Хиджаб. Что дальше?

Поделиться
В Окружном административном суде города Киева рассматривается дело, которое может стать правовым прецедентом в Украине...

В Окружном административном суде города Киева рассматривается дело, которое может стать правовым прецедентом в Украине. Сусанна Исмаилова из Крыма судится с МВД Украины за право сфотографироваться для паспорта в хиджабе — традиционном мусульманском платке. В этом ей отказали в паспортном столе города Бахчисарая, когда по достижении 25-летнего возраста необходимо было вклеить в документ вторую фотографию. Какие же последствия может спровоцировать решение по этому делу?

Эту весть я восприняла с двойственным чувством. Приятно осознавать, что живем в демократической стране: если такие вопросы поднимаются и решаются через суды — это хороший знак. На вопрос о хиджабе можно взглянуть с разных сторон. В паспорте гражданина Украины нет графы «этнос», «национальность» или «религия». Если женщина на фотографии в документе будет в хиджабе, это четко укажет на ее религиозную принадлежность, что, по моему мнению, не совсем соответствует ст. 35 Конституции Украины: «Каждый имеет право на свободу мировоззрения и вероисповедания... Осуществление этого права может быть ограничено законом лишь в интересах охраны общественного порядка, здоровья и нравственности населения или защиты прав и свобод других людей. Церковь и религиозные организации в Украине отделены от государства, а школа — от церкви».

Хиджаб для мусульманских женщин — не только религиозный символ. Для них он еще и то же, что для западных женщин прически, юбочки, кофточки. Ведь существует много различных стилей повязывания, способов драпировки хиджаба, можно играть с цветами, кроме красного. И все же западная культура в этом плане дает больше возможностей для женщин. Поэтому вестернизация часто влияет на мусульманок настолько, что они снимают хиджаб. И тут все зависит от мнения, влияния отца или мужа. Помню, как в Украину на лечение приезжала группа иракских детей. Некоторые девушки, лет 13—18-ти, сперва были завязаны как положено: волосы спрятаны, шеи не видно. Спустя месяц дискотек, буйной зелени нашей природы их волосы уже выглядывали из-под платка, они чаще смотрелись в зеркало и меньше поправляли платок при общении с ребятами. Следовательно, тот факт, что женщина защищает свое право носить платок, еще не означает, что она в самом деле хочет его реализовывать. Это скорее указывает на радикальные взгляды в семье. Мало того, известно довольно много случаев, когда отец оставляет этот вопрос на усмотрение дочери и не против, если она не надевает хиджаб. И как ни парадоксально, но на Востоке вопросом хиджаба больше озабочены не мужчины, а женщины. Именно они выступают за то, чтобы носить платок. Для мужчин это лишь еще один повод показать силу и влияние религии, тем более в случае с радикальным исламом.

Коран не содержит четкого требования носить хиджаб или чадру. В сурах говорится о скромности, отличиях мужской и женской одежды. Историки утверждают, что это просто культурная традиция, принятая в исламе. Одежда указывала на социальный статус: в чадре работать неудобно, и для женщин это был молчаливый способ сообщить людям, что ее муж довольно состоятелен, чтобы содержать ее.

Нужно заметить, что большинство духовных лидеров ислама позволяют женщинам фотографироваться на паспорт без хиджаба — в порядке исключения и по необходимости. При этом часто выдвигают различные условия: например, фотографировать должен муж женщины или кто-то из родных. В последнее время мусульманкам советуют сперва обращаться в правозащитные организации и суды. Категорически запрещают фотографироваться без хиджаба только радикально ориентированные.

Исторически сложилось, что все публичные дискуссии и конфликты вокруг хиджаба носят политизированный характер. Например, в Иране в 1978—1979 годах, после падения шахского режима и исламской революции, многие женщины впервые начали носить платок, закрывающий лицо, чтобы выразить этим поддержку революции, а добровольные группы исламских активистов время от времени учреждали кодексы требований по поводу одежды.

Хиджаб является темой дискуссий не только на Западе, но и на Востоке. Египет — первая из исламских стран, под влиянием Запада запретившая хиджаб. Некоторые модельеры и историки моды утверждают, что длина женских юбок часто указывала на положение в обществе, свидетельствовала об экономических кризисах и т.д. Следовательно, и в восточном мире изменения в одежде женщин указывают на определенную социальную или политическую нестабильность. На ней сказались возникновение движения исламистов в Египте (из-за социального дисбаланса различных слоев общества), гражданская война в Ливане, революция в Иране, палестинский вопрос. В исламском мире хиджаб возрождался в период, когда модернизация, связанная с большими надеждами, заканчивалась разочарованием. В такие времена Восток видит спасение в возвращении к исламу.

