Катастрофа российского истребителя Су-27 близ литовской деревни Йотишкес вновь дала повод Вильнюсу поставить перед своими западными партнерами вопрос о безопасности. И не только воздушного пространства страны. «То, что случилось, является очевидной угрозой безопасности Литвы, а также безопасности Европейского Союза и НАТО», — заявил министр обороны Литвы Гедиминас Киркилас. Однако это лишь одна сторона проблемы, поскольку инцидент с истребителем вновь обострил отношения Москвы и Вильнюса, растревожив старые призраки…
Так что же произошло 15 сентября? Согласно официальной версии российской стороны, события проистекали следующим образом. Истребитель Су-27 в составе эскадрильи летел над нейтральными водами Балтийского моря из Санкт-Петербурга в Калининградскую область. Но в какой-то момент в навигационной системе самолета произошел сбой. В результате летчик — майор Валерий Троянов — отстал от группы, потерял ориентацию и случайно пересек границу Литвы. После израсходования топлива пилот катапультировался, а самолет разбился в безлюдной местности в 55 километрах севернее Каунаса. На следующий день после аварии Москва принесла свои извинения Вильнюсу. И, потребовав вернуть майора и обломки самолета, пообещала компенсировать убытки.
В контексте литовско-российских отношений, где отсутствует доверие к партнеру, зато слишком много взаимного подозрения, в Вильнюсе в версию Москвы не очень-то поверили. Хотя литовские власти и не отрицали саму возможность сбоя аппаратуры, все же они подозревали, что летчик умышленно залетел на территорию страны для разведки: имитируя поломку навигационной системы, Су-27 активизирует средства ПВО, чтобы самолеты дальней разведки могли определить частоту, на которой работают радары радиолокационных станций. Как замечали в своих неофициальных комментариях прессе литовские военные, «нет никаких сомнений, что самолет прилетел на разведку. Случайностью является только то, что в результате он разбился».
В действительности версия о разведывательной миссии Су-27 выглядит не такой и фантастической. Во внешней политике России уже долгое время существует практика нарушения воздушного пространства третьих стран российскими военными самолетами. Это делается для того, чтобы проверить эффективность сил ПВО, а также реакцию политического руководства государства на подобные инциденты. До сего времени российские самолеты неоднократно «по ошибке» залетают, например, то в небо Финляндии, то Грузии. Надо сказать, что до марта 2004 года, когда небо трех стран Балтии стали патрулировать самолеты НАТО, россияне часто нарушали и воздушные границы Литвы.
В поисках истины, несмотря на протесты россиян, задержанного российского летчика сразу же начала допрашивать литовская прокуратура. В свою очередь Москва обвиняет Вильнюс в затягивании процедуры возврата пилота. Инцидент стал серьезно обострять двусторонние отношения: в знак протеста против действий литовских властей Россия отказалась от участия в запланированных переговорах по торгово-экономическим вопросам. Конфликт между Вильнюсом и Москвой усугубило и то, что на месте падения самолета были найдены четыре ракеты класса «воздух—воздух», а также два килограмма обогащенного урана, который использовался в боеголовках для увеличения пробивной мощности ракеты…
Окончательно расставить все точки над «і» в этой истории должна была расшифровка черного ящика Су-27, к которой литовцы приступили с помощью украинских экспертов в конце прошлой недели. Но, заметим, некоторые литовские военные сомневались в результатах расшифровки записей. «Если самолет намеренно нарушил границу Литвы, то данные черного ящика будут сфальсифицированы», — говорили они.
Впрочем, ситуация стала более ясной еще до завершения обработки этих записей. Министр обороны Литвы, основываясь на данных, собранных межведомственной комиссией по расследованию причин инцидента, заявил, что катастрофа российского истребителя не была провокацией. Он также сообщил, что версию о провокации можно исключить почти наверняка, поскольку нет фактов, ее подтверждающих, а Су-27 действительно мог разбиться из-за неисправности систем навигации и ошибок пилота. К тому же, в конце прошлой недели заместитель генерального прокурора Литвы Гинтарас Ясайтис высказал предположение, что дело в отношении Валерия Троянова скорее всего будет закрыто, а сам он отпущен на свободу. Впрочем, не забывают обратить внимание представители официального Вильнюса, пока ни одна версия еще не отклонена.
Но чем бы ни завершилась история с разбившимся Су-27, очевидным уже сегодня является то, что она продемонстрировала ряд серьезных проблем в противовоздушной обороне Литвы и… Североатлантического альянса. Как заметил пресс-атташе Организации североатлантического договора Джеймс Аппатурай, «система ПВО НАТО создана на основании индивидуальных систем и вкладов стран-членов, которые дополняют и соединяют коллективные силы альянса».
Напомним, что после того как Литва, Латвия и Эстония стали членами трансатлантической организации, на авиабазе ВВС Литвы под Шяуляем постоянно находятся четыре-пять истребителей государств НАТО, которые по принципу ротации патрулируют воздушное пространство всех трех государств Балтии. Однако этот «зонтик» оказался дырявым. Инцидент с Су-27 продемонстрировал недостатки оборонительного сотрудничества Балтии в целом и оснащенности ПВО Литвы в частности: потерявший ориентацию пилот российского истребителя не только незамеченным влетел в воздушное пространство Литвы, но его долгое время вообще не улавливали радары литовской армии. А натовские перехватчики поднялись в воздух только тогда, когда самолет уже разбился.
Сейчас каждая из сторон обвиняет в происшедшем друг на друга. Так, военные НАТО отвергают претензии в слишком медленной реакции на нарушение границы. Газета Lietuvos zinios цитирует представителя немецкого контингента майора Карла Хейнцсмуда: «Как только мы получили предупредительный сигнал, наши самолеты в воздух поднялись через восемь минут. Так что мы сделали все, что от нас зависело. Проблема в том, что радары не увидели и не опознали российский самолет. Это ошибка радаров, а не немцев, которые не могли об этом знать». (Впрочем, немцев уже в ближайшее время сменят американские летчики.)
Литовцы в свою очередь говорят об устаревшем радиолокационном оборудовании, поставленном американцами, и напрочь отвергают предположения, что диспетчеры, дескать, были не на рабочем месте, а в кафе. Безусловно, проведенное расследование даст ответ на вопрос, почему так случилось. (При этом министр обороны освободил от занимаемой должности командующего ВВС Литвы полковника Йонаса Марцинкуса. Правда, формулировка крайне любопытная: он лишен должности, поскольку был лишен права работать с секретными документами. Литовские СМИ предполагают, что это решение связано с тем, что бывший командующий ВВС в ходе беседы с представителями российских вооруженных сил мог сообщить, что при катастрофе истребителя опознавательная система «свой—чужой» не была уничтожена.) В любом случае инцидент с Су-27 поставил вопрос о повышении уровня безопасности трех стран Балтии.