На этой неделе в Киеве находилась делегация Международной кризисной группы (ICG). Группа была создана в 1995 году политическими экспертами, которых разочаровали усилия международного сообщества по предупреждению кризиса в Сомали, Боснии, Руанде. Членами этой влиятельной неправительственной организации, занимающейся предотвращением и разрешением разнообразных конфликтов, являются политики с высокой репутацией. Возглавляет ICG бывший президент Финляндии Мартти Ахтисаари. О целях пребывания делегации, о содержании встреч — интервью с главой делегации ICG Гаретом Эвансом.
— Г-н Эванс, с чем связана ваша поездка в Украину? Это обычный мониторинг или же в возглавляемой вами организации полагают, что в Украине существует угроза возникновения конфликта и вы готовите рекомендации по их предотвращению?
— Мы не видим в Украине пациента, который бы нуждался в лечении доктора по имени ICG. Мы приехали по приглашению члена консультационного совета г-на Пинчука для того, чтобы, во-первых, представить ICG, а во-вторых, ознакомиться с подходами Украины к региональным проблемам. В частности, речь идет о Кавказе и Приднестровье. Таким образом, мы здесь для того, чтобы встретиться с Президентом, министрами, руководителями парламентских фракций, а также с лидерами оппозиции, экспертами (интервью было взято до начала встреч Гарета Эванса с украинскими чиновниками. — Ред.). Мы уже успешно провели «круглый стол» с представителями неправительственных организаций и получили некоторое видение относительно динамики политики.
— И каковы ваши впечатления?
— По моему мнению, Украина сейчас занята главным образом своими внутренними вопросами. Тем не менее она стремится к стабильному соседству и очень заинтересована в том, чтобы активно участвовать в его обеспечении. В этом контексте, мы, например, обсудили всевозможные варианты решения приднестровской проблемы. Для меня и ICG было очень важно ознакомиться с позицией разных сторон, поскольку нам предстоит подготовить доклад по этому конфликту. В целом, сейчас я лучше информирован о позиции Украины.
— По оценкам экспертов вашей организации, в каких регионах мира и какого рода конфликты представляют наибольшую опасность?
— На сегодняшний день наиболее опасные и возможные конфликты — это Северная Корея, поскольку здесь присутствует ядерный вопрос. Я думаю, что такую опасность представляет столкновение между Индией и Пакистаном из-за Кашмира, так как эти страны также обладают ядерным оружием. Помимо этого, в мире множество региональных конфликтов, в которых задействовано значительное количество людей. Я имею в виду Конго, где уже погибло около трех миллионов людей.
Если международное сообщество не будет продолжать участвовать в урегулировании этого конфликта, то могут возникнуть новые вспышки насилия, которые заберут еще сотни тысяч жизней. Нам необходимо работать, работать и еще раз работать, чтобы сделать так, чтобы этого не произошло… Кроме того, чрезвычайно опасное состояние в Колумбии, где переплелись наркотики, преступность и терроризм. Там ситуация на грани гражданской войны. Не исключено взрывоопасное положение на Ближнем Востоке.
— А ваша оценка ситуации на постсоветском пространстве?
— Очень нестабильна обстановка в Центральной Азии. Авторитарный Туркменистан. Все более авторитарным становится и Узбекистан. Большой потенциал для возникновения конфликтов в Киргизстане и Таджикистане. Весьма важно, чтобы в этих странах правительства не подавляли умеренные формы оппозиции — в противном случае это будет подталкивать людей к исламским экстремистам.
— Вы обсуждали с украинскими экспертами приднестровский конфликт и возможные пути его решения. Но сегодня между Молдовой и Приднестровьем начался очередной этап экономического противостояния. Без решения этой проблемы трудно говорить об урегулировании приднестровского конфликта в целом. Чем ваша неправительственная организация может помочь в ликвидации этого конфликта?
— Я не претендую на роль эксперта в этом вопросе. Мы только начинаем проект. Вы можете спросить об этом у меня через месяц-два, когда мы что-то уже подготовим. Но, думаю, все признают, что приемлема какая-то форма федерального решения. То, что дает людям принять серьезное участие в жизни страны, чтобы они не чувствовали себя изгоями. То, что дает чувство, что каждый получает доступ к ресурсам страны. Я думаю, что одним из важных экономических и политических элементов будет введение в действие национальной и эффективно работающей таможенной системы.
— Но ведь именно таможенная система сегодня является одним из спорных вопросов.
— Да, это большая проблема, но украинско-приднестровский участок границы важно контролировать украинскими властями совместно с молдавскими. И, возможно, даже с участием некоторых независимых экспертов. Это одна из идей, которые мы сейчас обсуждаем. Я бы хотел, чтобы мои эксперты обсудили этот вопрос более детально с людьми, которые занимаются данными вопросами уже давно.
— На одной из пресс-конференций вы говорили о том, что намерены обсудить с украинскими экспертами возможность участия Украины в урегулировании конфликта в Конго…
— Несколько недель назад я беседовал с американцами о ситуации в Конго. Они не заинтересованы направлять туда свои войска, но готовы оказать финансовую помощь другим странам, если те предложат какие-то конкретные формы поддержки. В частности, речь шла и о возможностях Украины в области авиаперевозок.
Страны, которые участвуют в международных операциях такого рода, пользуются авторитетом. Вспомните о роли скандинавских государств. Они постоянно направляют свой персонал в опасные места. И люди говорят — это хорошие страны. Я думаю, если будет принято решение об участии в урегулировании конфликта в Конго, это будет воспринято положительно и поможет Украине, ее репутации.
— Если уж мы заговорили о репутации Украины, то каков сегодня международный имидж Украины и ее Президента?
— Я не хочу комментировать ваш вопрос. Это бы не очень соответствовало моей миссии. Очевидно, были какие-то проблемы. Они есть в каждой стране. Но один из лучших способов их решения — делать положительные, конструктивные ходы на мировой арене. Это хорошая политика и это хороший подход к политике.
— Украина декларирует свое намерение вступить в НАТО и Европейский Союз и предпринимает ряд шагов в этом направлении. В то же время ощутимыми являются усилия России повернуть ее в сторону евразийских экономических и политических организаций. С учетом этого, не видите ли вы поле для возможных конфликтов?
— Я не думаю, что это генерирует какой-то конфликт между Украиной и Россией. Общественное мнение в Украине смещается все больше в пользу как ЕС, так и НАТО. Я полагаю, это является и целью Украины, где понимают: чтобы стать членами этих клубов, необходимо достичь определенных стандартов. Люди говорили мне сегодня, что это дополнительная форма давления, чтобы сделать общество более открытым, прозрачным, демократическим. И с такой точки зрения это полезно.
Достопочтенный Гарет Эванс — президент и исполнительный директор Международной кризисной группы (ICG). Окончил Мельбурнский университет (право) и Оксфорд (политика, философия, экономика). На протяжении тринадцати лет (1983—1996) г-н Эванс был членом лейбористского правительства Австралии. В тот период он занимал посты генерального прокурора (1983—1984), министра по ресурсам и энергетике (1984—1987), министра транспорта и путей сообщения (1987—1988), а также министра иностранных дел (1988—1996).
Гарет Эванс стал единственным министром иностранных дел, который прослужил на этом посту столь длительный срок. Широкую известность в мире он получил за свой вклад в развитие плана ООН по достижению мира в Камбодже, способствуя заключению международной конвенции по химическому оружию, учредив Форум Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (APEC) и став инициатором комиссии Канберры по уничтожению ядерного оружия. В 1990 году он был назван в Австралии Гуманистом года.