подходов относительно Украины. И прежде всего принять политическое решение касательно заключения с нашей страной упомянутого европейского соглашения, которое автоматически предоставит Украине статус ассоциированного члена ЕС.
— На сегодня страны ЕС ужесточают миграционную политику, пограничный контроль и визовый режим, что создает немало проблем для Украины. Какие пути их решения есть у нашей страны? Как вы относитесь к предложениям некоторых экспертов ввести доктрину «одинаковой прозрачности восточных и западных границ страны»?
— Такая проблема существует на самом деле. К этому ЕС побудили события 11 сентября в США, когда стало понятно, что эффективное противодействие международному терроризму, нелегальной миграции, преступности и подобным вещам возможно только путем объединения глобальных усилий. Техническая подготовка и организация терактов в международном масштабе достигли уровня, угрожающего любой стране и способного привести к выведению из строя ключевых элементов жизнедеятельности. Проблема международного терроризма, поиск способов противодействия ему и предотвращение нелегальной миграции требуют урегулирования как на национальном уровне, так и в международно-правовом контексте.
Известно, что одним из требований к странам-кандидатам на вступление в Европейский Союз является введение визового режима с третьими странами, к которым относится и Украина.
Комплекс факторов — противодействие терроризму, предотвращение потоков нелегальной миграции и необходимость введения визового режима с Украиной странами-кандидатами на членство в ЕС — вынуждают нас интенсивно искать пути решения проблем, с которыми сталкиваемся на внешних границах по всему периметру. Нам также приходится добиваться общего с ЕС понимания того, как управиться с комплексом проблем, связанных с продвижением нелегальных мигрантов к пространству ЕС по территории Украины.
Считаю, что в ближайшие годы режим на всей украинской границе должен быть единым, то есть: высокоцивилизованным, дружественным и профессионально управляемым. Для ее пересечения должен существовать единый документ, предъявляться единые требования. Те или иные исключения надлежит делать только на основании соответствующих международных договоров.
При этом нам следует четко осознавать: Европа без внутренних границ, как в ЕС, бдительно охраняет на свои внешние рубежы. Их прозрачность — результат больших усилий, высокого профессионализма и отлаженности работы всех причастных служб: таможенных, пограничных, санитарных, специальных. Таким же должен быть и наш путь в смысле обустройства национальных границ по всему периметру.
В завершение хотел бы обратиться ко всем читателям «Зеркала»: аудитория этого издания уже достаточно четко сформирована и, главное, небезразлична к судьбе нашего государства. Потому, если это не противоречит взглядам редколлегии газеты, я бы хотел воспользоваться предоставленной возможностью и призвать к полемике на тему европейской интеграции Украины на страницах вашего популярного еженедельника.