Евроинтеграция замедленного действия

Поделиться
Во время вчерашнего саммита Украина—ЕС в Хельсинки представители Европейского Союза имели возмо...

Во время вчерашнего саммита Украина—ЕС в Хельсинки представители Европейского Союза имели возможность убедиться в том, насколько искренним является украинское правительство в своих заверениях о приоритетности евроинтеграционного курса страны. Украинским властям, в свою очередь, предоставилась возможность узнать, готовы ли в Евросоюзе документально зафиксировать свои намерения начать с ними переговоры по новому базовому соглашению, а также учитывать позицию Киева в энергетическом диалоге Москвы и Брюсселя.

Тестом на «европригодность» для Кабмина Януковича стал пакет соглашений об упрощении визового режима и реадмиссии. Даже за несколько дней до отбытия президента в финскую столицу никто из евроинтеграционного лагеря страны вслух не мог гарантировать, что анонсируемое парафирование данных документов состоится. Усомнившиеся в выгодности реадмиссионного соглашения представители правительства настолько затянули процесс обработки документов, что Виктору Ющенко — как раз к приезду Хавьера Соланы в Киев — пришлось выдавать на-гора специальное заявление, дабы публично напомнить коллегам по исполнительной власти, чем грозят подобные проволочки. Потом Борис Тарасюк прямым текстом заявил, что у президента достаточно полномочий, чтобы самостоятельно решить этот вопрос. Однако это не помешало Виктору Януковичу на встречах с партнерами по антикризисной коалиции в день отлета Виктора Ющенко в Хельсинки барственно давать понять: относительно парафирования документов ничего против не имею.

Правда, открыто свое недовольство новым соглашением высказывал лишь министр внутренних дел Юрий Луценко. «Ни финансово, ни психологически, ни организационно Украина не готова к подписанию соглашения о реадмиссии граждан третьих стран», — заявил он в интервью Deutsche Welle. В то же время ни Луценко, ни другие его единомышленники ни словом не обмолвились, что они лично сделали для того, чтобы у евросоюзовских бюрократов не создавалось впечатление, что Киев пытается решить все свои реадмиссионные вопросы исключительно за счет ЕС. И чтобы в брюссельских коридорах не вспоминали в контексте Украины о результатах недавних социологических опросов в Турции, где на вопрос «Что вы ожидаете от членства в ЕС нашей страны?» около 80% опрошенных ответили «финансовой помощи».

Но вот один известный народный депутат из антикризисной коалиции заверял на днях автора этих строк, что одно дело парафировать соглашение и совсем другое — ратифицирует ли его Верховная Рада: «Если европейцы сразу не выдадут нам обещанных денег, мы еще подумаем, стоит ли одобрять такой документ».

В Евросоюзе думают о другом: некоторые страны-члены по-прежнему убеждены, что Брюсселю не следовало предусматривать в соглашении так называемый двухлетний переходный период. Напомним, как раз он-то и предназначен для того, чтобы дать Украине время соответствующим образом подготовиться к новым реадмиссионным правилам. Да, в соглашении с Россией этот период составляет три года, однако следует заметить, что на первых порах переговорного процесса некоторые влиятельные страны ЕС и вовсе исключали подобный сценарий в отношении Украины. Отдельные украинские дипломаты в неформальных разговорах также обреченно говорили, что один из главных козырей — введение безвизового режима для граждан Евросоюза — мы сдали еще до начала переговорного процесса, так что особо торговаться с Брюсселем нечем.

Более того, российские коллеги наверняка не были в восторге, узнав, что в нагрузку к «украинскому» соглашению прилагается специальное заявление ЕС о предоставлении Украине соответствующей финансово-технической помощи. Кроме того, соглашение об упрощении визового режима между Украиной и ЕС охватывает большее количество категорий, которые смогут получать бесплатные визы сроком до пяти лет, нежели аналогичное с Россией. Последнее в дипломатических кругах уже успели окрестить «соглашением об упрощении визового режима для российских чиновников» В частности, в российском варианте журналисты под «льготную» статью не подпадают.

Но это еще не все: от момента подписания соглашения до момента его вступления в действие обычно проходит от 12 до 18 месяцев. Это значит, что в запасе у Украины будет даже не два года, а как минимум три — три с половиной. Понятно, что любое ответственное правительство за это время способно позаботиться о том, чтобы страна не превратилась в отстойник нелегальной миграции.

Большое значение в Киеве придавали совместному заявлению по итогам саммита. Почему? В контексте подготовки нового базового документа, которое должно заменить действующее Соглашение о партнерстве и сотрудничестве (СПС), украинцам было принципиально важно получить письменное согласие ЕС на запуск официальных переговоров с начала следующего года.

