Гражданский брак по расчету

27 мая, 12:21 Распечатать Выпуск №20, 26 мая-1 июня

Мы выходим из СНГ? Кто вам такое сказал? 

Уходя — уходи? Нет, уйти, чтобы остаться. 

Такой тактики придерживаются в Киеве, где на пятый год российско-украинской войны решили разобраться в отношениях с Содружеством независимых государств.

Выступая на торжествах по случаю Дня Европы, Петр Порошенко заявил, что подписал указ, которым ввел в действие решение СНБО о прекращении участия Украины в работе уставных органов СНГ. Позже он добавил, что будет закрыто украинское представительство при этой организации, а кроме того, Киев пересмотрит все договоры, заключенные в рамках Содружества, и выйдет из тех, которые не соответствуют национальным интересам. 

Комментируя эти инициативы, представитель МИДа России Мария Захарова сказала, что заявление украинского президента — "очередная показательная акция, направленная на то, чтобы произвести впечатление на своих западных покровителей". По ее мнению, украинские власти (ну, конечно же!) "руководствуются геополитическим замыслом стратегов украинских событий — полностью разорвать связи Украины с Россией и СНГ". 

Отчасти российский дипломат права: Киев и в самом деле следует логике "геть від Москви".

"Моя миссия, в которой я чувствую поддержку большинства украинского общества, — сделать так, чтобы Украина безвозвратно вышла из смертельно опасной зоны тяготения к  империи", — в традиционно патетичной и даже несколько мессианской манере пояснял Петр Порошенко причины подписания указа, идея которого была им озвучена еще в апреле. Учитывая политику Москвы в отношении СНГ и Украины, этот мотив Киева вполне естественен.

Хотя обширная договорно-правовая база СНГ и облегчает украинским компаниям доступ на рынки членов организации, да только Содружество является для российского руководства одним из инструментов укрепления экономического и политического присутствия России на постсоветском пространстве. Поэтому-то Киев и решил, что необходимо минимизировать присутствие в организации, где Москва выступает в роли "альфа-самца". Но это не единственная причина. 

На принятие решения Петра Порошенко подвигли и другие соображения, куда более прозаичные — имиджевые: предвыборная президентская кампания официально еще не началась, но уже сейчас идет ожесточенная борьба за голоса избирателей. Громкие заявления о пересмотре отношений с СНГ и эффектные публичные действия должны формировать имидж главы государства как бескомпромиссного политика, противодействующего российской агрессии и укрепляющего независимость страны.

И хотя Петр Порошенко и не говорил, что Украина выходит из СНГ (ведь нельзя же выйти из организации, в которой страна формально не является членом), однако многие украинцы именно так воспринимают слова президента о выходе из уставных органов Содружества. Впрочем, как и СМИ, многие из которых публиковали новости под заголовками "Украина выйдет из СНГ". Власти особо и не старались их разубеждать, поясняя нюансы президентского указа.

Трудно оценить, насколько решение по СНГ скажется на электоральных предпочтениях избирателей. Скорее, это еще один очередной мазок в формировании образа. Тем не менее необходимость пиар-акции в предвыборный период, по-видимому, стала толчком к принятию решения пересмотреть отношения с организацией, которую в Киеве игнорируют уже пятый год, сведя к минимуму присутствие Украины в уставных органах СНГ. 

В 2014 г. украинские представители были отозваны из исполкома Содружества. С начала российской агрессии ни президент, ни премьер, ни министр иностранных дел не принимали участия в заседаниях советов на высшем и высоком уровнях: на этих встречах нашу страну лишь иногда представляли дипломаты из украинских посольств. Как отмечает М.Захарова, с 2017 г. Украина вообще перестала направлять своих представителей на подобные заседания. 

В свою очередь украинские депутаты отказались формировать парламентскую делегацию при Межпарламентской ассамблее СНГ. Кроме того, за последние четыре года Украина не платила взносы в единый бюджет органов СНГ, по словам М.Захаровой, создав "существенные финансовые трудности в работе организации": российский дипломат утверждает, что суммарный долг нашей страны составляет более 300 млн руб.

В самом Содружестве отреагировали на заявление Порошенко комментарием, что, дескать, вас там и так нет. Как заявил глава пресс-службы СНГ Владимир Никаноров, украинскую сторону стоит спросить, "кого персонально они отозвали на этот раз", поскольку Украина еще в 2014 г. отозвала своих представителей в исполнительном комитете СНГ, а новых не назначила. 

Но отпуская саркастические комментарии, российский дипломат говорит не всю правду, поскольку в Минске находится представительство Украины при координационных институтах СНГ, в штате которого числится два дипломата. Слова же президента означают, что наша страна не только закрывает свое представительство, но и юридически закрепляет неучастие украинской делегации во всех уставных органах СНГ — исполкоме организации, совете глав государств, совете глав правительств и ряде министерских советов. 

