"Гибкая солидарность" вместо жестких квот

1 октября, 2016, 00:00 Распечатать Выпуск №35, 1 октября-7 октября

Проблема беженцев раскалывает ЕС. Часть лидеров Европы стремится пересмотреть политику ЕС в отношении беженцев из Азии и Африки, которая привела к кризису в Евросоюзе и подтолкнула Великобританию к референдуму о выходе из ЕС.

© Нигина Бероева / Facebook

 "Вышеградская четверка" предложила свой вариант решения миграционного кризиса в ЕС

Проблема беженцев раскалывает ЕС. Часть лидеров Европы стремится пересмотреть политику ЕС в отношении беженцев из Азии и Африки, которая привела к кризису в Евросоюзе и подтолкнула Великобританию к референдуму о выходе из ЕС. 

Одновременно лидеры Евросоюза пытаются найти способ, как устранить противоречия между странами, которые отказываются принимать у себя мигрантов согласно установленным для них квотам. От навязывания обязательств по приему беженцев возможно перейти к принципу "гибкой и добровольной солидарности", когда каждая страна будет вносить в общие усилия по решению проблем беженцев ровно столько, сколько пожелает. Такой подход представили страны "Вышеградской четверки" на саммите в Братиславе 16 сентября. Однако руководство ЕС говорит об экзистенциональном кризисе Евросоюза, наиболее ярко проявившемся именно в вопросе отношения к беженцам, поскольку страны — члены ЕС перессорились из-за них и таким образом поставили под сомнение основополагающие принципы европейского общежития — солидарность и общую ответственность. 

На неформальном саммите в Братиславе европейские политики 27 стран, вместо того, чтобы посвятить все время обсуждению проблемы выхода Великобритании из ЕС, занялись темой нелегальной миграции. Европейские лидеры признали, что миграционная политика ЕС двух последних лет терпит фиаско. Страны — члены Евросоюза (в основном восточноевропейские) фактически "торпедировали" усилия ЕС о квотированном распределении и расселении мигрантов в странах Союза, о чем напрямую заявил председатель Европарламента Мартин Шульц. Из 160 тыс. беженцев, которых собирались расселить согласно квотам из временных лагерей в Греции и Италии, пристанище в других странах получили менее 5 тыс. чел. Накануне встречи в Братиславе противостояние Запада и Востока Европы лишь усилилось — министр иностранных дел Люксембурга даже призвал исключить Венгрию из ЕС за бесчеловечное обращение с мигрантами. В свою очередь Будапешт заявил, что намерен 2 октября провести референдум по вопросу о том, будет ли Венгрия принимать более 1200 мигрантов согласно квотам ЕС. Мартина Шульца поддержал и президент Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер. Они вместе раскритиковали позицию восточноевропейских стран в вопросе перераспределения беженцев внутри ЕС. "Солидарность — это принцип, а не подарок, — сказал он. — Если кто-то ставит под вопрос солидарность, то он также ставит под вопрос и сам ЕС". В Восточной Европе вспоминают о принципе солидарности только тогда, когда нуждаются в финансовой поддержке или чувствуют угрозу со стороны России.

Канцлер Германии Ангела Меркель в Братиславе была менее категорична, чем Шульц. Она впервые публично признала, что "план расселения" столкнулся с определенными трудностями, и нужен новый подход. Для того, чтобы сгладить противоречия, решили после саммита в Братиславе собрать еще одну встречу — в Вене 24 сентября, на которую прибыли лидеры нескольких стран ЕС (Австрии, Германии, Греции, Болгарии, Хорватии, Венгрии, Румынии и Словакии), а также государств Балканского региона, через которые осуществлялся транзит беженцев из Греции (Сербии и Албании). 