Что же касается вопроса, поднятого жительницей Крыма, то проблема при желании легко решается или самой женщиной — можно, например, закрыться париком, или органами милиции — они могут пойти навстречу, ведь женщину в хиджабе будет легче узнать, если она его носит всегда. По мнению многих экспертов, такая ситуация указывает не столько на проблему с хиджабом, сколько на проблему с политикой джихада. Мусульмане станут требовать все больше и больше прав для распространения своей религии, что уже сегодня наблюдаем в Западной Европе.

Во Франции, где проживает наиболее многочисленная в Европе община мусульман (около 5 млн.), в 2004 году было официально запрещено ношение хиджаба в государственных школах, поскольку отделение государства и религии закреплено в законодательстве. В последние годы велись дебаты о полном запрете мусульманской одежды, но, по мнению парламентариев, осуществить это уже практически невозможно. Потому ограничились запретом лишь на ношение бурки и только в общественных местах. Пока что этот документ рекомендательного характера, но стоит ожидать, что запрет будет введен и через императивные законодательные акты. Мужьям, принуждающим своих жен одевать чадру, власти станут отвечать отказом в предоставлении французского гражданства. По мнению экспертов, вопрос мусульманского платка впервые спровоцировал во Франции настоящие дебаты о потерянной страной возможности интегрировать самый большой слой иммигрантов.

В Великобритании разрешается носить мусульманскую одежду, но есть директива 2007 года, позволяющая школам иметь собственную форму. Ряд политических партий Королевства выступают за то, чтобы воспретить мусульманскую женскую одежду как таковую, что является символом разделения страны и потенциальной угрозой безопасности государства. Запрета на фотографии в хиджабе в этой стране нет.

В Нидерландах из 16 миллионов жителей пять процентов являются мусульманами. В 2006 году там рассматривался вопрос о запрете в общественных местах одежды, закрывающей лицо. Но все дискуссии сводились к тому, что это будет грубым нарушением гражданских прав. Предлагалось ввести запрет в школах и государственных учреждениях, однако закон так и не приняли.

В 2003 году Конституционный суд Германии разрешил землям принимать в связи с этим вопросом местные законы по собственному усмотрению, и некоторые из них ввели соответствующие ограничения.

В 2004 году итальянцы возобновили бывшие нормы о запрете ношения масок — дабы решить вопрос бурки. Бельгийцы тоже вспомнили свои старые законы, направленные на запрет полностью закрывать лицо карнавальными масками. Государственный совет Бельгии в апреле 2009 года решил, что запрет носить чадру укрепляет принципы равенства и братства.

60 тысяч из 4,4 млн. населения Хорватии — мусульмане. В этой стране вопрос хиджаба дискутируется с 2002 года. Тогда ни одна из партий парламента не поддержала мусульман. Несмотря на их просьбы, в 2006 году власти не сняли запрет на фотографии в паспорте женщин в хиджабе, аргументируя тем, что такие же правила действуют и для католических монахинь. В России, благодаря решению Верховного суда в 1997 году, мусульманки имеют право фотографироваться на паспорт в хиджабе.

В Австрии обещают ввести запрет на хиджаб в общественных местах, если количество женщин в мусульманской одежде будет слишком велико. В Швейцарии тоже звучат аналогичные заявления.

Как видим, каждая страна идет по своему пути, сопоставляя безопасность, демографическую ситуацию и целесообразность. Едва ли государству с нестабильной политической ситуацией прецедент пойдет на пользу. И, не дай Бог, наши политики возьмут эти вопросы на вооружение, как произошло с русским языком и ОУН—УПА! Отделение религии от политики — важный элемент демократии, который мы обязательно должны сохранить. А ислам... Как заметил известный специалист по международным отношениям Джон Эспозито, «монолитный ислам является периодически повторяемым западным мифом, не подтверждающимся реальностью мусульманской истории».

Справка. Хиджаб для многих мусульман является символом не только женственности, но и религиозности. На Западе мусульманки зачастую носят платок, покрывающий голову и шею, оставляя открытым лицо. Еще один из видов мусульманской одежды — никаб: покрывает лицо, носится вместе с хиджабом, оставляя открытыми глаза. В свое время никаб привлек внимание министра Великобритании Джека Стро, сказавшего, что хотел бы, чтобы мусульманские женщины не закрывали свое лицо. Чадра покрывает женщину с головы до ног. Обычно под нее одевают платок поменьше. Бурка, или паранджа, — самая закрытая мусульманская одежда. Она скрывает лицо и тело женщины, оставляя только сеточку для глаз.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме