Именно такую формулу начавшегося сегодня в Москве саммита вывел посетивший с однодневным визитом Киев премьер-министр Великобритании. Известно, что последние месяцы, ознаменованные подготовкой саммита, московская пресса настойчиво называла предстоящую встречу саммитом «большой восьмерки». Вот такие иллюзии. А у Президента Украины иллюзий нет. Во всяком случае, в интервью агентству «Рейтер» он заявил, что он их «не испытывает в отношении определения, принадлежащего Джону Мейджору». Ну что ж, говорят, скромность украшает. Правда, еще говорят, что «излишняя скромность - это кратчайший путь к забвению...»
Вместе с тем, Президент Украины вылетел в пятницу вечером в Москву не для того, как пишут наши российские коллеги, «чтобы поужинать с лидерами «большой восьмерки». Официальная часть саммита началась не в пятницу, а в субботу в 10 утра. К двум часам работа лидеров будет закончена, и после перерыва состоится часовое заседание «G-7», России и Украины.
Три двусторонние встречи проведет Леонид Кучма в Москве. Первой состоится беседа с президентом Франции Жаком Шираком, затем Леонид Данилович встретится с Борисом Николаевичем (до сих пор неизвестно, зачем) и в заключение переговорит с премьером Канады Жаном Кретьеном. Не исключено, что вечером в пятницу состоялась встреча Леонида Кучмы и Виктора Черномырдина, которая в программе пребывания Президента Украины в Москве была записана как возможная.
Если Леонид Кучма не испытывает иллюзии относительно формулы «G-7 + 2», то высокопоставленные чины украинской исполнительной власти не испытывают их же в отношении украинской части заключительного Меморандума московского саммита. «Я думаю, что все вопросы с ЧАЭС будут решены», - заявил Джон Мейджор в Киеве во время встречи с Леонидом Кучмой. Его слова не вызывают сомнений, а лишь оговорку: но не в этот раз, поскольку никаких конкретных решений и цифр относительно ЧАЭС проект меморандума в себе не содержит. Украина ожидает, что на саммите будет подтверждена приверженность Меморандуму о взаимопонимании в вопросе закрытия Чернобыльской АЭС. Об этом в интервью агентству «Интерфакс-Украина» сообщил Президент Леонид Кучма. (Меморандум о взаимопонимании в проблеме Чернобыльской АЭС был подписан лидерами стран «G-7» и Украины в декабре 1995 года в Канаде. Согласно документу Запад предоставит Украине 500 млн. долларов в виде грантов и 1,2 млрд. долларов как кредиты международных финансовых организаций и МАГАТЭ.) Президент Украины выразил мнение, что страны «большой семерки» могли бы подтвердить намерение приложить максимум усилий для реализации этой цели». О большем пока речь не идет.
Иногда, глядя на патологическое упрямство Запада в нежелании понять украинские сложности с закрытием ЧАЭС, думается, что недалеки от истины бизнесмены, работающие с Чернобыльской атомной станцией, утверждающие, что еще как минимум лет тридцать ЧАЭС будет работать. Похоже, что московский саммит не даст Украине ничего нового, за исключением двусторонних встреч и возможности еще раз всему миру терпеливо и подробно объяснить, почему Украина хочет закрыть Чернобыль и почему не может этого сделать без западной помощи в размере обещанных в Неаполе четырех миллиардов долларов.
Вместе с тем вопрос о Чернобыльской АЭС будет не основным на саммите.
Как сообщает наш московский корреспондент Валентина Морозова, в повестку дня, согласованную еще в конце февраля 1996 года, включены два основных блока вопросов: технологическая безопасность гражданских ядерных установок и военно-политическая ядерная безопасность. Согласно программе встречи, кроме проблем обеспечения ядерной безопасности в России одним из основных вопросов в повестке станет дискуссия вокруг российского и международных рынков оборудования и топлива для ядерной энергетики. Россию же больше интересуют проблемы, связанные с поиском путей безопасности обладания ядерным оружием, пресечением его хищения и контрабанды. В свою очередь «семерку» больше привлекают процедуры, методы и технические средства безопасности военных ядерных объектов.
Одним из вопросов, которым будет уделено внимание на саммите, будет ответственность за ущерб, причиненный ядерными авариями. По установившимся международным традициям, за такой ущерб отвечает собственник, эксплуатирующий установку. Ни одна из республик СНГ, в том числе ни Россия, ни Украина, не были готовы к тому, чтобы следовать этим нормам. Согласно Венской конвенции, в случае серьезной аварии иски за ущерб выплачивают фирмы, производящие оборудование. Тем не менее, учитывая заинтересованность зарубежных фирм в российских проектах, главы правительств «семерки» полагают, что они сами будут гарантировать возмещение ущерба в случае аварии на АЭС в странах СНГ, и предлагают предельную сумму выплат Венской конвенции 500 млн. долларов. Однако страны, соседствующие с Россией, в частности Польша и Белоруссия, требовали увеличения этой суммы до нескольких миллиардов долларов. По мнению экспертов, на сегодняшний день весьма сомнительно присоединение России и Украины к конвенции, тем более, что такие державы, как США и Япония, пока еще не присоединились к ней.
Помимо катастроф и аварий на АЭС опасность для жизни населения представляет и отсутствие должного контроля за хранением ядерных материалов, оружия и технологий. По словам начальника четвертого управления Минатома России Станислава Малышева, в бывшем СССР было произведено 1200 тонн высокообогащенного урана и 200 тонн плутония. Количество это будет расти по мере демонтажа ядерного оборудования. В настоящее время в России насчитывается 900 объектов хранения, однако контроль за ними затруднен даже для собственных инспекторов. Одно из таких крупных в России - хранилище на ПО «Маяк», что в Челябинской области, где накоплено 19 тысяч кубических метров высокоактивных суспензий с суммарной активностью 135 млн. кюри. В настоящее время с правительством США ведутся переговоры о сооружении на территории ПО «Маяк» еще одного хранилища для твердых отходов, в котором будет сосредоточено до 40 процентов ядерных материалов из стран СНГ и России. В свою очередь министр атомной энергетики РФ Виктор Михайлов на пресс-конференции заявил о том, что России понадобится от 20 до 30 лет для утилизации оружейного плутония, извлекаемого из демонтированных ядерных боеголовок. Михайлов дал понять, что Россия пока не готова поставить под контроль МАГАТЭ остальные свои запасы оружейного плутония. «Эта проблема может быть решена только после того, когда все ядерные державы сделают новые шаги в области разоружения». При этом министр отметил, что проблема ядерного разоружения (в отличие от вопроса о прекращении испытаний ядерного оружия) на саммите рассматриваться не будет.
По словам академика Малышева, ожидается, что встреча примет еще одно важное решение, которое позволит использовать плутоний в реакторах гражданского назначения и способствовать сокращению мировых запасов оружейного плутония. Существует несколько технологий данного процесса. Франция готова передать одну из таких технологий России, что позволит ей производить ядерное топливо и продавать его на мировом рынке, и российском также. Россия считает, что важно получить технологию из Германии и перерабатывать у себя в стране, чтобы зарабатывать валюту путем продажи смешанного оксида странам с атомной энергетикой. По мнению Малышева, предполагается, что США и Канада будут рассматривать возможности переработки американского оружейного плутония в смешанный оксид и сжигания его в реакторах Канады и России.
Наряду с экономическими и экологическими будут на саммите затронуты и политические аспекты. Помощник президента России по вопросам национальной безопасности Юрий Батурин заявил, что проблема расширения ядерного клуба будет обсуждаться на встрече скорее в плане создания безъядерных зон. Политик считает, что создание таких зон сейчас особенно актуально во всем мире, однако создание безъядерной зоны в Центральной и Восточной Европе, по его убеждению, играет особую роль. «Неплохо, чтобы в такую зону включились Украина, Белоруссия, другие страны региона. Тогда многие проблемы, в том числе и вопрос о расширении НАТО, могли бы рассматриваться по-иному», - сказал Ю.Батурин.
Он отметил, что при подготовке саммита Россия консультировалась по своей позиции со странами СНГ, «в том числе, разумеется, с Казахстаном и Белоруссией». Помощник президента полагает, что успех саммита «будет способствовать росту престижа президента Б.Ельцина в ходе его предвыборной кампании». Надо сказать, что в данном случае, как это ни парадоксально, обнаружилось нечто общее между саммитом «G-7» и последним саммитом глав государств СНГ. Их объединяет одно: затраченные силы на поддержку Бориса Ельцина как самой желательной кандидатуры на пост второго президента России.
Очевидно, той же цели будет способствовать очищение Москвы от всяческих злачных элементов и темных личностей накануне саммита. Сотрудники Службы безопасности президента и ГУО будут непосредственно нести охрану участников саммита и контролировать оперативную обстановку в ходе встречи. В свою очередь работники УФСБ уже провели комплекс оперативных мероприятий, направленных на обеспечение безопасности на территории Москвы и Московской области. Агентство «Интерфакс» сообщает, что подразделения московской милиции уже начали проводить дополнительные мероприятия по обеспечению в городе общественного порядка. Сейчас в городе проводится общегородская операция «Режим». Будем надеяться, что режим никто не нарушит и лидеры восьми стран, ничего конкретно не решив, разъедутся по домам не обиженными.