Ангела Меркель, миграционная политика которой подвергается критике как со стороны ряда стран ЕС, так и в самой Германии, на встрече в Вене говорила о том, что Европа должна остановить нелегальную миграцию, но при этом не нарушать гуманитарное право. По ее словам, ключевым для решения этой проблемы должны стать договоренности Евросоюза с третьими странами — в Африке и на Ближнем Востоке, а также с Афганистаном и Пакистаном, которые должны взять на себя обязательства принимать назад тех своих граждан, которые не получат разрешения остаться в ЕС. Кроме того, Евросоюз финансово помогает Ливану и Иордании, где развернуты лагеря беженцев из Сирии.

Канцлер Германии считает вполне успешным опыт соглашения по мигрантам с Турцией, остановившего наплыв мигрантов из Сирии в Грецию, и предполагает заключение подобного соглашения с Египтом. 

В свою очередь австрийский канцлер Кристиан Керн столь же высоко оценил роль Балканских государств, которым удалось с февраля т.г. перекрыть транзитные маршруты нелегалов из Греции в Австрию и Германию. Председатель Европейского совета Дональд Туск также высказал уверенность, что балканский канал транзита будет закрыт навсегда. Интересно, что полгода назад Берлин критиковал Австрию и Балканские страны за такие радикальные меры, но сегодня Ангела Меркель молчаливо одобрила эти действия, убедившись в их эффективности. Ведь за минувшие полгода в ФРГ прибыло всего 50 тыс. просителей убежища, хотя Германия готовилась принять миллион мигрантов. Тем не менее, новейшие данные Евростата свидетельствуют о росте числа лиц, запрашивающих в ЕС право на убежище официально, т.е. с выполнением всех требований и документами. Во втором квартале их насчитывалось
305 700 чел. Из них 187 тыс. запросили разрешение на пребывание именно в Германии. В этой связи австрийский канцлер высказал идею, что нужно установить предельный порог по приему мигрантов и недопущению их "излишков" в пределы границ ЕС. Немецкий канцлер, однако, выступает против данной идеи.

В Братиславе и Вене лидеры говорили о необходимости численного увеличения сил по охране внешних границ ЕС — Frontex. Миссия может быть расширена на Сербию и Болгарию. Греция также попросила разместить силы Frontex на ее границе с Албанией и Македонией. К тому же офицеры Frontex могут получить полномочия осуществлять паспортный контроль на внешних границах ЕС, наряду с погранслужбами отдельных стран. По мнению Д.Туска, именно усиление охраны внешних границ Союза в нынешнем году дало самые очевидные результаты. Она предотвратит повторение кризиса 2015 г., когда в Европу прибыло более 1,5 млн нелегальных мигрантов. Сегодня, в связи с тем, что основной канал транзита снова сместился из Эгейского в Средиземное море, Евросоюз направляет главные усилия по перехвату нелегалов вблизи Африканского побережья. Так, согласно европейской статистике, в нынешнем году в Италию прибыли 110 тыс. мигрантов, в основном из Ливии, при этом 3 тыс. утонули во время опасного путешествия. 

Однако в Вене не удалось сгладить все противоречия, хотя вопрос о квотах и обязательном приеме беженцев вообще не обсуждался. Венгерский премьер Виктор Орбан заявил, что Евросоюз должен быть готов к тому, что соглашение с Турцией может быть сорвано. По крайней мере, Брюссель и Анкара все еще не решили сложные вопросы предоставления безвизового режима. Орбан также предложил, чтобы ЕС начал отслеживать мигрантов еще до их попыток преодолеть внешнюю границу Евросоюза. Он высказал идею построить на ливийской территории охраняемое поселение (практически целый город) для миллиона беженцев, в котором они содержались бы, пока проходит процесс их идентификации и рассматривается дело о предоставлении разрешения на проживание в ЕС. Впрочем, средств у ЕС на такой масштабный проект сейчас явно нет. 