Однако тот, кто полагает, что в 2008 году на смену СПС придет новое, как его любят называть в Киеве, усиленное соглашение, скорее всего, глубоко заблуждается. «Подобные документы, — объясняют нам компетентные люди, — готовятся годами». Но если даже Украине и ЕС удастся продемонстрировать невиданное доселе дипломатическое мастерство, и документ, как предположил замминистра иностранных дел Украины Андрей Веселовский, будет подготовлен в течение года, никто не может сказать, сколько времени понадобится для его ратификации в странах-членах ЕС. Далеко за примерами ходить не нужно: между подписанием Соглашения о партнерстве и сотрудничестве (СПС) и его вступлением в силу прошло ни много ни мало четыре года.

Как Украина и Евросоюз намереваются заполнить правовой вакуум? По словам наших дипломатических источников, самым логичным вариантом в условиях такого договорного «межсезонья» является пролонгация СПС — документа, в котором как-никак предусмотрен механизм двусторонних отношений.

Позиция Украины в вопросе нового базового документа общеизвестна — по своей смысловой нагрузке это должно быть соглашение об ассоциации с ЕС европейского типа. И если евросоюзовские чиновники в ответ на подобные рассуждения украинской стороны в данный момент лишь снисходительно разводят руками, главные евроинтеграционные умы страны в своих заявлениях отталкиваются от того, что когда Киев и Брюссель подойдут к конкретным формулировкам, ситуация и в Украине, и в Евросоюзе может существенно измениться. Очень часто в этом контексте вспоминают, например, предстоящие президентские выборы во Франции. Тому, кто хоть немного знаком с внешнеполитической спецификой французского руководства, наверное, не раз приходилось слышать реплики вроде: «Пока президентом Франции будет Жак Ширак, ни о каком восприятии евроинтеграционных планов Украины не может быть и речи». И сколько бы писем ни отправлял Виктор Ющенко своему коллеге в Париж, вести диалог с партнерами, которые ни под каким «соусом» не согласны переварить даже саму мысль о возможном членстве Украины в ЕС, вряд ли под силу даже наиболее отчаянным украинским евроинтеграторам.

Учитывая острые внешнеполитические дискуссии в Германии, пока рано, на наш взгляд, говорить и о том, что у Берлина присутствует четкое видение евроинтеграционных перспектив Киева. Кто-то, возможно, возразит, что немецкий МИД уже представил свою позицию в обнародованной недавно германскими медиа стратегии. Напомним, что, согласно этому документу, Украине предложено провести время в «комфортном зале ожидания» в виде модернизированной политики соседства. Этот вариант не устраивает украинскую сторону априори уже потому, что предполагает все ту же дружную компанию средиземноморских стран вроде Туниса и Марокко. Да и, откровенно говоря, Молдову, сегодня все больше напоминающую Украину 2001—2003 годов: со своим Медведчуком, Кирпой и придворными бизнесменами.

Кроме того, никто сегодня точно не может спрогнозировать, каким образом будет продвигаться в Европейском Союзе конституционный процесс, сам факт разблокирования которого является для Киева положительным сигналом. Даже при том, что вряд ли за это время удалось существенно подкорректировать позиции наиболее непримиримых противников Конституции ЕС.

Украинские дипломаты намереваются убедить своих европейских коллег, что для Украины новое соглашение, включающее перспективу членства, это документ, возводящий европейскую интеграцию в ранг государственной идеологии, призванной так или иначе объединить страну. Другими словами, речь идет не просто об удовлетворении чьих-то евроинтеграционных капризов, а о вопросе, имеющем прямое отношение к внутреннему развитию страны.

Насколько убедительными покажутся эти доводы еэсовцам, во многом зависит от состояния дел в самой Украине. В Брюсселе, например, несколько раз приходилось слышать шутку, что «каждый год до конца года в Киеве вступают в ВТО». Несмотря на то что вхождение во Всемирную торговую организацию и начало переговорного процесса о создании зоны свободной торговли с ЕС юридически нигде не увязано, европейские комиссары просто устали повторять: без вступления в ВТО ни о каких подвижках в вопросе ЗСТ не может быть и речи. Суетливые действия, которые предпринимает президент, внося в Верховную Раду вэтэошные законопроекты, не вызывают у европейских коллег ничего, кроме легкого недоумения: они не могут понять, что мешало Ющенко активизировать эту работу тогда, когда в парламенте мог быть ратифицирован, по словам одного европейского эксперта, «хоть чек из ресторана». Сегодня, когда идея синхронизировать вступление Украины с Россией в ВТО реанимирована на уровне совместных встреч премьер-министров, дипломатический блиц-криг уже вряд ли возможен.

В то же время у евросоюзовских функционеров вполне резонно может возникнуть вопрос: если Украина столь заинтересована в начале переговоров о создании зоны свободной торговли, то почему до сих пор не проводится серьезная консультационная работа с группами интересов? А если она горит желанием скорее перейти к подготовке усиленного соглашения, то почему на берегах Днепра по сей день не удосужились назначить национального координатора по подготовке данного документа?

