Тринадцатый год украинские и российские дипломаты обсуждают за столом переговоров проблему раздела зарубежной собственности бывшего СССР. И это при том, что все участники переговорного процесса, прямые и косвенные, заинтересованы перевернуть эту страницу в украинско-российских отношениях как можно быстрее.
Для Москвы затягивание переговоров означает отсутствие чистоты титула (т. е. юридической чистоты) загрансобственности бывшего СССР в ряде стран, в частности в Европе. А это, в свою очередь, мешает перерегистрации недвижимого имущества и блокирует возможность любых операций с ним. Именно в европейских странах, по неофициальной информации, сосредоточено около 50% всего зарубежного недвижимого имущества экс-СССР. Тем временем, печалится замглавы российского внешнеполитического ведомства Анатолий Потапов, «бесхозная собственность приходит в упадок, теряет товарный вид и цену».
Киев же хочет поскорее получить от России помещения для своих иностранных представительств. Увы, Украина сегодня не в состоянии купить столько зданий за границей, сколько необходимо для нормального функционирования ее дипломатических миссий. Аренда же помещений — тяжелое бремя для украинского бюджета. К тому же в Киеве не могут не учитывать и тот факт, что чем дольше длятся переговоры, тем больше у россиян шансов стать полноправными собственниками имущества бывшего СССР: за давностью лет Москва как добросовестный пользователь может получить вожделенное право собственности на спорные объекты.
Для многих же иностранных государств, на чьей территории находятся объекты, на которые претендует Украина, отсутствие договоренности между Киевом и Москвой становится серьезным препятствием для решения вопросов, связанных с их недвижимостью в России. О чем представители третьих государств не раз говорили украинским дипломатам во время встреч и официальных переговоров.
Но, несмотря на горячее желание Киева и Москвы поскорее разделить недвижимое зарубежное имущество бывшего Советского Союза, украинские и российские дипломаты ненамного приблизились к решению проблемы… Утешением здесь может служить лишь то, что переговоры по вопросам правопреемства распавшейся в 1918 году Австро-Венгерской империи, включавшие также и проблематику собственности, завершились только в 1986 году.
С момента распада Советского Союза Украина активно включилась в борьбу за часть зарубежной собственности бывшего СССР. Но если отследить, как трансформировались украинские подходы за все время переговорного процесса, то не трудно заметить, что в эти двенадцать лет официальный Киев шаг за шагом сдавал свои позиции. Если вначале еще речь шла о передаче в собственность части недвижимого имущества, то сегодня обсуждается вопрос об аренде помещений, принадлежащих России…
В 1992 году Киев как один из правопреемников СССР, претендующий на его активы, направил внешнеполитическим ведомствам ряда стран ноты, с просьбой не перерегистрировать недвижимое имущество бывшего Советского Союза на Российскую Федерацию. Летом же 1992 года Украиной и Россией были подписаны два соглашения — «О дальнейшем развитии межгосударственных отношений» и «О реализации права на заграничную собственность бывшего СССР для целей дипломатических, консульских и торговых представительств», в которых Москва брала на себя обязательства выделить Киеву в собственность часть имущества бывшего Советского Союза за границей.
Однако в декабре 1994 года россияне сумели добиться от украинцев подписи под двумя документами, во всех отношениях невыгодными Киеву, — «Соглашением между Украиной и Россией об урегулировании вопросов правопреемства относительно внешнего государственного долга и активов бывшего СССР» (т.н. соглашение о «нулевом варианте) и «Протоколом между правительством РФ и правительством Украины о передаче Украине до 1 июня 1995 года в пользование для размещения и нормального функционирования дипломатических, консульских и торговых представительств и их персонала зданий и помещений». Напомним, что по соглашению о «нулевом варианте», правопреемником бывшего СССР по внешнему долгу и активам, включая и зарубежную собственность, признавалась РФ.
Украинские дипломаты говорят, что чиновники, готовившие эти материалы, провалили порученную им работу. (Именно за этот провал, кстати, из МИДа был уволен тогдашний заместитель министра иностранных дел Александр Макаренко, завизировавший скандальные документы.) Например, ст.1 межправительственного протокола предполагает, что РФ передаст Украине до 1 июня 1995 года (!) в пользование (а не собственность. — В.К.) помещения для дипломатических, консульских и торговых представительств.
Нарекания вызвало и приложение к протоколу, где были упомянуты страны, по передаче собственности в которых Украине стороны обязывались продолжить переговоры. Этот документ был согласован с россиянами, однако те его не подписали. Более того, ссылаясь на неверное оформление (приложение не было подшито к протоколу), сегодня российские дипломаты его не признают.
Удивляет и список упомянутых в протоколе стран, в которых россияне предложили украинцам попользоваться объектами недвижимости: Ботсвана, Габон, Йемен, Мавритания, Центральноафриканская Республика… Понятно, почему эти страны были внесены в список: для России огромное количество недвижимого имущества в них — ненужный балласт. Но и Украине не нужны помещения в этих государствах: маловероятно, что там вообще когда-нибудь появятся украинские посольства.
В какой-то мере исправить ситуацию Киев попытался в 1997 году. Тогда Верховная Рада приняла постановление «О порядке ратификации соглашения между Украиной и Российской Федерацией об урегулировании вопросов правопреемства по внешнему государственному долгу и активах бывшего СССР», в котором, кстати, Украина признавалась полноправным правопреемником активов бывшего СССР.
Согласно этому документу, соглашение о «нулевом варианте» может быть ратифицировано только после выполнения Россией ряда условий. Как то: предоставления полной информации о размерах золотого запаса и Алмазного фонда СССР, имущественной и стоимостной описи активов Союза в Госбанке, Гохране, Внешэкономбанке СССР и загрансовбанках, полного погашения задолженности Внешэкономбанка СССР перед юридическими и физическими лицами Украины, а также применения Россией в отношении Украины в полном объеме режима свободной торговли…
Насколько известно, Александр Моцик, глава украинской делегации на переговорах по разделу собственности бывшего СССР за границей, на встречах с российскими дипломатами постоянно поднимает вопрос о предоставлении Киеву в полном объеме информации о недвижимом имуществе экс-СССР. Однако россияне отказываются это делать. С другой стороны, хотя соглашение о «нулевом варианте» и протокол не были ратифицированы Верховной Радой, а значит, не накладывают на Украину каких-то серьезных обязательств, складывается впечатление, что официальный Киев участвует в переговорном процессе в рамках именно этих двух документов. Похоже, что альтернативную линию поведения — отклонение «Соглашения между Украиной и Россией об урегулировании вопросов правопреемства относительно внешнего государственного долга и активов бывшего СССР» — и активизация вопроса о перераспределении активов и пассивов бывшего СССР официальный Киев не рассматривает, поскольку этот путь чреват серьезными осложнениями в сфере политических отношений с Москвой. А на этот шаг вряд ли кто в Украине решится…
На сегодняшний день предметом переговоров является количество стран и объектов недвижимости, их статус, механизм передачи загрансобственности Украине. Как показали последние раунды переговоров, возобновленные летом 2001 года после долгого перерыва, Киев и Москва до сих пор по-разному понимают цифру «36», по поводу которой было достигнуто соглашение в начале девяностых. Если в Украине говорят о 36 странах, в которых Киев собирается получить объекты недвижимости, то в России полагают, что речь идет о 36 объектах.
Год назад украинские и российские дипломаты сделали шаг вперед, согласовав список из семи стран (Австрия, Германия, Египет, Индия, Польша, Сирия, Чехия), в которых Россия готова передать Украине семь объектов. Впрочем, этот успех довольно иллюзорен: страны определены, но все-таки нет четкости относительно количества объектов, которые россияне готовы передать Киеву. Ведь серьезные споры идут и вокруг того, что считать одним объектом. Например, в Берлине по разным юридическим адресам находятся три здания, принадлежавших дипломатическому ведомству бывшего СССР. Украинцы утверждают, что это один объект, россияне — что три совершенно разных…
На последнем раунде переговоров, состоявшемся на прошлой неделе, украинская и российская делегации договорились завершить процесс согласования полного перечня объектов собственности бывшего Советского Союза для передачи Украине. Наши дипломаты уже передали российским коллегам свой вариант списка стран и объектов (в основном это европейские государства). Россияне, в свою очередь, пообещали предоставить на следующий раунд переговоров (который должен состояться в конце ноября — начале декабря) информацию о том, какую собственность Россия может передать Украине.
Декларируемая позиция Украины состоит в том, чтобы эти объекты перешли в ее собственность. Но Россия, по имеющейся у «ЗН» информации, категорически возражает против такого подхода, настаивая на передаче имущества в пользование: в Москве не собираются вести разговор о перераспределении собственности. Ведь это означало бы отход от принципа «нулевого варианта», а российская дипломатия не намерена пересматривать это соглашение.
В результате россияне предлагают украинцам взять объекты загрансобственности в долгосрочную аренду (на 99 лет или «49 лет плюс 49 лет» с арендной платой доллар в год), притом на условиях, близких к статусу собственности: Украина не будет иметь лишь права их продавать или сдавать в субаренду. И, насколько известно, официальный Киев готов рассматривать такой вариант. Но что будет после того, как завершится срок аренды? Или здесь действует правило Людовика XV — «после нас хоть потоп»? Кстати, эксперты уже сейчас прогнозируют, что согласие официального Киева на долгосрочную аренду вызовет серьезную критику внутри страны.
Если же говорить о механизме передачи собственности, то россияне предлагают поэтапную передачу Украине объектов недвижимости. Это означает, что по мере определения объектов загрансобственности в той или иной стране Украина отзывает свои ноты из внешнеполитических ведомств этих государств. В Киеве исключают подобный подход, поскольку не без оснований опасаются: если отозвать ноту из одной страны, то будет создан прецедент, который, в свою очередь, поставит крест на переговорном процессе.
Напомним, что в прошлом россияне уже пытались в одностороннем порядке перерегистрировать собственность в некоторых европейских странах, в которых Украина претендует на часть недвижимого имущества бывшего СССР. Тогда, ссылаясь на ноты, отправленные еще в 1992 году, Киев обратился в местные суды. В 2001 году сразу в трех европейских странах — Великобритании, Германии, Дании — начались судебные процессы. В Великобритании Украина выиграла дело. И теперь россияне в туманном Альбионе имеют на недвижимое имущество бывшего СССР ограниченные права: они пользуются им, но не имеют права его отчуждать. Что же касается Германии и Дании, то, по имеющейся информации, судебные разбирательства там еще продолжаются.
Сегодня официальный Киев придерживается формулы «пакетного решения»: поскольку переговорный процесс продолжается, то перерегистрация объектов зарубежной собственности бывшего СССР должна быть приостановлена. Последняя должна произойти только тогда, когда будет найден компромиссный вариант по всем странам и объектам. По имеющейся у «ЗН» информации, этот подход готовы принять и в Москве.