Обсуждение миграционных проблем в Братиславе и Вене показывает, что до сих пор в Евросоюзе нет единого подхода. В Вене политики тщательно избегали вопроса о квотах и о том, какой будет миграционная политика ЕС. И все же немецкий канцлер Ангела Меркель, покидая Вену, снова заговорила о том, что Германия будет принимать сотни мигрантов из Греции и Италии, чтобы подтвердить неизменность своей политики. Но если вспомнить о критике внутри страны, то немецкому канцлеру страны "Вышеградской четверки" предоставляют уникальный шанс с наименьшими политическими потерями похоронить идею "широко открытых дверей" для беженцев. Это особенно важно накануне немецких выборов, на которых оппозиция будет ратовать за ужесточение миграционного законодательства.

Хотя еще рано говорить о том, что собственно предпримет ЕС для изменения своей миграционной политики, уже ясно, что она не будет обязательной для всех стран-членов. Следует констатировать — это существенное поражение сторонников унифицированной европейской политики, явное отступление от фундаментальных принципов ЕС — солидарности и взаимопомощи. Однако в Брюсселе и Берлине, очевидно, осознали, что если и дальше гнуть такую жесткую линию, то Brexit станет прецедентом, и ряд других стран, также как Великобритания не согласных с миграционной политикой ЕС, будут вынуждены искать выход — в том числе и из ЕС. "Гибкая солидарность" в разрешении миграционного кризиса, предложенная "Вышеградской четверкой", не приведет к большей сплоченности Союза, однако на данном этапе может решить некоторые проблемы и снять противоречия между странами-членами. 

Предполагается, что каждая из стран ЕС будут самостоятельно создавать свои службы по работе с мигрантами. Одним странам понадобится, например, усиление пограничного контроля, другим — расширение социальных служб. Тем не менее, Евросоюз предлагает передать в ведение национальных правительств вопросы финансирования и распределения необходимых ресурсов для мигрантов. Вероятнее всего, мультифункциональные "силы" по работе с мигрантами в каждой стране будут строиться на партнерстве между государством и бизнесом с активным использованием средств местных бюджетов и привлечением к работе с мигрантами представителей общественности для того, чтобы переселенцы скорее адаптировались в новой среде обитания, интегрировались в общество. Через представителей бизнеса можно активнее привлекать мигрантов в те страны и регионы Европы, где ощущается нехватка рабочих рук. Местные власти будут отвечать за предоставление услуг образования, информировать правительства своих стран о возможностях предоставить переселенцам жилье. 

Такая модель выглядит почти идеальной и разрешает противоречия, возникшие после введения квот на мигрантов со стороны ЕС для отдельных стран. Кроме того, страны, не пожелавшие принимать у себя мигрантов, могут вместо этого ограничиться финансированием ряда проектов для мигрантов в общеевропейском масштабе. Таким образом, возникла еще одна идея, связанная с созданием спецфонда для финансирования решения миграционных проблем. Ведь ЕС не покрывает расходы на мигрантов, на которые вынуждены идти некоторые страны. Очевидно, что львиная доля средств из него пойдет Греции и Италии. Потенциально на средства такого фонда могут претендовать также Болгария, Мальта и Испания. Данная идея напоминает инициативу Partnership for Refugees президента США Барака Обамы, который предложил крупнейшим мультинациональным компаниям поддержать усилия ООН по помощи беженцам в глобальном масштабе. В Европейском варианте фонд для беженцев также будет открыт для взносов от бизнеса и частных лиц. 

Кроме того, в рамках данного партнерства страны ЕС, которые примут незначительное количество беженцев, могут добровольно предоставлять тем, кто принял их большое число, прочие виды поддержки, включая услуги, технику и оборудование, специалистов в различных областях, которые будут работать на временной основе. 

Идеи, озвученные восточно-европейскими странами, могут понравиться в Европе далеко не всем, и все же они, в отличие от нынешнего курса Евросоюза, выглядят куда более реальными и, главное, реализуемыми на практике. Но, видимо, тут дело принципа. Солидарность в том виде, как ее трактуют в Брюсселе и ряде других столиц Европы, не подразумевает "гибкости". Однако такой жесткий подход уже привел к референдуму в Великобритании, и в ЕС должны об этом помнить. 

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №39, 20 октября-26 октября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно