«Из многих — одно». Так переводится традиционный лозунг США, который можно увидеть на Большой печати этой страны. Он символизировал создание единого государства из тринадцати штатов-основателей.
За свою историю единство американского общества неоднократно проходило испытание на прочность, иногда — в крайне драматичных обстоятельствах. Думаю, сейчас в США происходит очередной период мучительной адаптации к новым социальным, демографическим, экономическим и культурным реалиям, в значительной мере обусловленной процессами глобализации (хотя сама глобализация подвергается мутациям в связи с коронавирусной пандемией). Последние, как и предыдущие, 2016 года, выборы в США стали своеобразным сейсмографом, свидетельствующим о наличии и силе социальных разломов.
Показательный факт. Кандидаты на должность президента позиционировали себя как альтернативу друг другу, альтернативны их программы, но, хотя Дж.Байден уверенно победил по количеству голосов, отданных за него по стране в общем (примерно 78 миллионов), Д.Трамп тоже получил впечатляющий результат — почти 73 миллиона голосов (что превышает рекордное до этих выборов количество голосов, полученных Б. Обамой в 2008 году). При этом нужно принять во внимание, что приоритеты избирателей обоих конкурентов противоположны: на первом месте у «байденовцев» — расовое равенство, тогда как «трамписты» отдают предпочтение экономике.
Чтобы попробовать понять причины такой ситуации, нужно обратить внимание на ряд факторов. На первом месте среди них — радикальные демографические изменения, влияющие на все сферы жизни страны, в частности и на политику, состав избирателей в отдельных штатах и вообще. Неустанно уменьшается удельный вес белых американцев, которые в 2050 году составят меньшинство населения США.
Наибольшим этнорасовым меньшинством уже стали испаноязычные (18,3% против 13% чернокожих), в 2050 году доля испаноязычных детей возрастом до 5 лет составит 40%. Снова возрастает количество иммигрантов: родившиеся за рубежом составляют 13,6% населения США, что является наивысшим показателем с 1910 года. Высказывается мнение, что в будущем иммигранты будут играть ведущую роль в экономике США.
На авансцену все активнее выходят «дети нового тысячелетия» (23‒38 лет) и последующего «поколения Z», которые имеют более высокий уровень образования и более либеральные взгляды, 48% «поколения Z» принадлежат к этнорасовым меньшинствам.
Таким образом население США становится все разнообразнее по расовому и этническому происхождению. Казалось бы, это очевидный позитив, но вряд ли плюс прорисуется автоматически. Очевидно, он будет зависеть от того, насколько американское общество будет готово к таким переменам: согласно прошлогоднему опросу Pew Research Center, 49% американцев считают, что эти перемены усилят конфликты между расовыми и этническими группами, а 38% (большинство) считают, что они ослабят американские обычаи и традиции. www.pewsocialtrends.org
Эта констатация приобретает особую актуальность на фоне событий нынешнего года, когда расово мотивированные конфликты взорвались с новой силой, обрели невиданные с 1960-х годов масштабы и остроту (едва ли не впервые в истории страны в осаду попал Белый дом). Очевидно, эту ситуацию нельзя объяснить лишь грубостью полиции или влиянием сугубо экономических факторов: несмотря на сохранение значительного разрыва в доходах белых и чернокожих семей, с 2018 года доходы последних возросли на 8,6% (Economic Policy Institute’s Valerie Wilson), а с 1960 года значительно уменьшилось количество афроамериканских хозяйств за чертой бедности. Заслуживает внимания и тот факт, что, по предварительным данным, Д.Трамп и республиканцы на последних выборах получили больше голосов черных американцев, прежде всего, мужчин, чем в 2016 году. consistent gains for Republicans among black voters С другой стороны, реальностью американского общества является наличие «субкласса» чернокожих американцев, оказавшихся в замкнутом круге безработицы, зависимости от социальных выплат и дискриминации. По моему мнению, эта социальная группа и в дальнейшем будет поставлять взрывной материал для американской политики, и средств быстро решить ее проблемы сейчас не видно; по крайней мере они не находятся исключительно в институционной плоскости.
Не менее существенно повлияло на общественные отношения фактическое разделение общества на тех, кто сполна воспользовался возможностями глобализации (например, на работников отрасли ІТ и других передовых технологий, сервисного сектора), и тех, кто оказался на обочине общественно-экономической жизни, в так называемом поясе ржавчины, вследствие деиндустриализации американской экономики, деградации целых ее секторов. Для них «американская мечта» превратилась в призрак: в течение последних десятилетий заработная плата низших категорий наемных работников стагнировала, уступая темпам роста стоимости жизни. Соответственно, перестали работать социальные лифты: в некоторой степени социальная мобильность осталась на уровне 1970-х годов. www.smithsonianmag.com
Именно белые рабочие без высшего образования составляют ядро электората Д.Трампа — наряду с американцами, живущими в сельской местности, в отличие от населения крупных городских центров, которое проголосовало за Дж.Байдена. Американцы теперь стараются селиться рядом с теми, кто разделяет их политические взгляды. Для либералов — это разные по составу жителей, плотно заселенные места, а для консерваторов — небольшие города и села с белым пролетарским населением, враждебно настроенным к свободной торговле, глобализации, иммиграции, загранице вообще и городским элитам. Соответствующим образом это влияет на состав электората Демократической и Республиканской партий.
Хотя негативное влияние политических решений, которые принимаются в Вашингтоне и поляризуют американское общество, распалось до Трампа, именно Трамп сознательно сделал из генерирования конфликтов, усиления уже имеющихся линий разделения один из главных инструментов своей политики, исходя преимущественно из собственных интересов. После выборов применение этих методов достигло нового, еще более опасного уровня: отказавшись признавать победу Байдена и саботируя процесс передачи власти, Трамп усилил в своих избирателях ощущение отчужденности, стимулировал дальнейшую эрозию их доверия к общественным учреждениям. Очевидно, социально-политические и эмоциональные отголоски выборов 2020 года будут продолжительными.
Таким образом, перед Дж.Байденом и его правительством стоит сверхсложная задача: снизить напряжение в отношениях между разными частями американского общества и найти адекватные, приемлемые для подавляющего большинства американской массы ответы на проблемы, угрожающие американскому образу жизни. Уже в своем первом выступлении в ипостаси новоизбранного президента он позиционировал себя антиподом Д.Трампу, его действиям и заявлениям, разделяющим общество: «Наступило время отказаться от жесткой риторики, снизить температуру, снова посмотреть друг на друга, прислушаться друг к другу и достичь прогресса».
Во время избирательной кампании Дж.Байден анонсировал пакет амбициозных реформ, включающий повышение налогов для богатых американцев и корпораций, дальнейшее реформирование здравоохранения, повышение минимальной зарплаты до 15 долларов в час, масштабные проекты, направленные на улучшение охраны окружающей среды, преодоление экономических последствий пандемии, развитие инфраструктуры, а также мероприятия по легализации статуса миллионов незаконных мигрантов.
Сейчас шансы на реализацию законодательных инициатив новоизбранного президента представляются весьма неуверенными. Это еще один из результатов выборов: страна выбрала президента — представителя Демократической партии, но в других компонентах выборы оказались весьма успешными для его политических оппонентов, во многих случаях получивших голоса избирателей, которые голосовали за Дж.Байдена, чтобы положить конец правлению Д.Трампа. Республиканцы смогли расширить свое представительство в Палате представителей и, очевидно, сохранить контроль над Сенатом.
Если после повторных выборов в штате Джорджия (в январе 2021 года) в Сенате сохранится республиканское большинство, то США снова (как в последнюю каденцию Б.Обамы) окажутся в ситуации разделенного правления, когда президент будет иметь крайне ограниченные возможности для реализации своих законодательных инициатив. Достижение любых договоренностей и принятие соответствующих законопроектов потребует продолжительного и ловкого маневрирования. Впрочем, даже известное умение Дж.Байдена достигать политических компромиссов не будет гарантировать положительного результата: для этого ему надо склонить на свою сторону (по крайней мере, во время голосования по важнейшим вопросам) умеренных сенаторов-республиканцев. Это, в свою очередь, в значительной степени будет зависеть, удастся ли Дж.Байдену противостоять давлению леворадикального крыла демократов, которое, наконец, поддержало его кандидатуру и потребует за это компенсацию — в виде политических инициатив и должностей (например, министра труда для социалиста Б.Сандерса или министра финансов для сенатора Э.Воррен).
Избирательный процесс в США подходит к концу. Имя победителя и его программа известны. Удастся ли Дж.Байдену и его команде хотя бы затормозить фрагментацию американского общества, наличие которой показали выборы 2020 года?
Продолжение следует.