Общеизвестно, что коррупция сегодня — один из опаснейших факторов, угрожающих верховенству права, экономическому и демократическому развитию государств всего мира. Причина достаточно понятная: коррупция атакует систему изнутри и часто способствуют этому лица, которые должны создавать условия для ее преодоления. Коррупция — это враг, которого нельзя игнорировать в нынешнем обществе, но очень часто борьба с ним ограничивается лишь словами.
Попытки преодолеть нечто, считающееся неприемлемым в той или иной среде, всегда начинаются с установления стандартов желаемого поведения. В контексте борьбы с коррупцией создание законодательной базы кажется самой легкой частью задачи. Бесспорно, в этой области Европа достигла больше, чем другие континенты. Европейские антикоррупционные конвенции закладывают комплексную систему стандартов, которые должны по крайней мере предотвратить осуществление преступных актов коррупции. С другой стороны, такие важные антикоррупционные инициативы, как обеспечение прозрачности финансирования политических партий и избирательных кампаний, еще не нашли соответствующего закрепления в документах конвенционного уровня.
Надлежащее введение международных стандартов, вне всякого сомнения, может быть обеспечено только через соответствующие механизмы мониторинга. Первой международной организацией, которая ввела такой механизм, стала Организация по экономическому сотрудничеству и развитию. Вслед за ней Совет Европы создал Группу государств против коррупции (GRECO). Несмотря на то, что уже не первый год делаются попытки создать систему мониторинга и на основе антикоррупционной конвенции ООН, эта работа, к сожалению, далека от завершения.
Сегодня GRECO — единственная международная организация по мониторингу антикоррупционных стандартов, в состав которой входят 46 государств. GRECO проанализировала антикоррупционные мероприятия в государствах — членах этой организации, с учетом их законодательных рамок, работы антикоррупционных структур, правительственных институций и систем правового иммунитета. В рамках GRECO также осуществляется мониторинг прозрачности финансирования политических партий. В нынешнем году GRECO отмечает свое десятилетие. За эти годы работа GRECO стимулировала изменения в конституциях и законах отдельных государств и содействовала созданию антикоррупционных органов и развитию их деятельности.
Возможно ли охватить всю Европу мероприятиями, направленными на борьбу с коррупцией, если государства часто ограничиваются только устной полемикой? Мы можем позволить себе быть оптимистами благодаря успехам в этой сфере как на международном, так и на национальном уровне. Во многих государствах сегодня принимаются и осуществляются специальные антикоррупционные стратегии. Но в целом ситуация в Европе остается неудовлетворительной. Есть определенные отличия между пятнадцатью государствами, ставшими первыми членами Европейского Союза, и остальными европейскими странами, действующими все более активно в борьбе с коррупцией. Уровень заинтересованности в проведении активных антикоррупционных мероприятий все еще зависит исключительно от внутренних политических сил, между тем активные борцы с коррупцией на местах подвергаются серьезным угрозам и рискам.
Европейский Союз пытается преодолеть проблемы, прибегая к мероприятиям, которые ставят под угрозу уже имеющиеся механизмы, тем самым подрывая географически широкую и объединенную Европу в борьбе с коррупцией. Негативный сценарий достаточно вероятен, если реализуются планы Европейской комиссии относительно создания на континенте еще одного, уже четвертого мониторингового механизма. Кроме того, из-за влияния государств, которые руководствуются исключительно собственными интересами, будущая европейская антикоррупционная сеть, которая могла бы стать эффективной стартовой площадкой для совместных действий в борьбе с коррупцией в Европе, может превратиться в еще один дискуссионный клуб. Сеть, которая объединит национальные органы борьбы с коррупцией, будет работать на основе стандартов, разработанных GRECO.
Несмотря на успешные усилия со стороны Совета Европы и аналогичных организаций, в Европе до сих пор не в полной мере используется потенциал для преодоления коррупции. Поэтому ситуация с коррупцией не изменится до тех пор, пока Европейская комиссия и каждое из государств Европы не поймут, что это явление угрожает и им самим, и другим странам, а цели и идеалы европейцев оказались под угрозой не столько из-за коррупции на «востоке» или на «юге», сколько прежде всего из-за непонятного игнорирования представителями власти необходимости развития общей панъевропейской антикоррупционной политики.