Хотя о каком национальном координаторе может идти речь, если на Михайловской, Грушевского и Банковой евроинтеграционный курс страны пытаются координировать в соответствии с видением собравшихся там сегодня личностей, не считающих зазорным менять свои взгляды в зависимости от занимаемого кресла. Например, новый советник премьера по специальным международным вопросам Анатолий Зленко заверил автора этих строк, что намерен придерживаться евроинтеграционной и евроатлантической линии и на новом посту (что бы по этому поводу ни говорили его коллеги Анатолий Орел и Константин Грищенко — бывший посол Украины при НАТО и в США), хотя не так давно мы слышали его достаточно скептические публичные высказывания, в частности, относительно евроатлантической интеграции.

От заместителя же главы секретариата Александра Чалого нам, по всей видимости, еще предстоит узнать, как в довольно сжатые сроки он из главного евроинтегратора страны превратился в ярого приверженца «швейцарской модели» и внеблокового статуса, и разделяет ли он в данный момент стремление президента добиться полноправного членства Украины в ЕС и НАТО. И не будет ли таким образом секретариат президента конфликтовать не только с эдаким «карманным МИДом» при кабинете Януковича, но и с МИДом, возглавляемым единомышленником президента Тарасюком?

* * *

Сегодня ЕС предлагает Украине евроинтегрироваться с помощью конкретных проектов. Киев устами Виктора Ющенко на это соглашается. При нынешних раскладах внутри Евросоюза и отсутствии реальной евроинтеграцинной политики в Украине даже самые безобидные намерения Киева легко могут быть переквалифицированы Брюсселем в разряд евродомагательств.

Когда верстался номер, стало известно, что в Хельсинки Виктор Ющенко заявил, что основой нового соглашения между Украиной и ЕС станет переход к политической ассоциации и экономической интеграции. «Суть нового базового договора между Украиной и ЕС — переход от партнерства и сотрудничества к политической ассоциации и экономической интеграции. Для Украины очень важно, чтобы новый договор не превратился в модернизированный договор о партнерстве и сотрудничестве. Положения документа должны содержать конкретные цели и сроки их достижения, а также четко должны быть определены сроки действия», — сказал глава Украинского государства.

Он подчеркнул важность наличия перспективы членства Украины в ЕС в будущем, добавив: «чтобы двери ЕС оставались открытыми. Без этого принципиального элемента политическая составляющая будущего Украины не имеет смысла».

«Для нас является знаковой готовность Евросоюза наращивать отношения и темпы сотрудничества с Украиной», — цитирует президента агентство «Интерфакс-Украина». В.Ющенко отметил успешное завершение переговоров об упрощении визового режима и реадмиссии. Он также высказался за целесообразность дальнейшего углубления сотрудничества в торгово-экономических отношениях Украины с ЕС.

Глава государства считает расширение ЕС «уникальным фактором европейской стабилизации». Вместе с тем, по его словам, Украину «время от времени беспокоят идеи об определении границ ЕС». «Мы верим, что эта полемика не завершится формированием какой-то новой версии Берлинской стены на границах ЕС», — сказал он.

Президент подчеркнул, что Украина готова и впредь работать над необходимыми для дальнейшей интеграции в ЕС реформами и выразил убежденность, что в этом вопросе стороны найдут стратегический компромисс.

В свою очередь премьер-министр Финляндии, председатель Европейского Совета Матти Ванханен подтвердил, что ЕС не собирается отказываться от своего дальнейшего расширения, но будет требовать от стран–претендентов на членство выполнения обязательств. Он заверил о готовности ЕС с 2007 года начать с Украиной переговоры о новом формате соглашения с Украиной, и основным элементом этого документа должно стать создание зоны свободной торговли, чему должно предшествовать вступление Украины в ВТО.

Председатель Еврокомиссии Жозе Баррозу видит в углубленном соглашении «важную составляющую стратегического партнерства двух сторон» и считает, что «это должен быть инновационный амбициозный документ».

По убеждению представителей ЕС, соглашение должно содержать вопросы сотрудничества в торгово-экономической, энергетической и других сферах. Вместе с тем акцентировалось убеждение, что для успешного процесса евроинтеграции украинские власти должны уделить значительное внимание поддержанию политической стабильности, скоординированной и конструктивной работе ветвей власти, углублению реформ, борьбе с коррупцией и обеспечению независимости судов, реформированию судебной системы, борьбе с коррупцией, созданию условий для прозрачного бизнеса, инвестиционному климату.

В этом контексте Ж.Баррозу считает важным шагом внесение президентом Украины в Верховную Раду пакета антикоррупционных законопроектов.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме