С недавних пор украинские дипломаты, комментируя отношения Киева и Будапешта, говорят о своем сдержанном оптимизме. Но тональность прогноза резко меняется, когда речь заходит об июльском саммите Североатлантического альянса в Брюсселе и перспективах заседания комиссии Украина-НАТО (КУН) на высшем уровне. Шансов, что оно состоится, нет: его проведение упорно блокирует венгерская сторона. И это вызывает нервозность в украинской столице.
Однако в Вашингтоне и Брюсселе нашли способ, как обойти вето Будапешта. Но об этом чуть ниже.
Напомним, что отношения Украины и Венгрии резко ухудшились после принятия Верховной Радой Закона "Об образовании". Правительство Орбана, декларируя защиту прав венгров, проживающих за рубежом, стремится добиться отмены статьи 7 закона, касающейся языка обучения. Отметая компромиссы, передергивая факты и искажая решение Венецианской комиссии, Будапешт пошел на обострение ситуации, пытаясь шантажом и ультиматумами заставить нашу страну и далее сохранять изолированное положение венгерской общины в Закарпатье.
Эта тактика изменилась в конце мая: после переговоров министра иностранных дел Венгрии Петера Сийярто с помощником госсекретаря США по делам Европы и Евразии Уэссом Митчеллом Будапешт неожиданно согласился провести встречу глав украинского и венгерского МИДов. Во время нью-йоркского рандеву Петера Сийярто с Павлом Климкиным была достигнута договоренность о консультациях между украинским Минобразования и представителями общины закарпатских венгров, а также о встрече министров образования и иностранных дел двух стран.
Договоренности в первой части были соблюдены: консультации, посвященные имплементации "языковой статьи", состоялись 5 июня. В Киеве, осторожно оценивая их, говорят о прогрессе, поскольку лидеры венгерской общины ранее вообще отказывались от разговора. Но лакмусовой бумажкой искренности венгерской стороны вести диалог и искать компромиссы будет встреча министров иностранных дел и образования, запланированная на 22 июня.
Возможно, венгры и далее отказывались бы от разговора с украинцами на тему Закона "Об образовании", если бы не американцы. Причиной вмешательства стало постоянное блокирование Будапештом министерских заседаний комиссий Украины и НАТО и проведения заседания КУН на высшем уровне во время Брюссельского саммита.
В последние восемь месяцев Сийярто не раз повторял, что Венгрия не поддержит евроинтеграционные и евроатлантические устремления Украины, пока Киев не изменит закон об образовании. Ключевым элементом этой стратегии стало сотрудничество нашей страны и альянса: используя право вето, правительство Орбана блокирует проведение заседаний КУН на министерском и президентском уровнях.
Комиссия Украина-НАТО - основной формат диалога между Киевом и Брюсселем. Во время заседаний стороны напрямую обмениваются мнениями и лично представляют позицию, что важно не только для нашей страны, но и для членов организации. Зачастую КУН - это последняя возможность переубедить оппонентов в принятии решения. Как, например, это пыталась сделать администрация Виктора Ющенко во время Бухарестского саммита.
Но в последние месяцы если и проходили встречи украинских министров обороны и иностранных дел с их коллегами из альянса, то либо на двустороннем уровне, либо - в формате "коалиции друзей Украины". В Будапеште полагали, что блокирование КУН на министерском и высшем уровнях - весомый рычаг влияния на украинское политическое руководство, а угроза срыва заседания комиссии с участием Петра Порошенко должна заставить Киев пойти на уступки.
Нельзя сказать, что правительство Орбана так уж ошибалось в определении нервных узлов украинских политиков. Имиджевая политика - одна из таких болевых точек. Особенно в период фактического начала президентской кампании, когда усиливается гипнотическое действие объективов камер. В такие дни полутораминутный сюжет в прайм-тайм для украинских политиков может значить куда больше, нежели национальные интересы.
При этом венгерская дипломатия не протестует против заседаний КУН на уровне послов и не блокирует практическое сотрудничество Украины с НАТО. Впрочем, в мае Будапешт решил ужесточить позицию и инициировал пересмотр всего комплекса военной и политической помощи нашей стране со стороны альянса, поскольку "правительство Украины не демонстрирует ни политической воли, ни способности реализовать содержательную программу реформ".
Данное предложение не встретило одобрения ни генсека организации, ни стран - членов альянса. Там порядком устали от того, что Будапешт, злоупотребляя правом вето и шантажируя Киев, препятствует политическому диалогу. Тем более что венгры прямо говорили: если Украина остановит выполнение статьи 7 Закона "Об образовании" для меньшинств, представляющих государства - членов НАТО, то можно и далее продолжать сотрудничество с нашей страной.
Непоколебимая позиция Будапешта создает для всех серьезную проблему, поскольку отсутствие заседания КУН в программе саммита демонстрировало бы глубокий кризис в отношениях нашей страны и альянса. Ведь даже во времена "кассетного скандала", сопровождавшегося мягкой международной изоляцией Леонида Кучмы, на Пражском саммите состоялось заседание комиссии на высшем уровне. Пусть даже и с рассадкой по французскому алфавиту.
Для Киева же КУН имеет еще и символическое значение, и непроведение его заседания в условиях российско-украинской войны нанесло бы удар по имиджу украинской власти в целом и президента в частности. Проблема для администрации Петра Порошенко тем более неприятная, что при президентстве Виктора Януковича заседания этой комиссии проходили. Без сомнений, ситуацией с отсутствием заседания КУН воспользуется российская пропаганда, расшатывая украинское и западное общественное мнение.
Эти и другие риски осознает и ряд стран - членов организации, ищущих варианты выхода из ситуации. Генсек НАТО Йенс Столтенберг уже заявил, что Петр Порошенко будет приглашен на саммит НАТО в Брюсселе: "Мы пока еще не решили, в каком формате пройдет и какого рода будет эта встреча, но его пригласят, потому что мы уже решили, что проведем встречу партнеров по операции "Решительная поддержка".
"Решительная поддержка" - небоевая миссия НАТО по обучению и оказанию помощи правительственным силам Афганистана, начавшаяся 1 января 2015 г. Помимо членов НАТО в ней участвуют Азербайджан, Грузия и Украина. А на недавней встрече министра обороны Степана Полторака с коллегами из "коалиции друзей Украины" была достигнута договоренность об увеличении численности украинского контингента в этой миссии альянса.
Для официального Киева участие президента лишь во встрече, где речь будет идти только об Афганистане, неприемлемо: она имеет незначительную политическую и имиджевую ценность в отличие от отдельного заседания глав государств и правительств, посвященного Украине и ее проблемам. По большому счету участие во встрече партнеров по операции "Решительная поддержка" просто позволяет присутствовать на саммите в роли статиста.
Однако даже после увещеваний Вашингтона позиция Будапешта остается неизменной: в Брюсселе не будет заседания КУН на высшем уровне. Причин столь категоричной позиции правительства Орбана несколько.
Главная - для венгерских политиков принципиален вопрос языковой и политической автономии венгров, проживающих за рубежом. В стране, где на государственном уровне рассматривают подписанный в 1920 г. Трианонский договор как позорную страницу истории, правительство не хочет прослыть "предателями", пожертвовавшими закарпатскими венграми "на алтарь мировой политики" и дать своим политическим оппонентам лишний повод для обвинений.
Позицию Будапешта ужесточают неуклюжие действия украинской власти. Так, в день переговоров между представителями Минобразования и общины венгров Закарпатья стало известно о расследовании СБУ деятельности фонда "Закарпатский центр экономического развития "Эган Эде". В Будапеште это восприняли как давление на венгерскую общину, и именно так венгерские дипломаты интерпретируют в Брюсселе действия СБУ, далее блокируя КУН на высшем уровне.
По информации ZN.UA, чтобы обойти вето Будапешта, с подачи Вашингтона в НАТО рассматривают предложение провести отдельное заседание глав государств и правительств стран - членов альянса, посвященное Грузии и Украине, и пригласить на него лидеров этих государств. И хотя венгры еще артачатся, судя по всему, они согласятся с таким форматом встречи. Зато в Киеве не в восторге от подобного предложения американцев.
На Банковой еще думают, стоит ли соглашаться. Только есть ли выбор? Поскольку в Киеве нацелены на присутствие Порошенко в Брюсселе, других приемлемых вариантов отдельной встречи, посвященной нашей стране и с участием украинского президента, просто нет. Альтернатива - уступить шантажу Будапешта и отказаться от статьи 7. И тогда венгерское правительство согласится на проведение КУН на высшем уровне. Однако поддаться диктату венгров означает изначально занять проигрышную позицию.
Не в восторге от этого предложения и в Тбилиси, поскольку оно означает, что не будет комиссии Грузия-НАТО на высшем уровне. Дело в том, что до последнего времени у грузин с натовцами была только комиссия на уровне министров иностранных дел. В этом году у них появилась возможность впервые провести заседание на уровне глав государств. Инициатива американцев лишает Тбилиси такой прекрасной, с точки зрения политтехнологии, возможности.
Итак, совместное с украинцами заседание для грузин - шаг назад. И делать его они не хотят. Давно минули те дни, когда Тбилиси рассматривал Киев как локомотив в политике вступления в НАТО. Грузинские власти уже давно не хотят, чтобы вопрос евроатлантической интеграции Грузии рассматривался в связке с Украиной: более последовательные грузины достигли значительно большего прогресса в выполнении своего домашнего задания в реформировании сектора безопасности, обороны и прочих сферах, нежели украинцы.
Дипломатические бои за проведение специального заседания по Украине с участием украинского президента затеняют работу по наполнению содержанием этой будущей встречи и итоговой декларации саммита.
Порошенко заявляет о планах Украины получить ПДЧ. Но поскольку пока этот вопрос не стоит в повестке дня, в Брюсселе Киев рассчитывает стать участником Программы расширенных возможностей для особых партнеров НАТО. Ее участники - Австралия, Грузия, Иордания, Финляндия и Швеция. По словам дипломатов, это высший уровень сотрудничества, на который могут рассчитывать страны, не являющиеся членами альянса.
Не очень понятно, зачем Украине, являющейся страной-аспирантом, необходимо присоединяться еще и к программе, которая не предполагает подготовку к членству. У Киева и так хватает работы над домашним заданием. В частности, необходимо выполнять Годовые национальные программы: реформировать сектор безопасности и обороны, бороться с коррупцией и проч. Принять закон "О национальной безопасности". Реализовать свое предложение двухлетней давности, создав платформу для взаимодействия между Украиной и НАТО в сфере противодействия гибридным угрозам, и т.д., и т.п.
Похоже, как и в случае с Комплексным пакетом помощи, официальный Киев просто нуждается в "продукте", который в предвыборный год президент сможет продемонстрировать украинским избирателям как достижение от участия в саммите. Впрочем, как и в случае с КУН на высшем уровне, у нашей страны нет шансов стать участником Программы расширенных возможностей на саммите НАТО в Брюсселе.
Поэтому велика вероятность, что от брюссельской встречи у официального Киева останется преимущественно раздражение, разочарование и досада, поскольку его результаты будут достаточно скромными для украинской власти. Но для Украины и ее граждан этот саммит будет означать еще один шаг (пусть и небольшой) на долгом пути к обретению членства в альянсе.