Однако сам указ, обнародованный на президентском сайте спустя несколько дней после заявления П.Порошенко, не проясняет дальнейшего статуса Украины в Содружестве. Его пункт 1 предусматривает введение в действие решения СНБО от 2 мая "О прекращении действия для Украины отдельных международных договоров, заключенных в рамках Содружества независимых государств". А вот само решение оказалось "для служебного пользования". 

"Начинка" указа не дает никакого представления о том, сохраняет ли Украина свою подпись под Соглашением об образовании СНГ 1991 г. А ведь этот вопрос — один из ключевых, поскольку участие в Соглашении или выход из него задаст и формат дальнейших отношений нашей страны с СНГ, и алгоритм для последующих действий с международными договорами, подписанными в рамках организации. 

Специфика пребывания Киева в Содружестве такова, что хотя наша страна и не является членом организации (поскольку не подписала его устав), тем не менее, благодаря Соглашению об образовании СНГ Украина имеет своеобразный статус страны-основательницы. Это дает Киеву право быть стороной тех соглашений, участником которых могут быть только члены Содружества. Например, соглашения о зоне свободной торговли в рамках СНГ.

Выход же из Соглашения об образовании СНГ (а такая возможность предусмотрена статьей 10) означает, что ряд конвенций, протоколов, договоров прекратят свое действие для Украины. А ведь эти международные договоры регулируют как экономическое сотрудничество, так и гуманитарное, и правовое — вопросы пенсионного обеспечения, признания дипломов об образовании, правовой помощи и т.д., и т.п. 

Прекращение действия ряда договоров означало бы серьезные проблемы как для украинских граждан, так и для украинских компаний. И не случайно Тбилиси, после российско-грузинской войны вышедший из СНГ, стремился сохранить свое участие в ряде соглашений. В результате в октябре 2009 г. СНГ приняло решение, по которому Грузия продолжила участие в
75 международных договорах, а в 23 — прекратила.

Для Киева особый интерес представляет около 30 международных договоров. В их числе не только соглашение о ЗСТ СНГ. Это также и соглашение о координационных органах железнодорожного транспорта. (Его участниками также являются Грузия и страны Балтии.) Кроме того, меморандум о сотрудничестве в сфере международных транспортных коридоров, соглашение о порядке решения споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности, а также многие другие международные договоры. 

Но чтобы остаться стороной договора, нашей стране необходимо будет провести переговоры с каждым членом СНГ в отношении тех соглашений, в которых она хотела бы сохранить свое участие. Только Киеву следует быть готовым к тому, что Москва и ее сателлиты будут максимально осложнять переговоры, выдвигая неприемлемые условия относительно продолжения участия в международных договорах. 

Альтернативой же присоединения Украины к соглашениям в рамках СНГ может стать заключение новых либо реанимация формально действующих двусторонних договоров с членами организации. 

Помимо проблемы участия Украины в ряде соглашений существует еще и вопрос статьи 5 Соглашения об образовании СНГ: она предполагает, что его участники признают территориальную целостность друг друга и неприкосновенность существующих границ. Это положение представляется важным для многих в Киеве, поскольку фиксирует признание Москвой своих обязательств перед Украиной в отношении границ. А нарушение статьи — еще один факт игнорирования РФ своих международно-правовых обязательств.

Впрочем, выход Украины из Соглашения о создании СНГ не ослабляет позиции Киева в данном вопросе, поскольку существует статья 70 Венской конвенции о праве международных договоров. Она в частности предусматривает, что прекращение договора (равно как если государство и выйдет из него) "не влияет на права, обязательства или юридическое положение участников, возникшее в результате выполнения договора до его прекращения". 

В общем, потенциальные риски стали для Киева поводом отказаться от идеи выхода из Соглашения 1991 г.: по информации ZN.UA, упоминания данного документа нет в решении СНБО о международных договорах в рамках Содружества, из которых собирается выйти Киев. Возможно, в этом и кроется причина того, почему список этих соглашений и протоколов не был обнародован, а остался под грифом ДСП. 

С одной стороны, безусловно, не следует облегчать работу россиянам и заранее ставить их в известность о том, какие соглашения Киев планирует оставить, а какие — покинуть. С другой — обнародование списка международных договоров, из которых Украина планирует выйти, развеяло бы миф, что наша стана выходит из СНГ. А поднятое цунами критики вновь "накрыло" бы имидж главы государства. 

…История отношений Украины и СНГ всегда преподносилась как история расставания: с момента образования Содружества в нашей стране рассматривали эту организацию как способ "цивилизованного развода" опостылевших друг другу супругов. Но Киев, постепенно пересмотрев свое отношение к Содружеству, предпочел разводу гражданский брак по расчету.  

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №44, 17 ноября-23 ноября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно